Взгляд Русской Православной Церкви на УПЦ Киевского Патриархата

«Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь».

Вероятно, некоторые православные христиане слышали о том, что на Украине достаточно много разных церквей. УПЦ КП, УПЦ МП, УАПЦ, ПЦУ – все это разные церкви, со своей историей, большая часть из которых появилась в конце XX – начале XXI вв. Сегодня мы попробуем объяснить, как РПЦ относится к Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (или коротко – УПЦ КП).

История Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (входит в состав РПЦ) обычно начинается с присоединения Киевской митрополии в Московский Патриархат в 1686 году, с дарования грамоты Вселенским (Константинопольским) Патриархом Дионисием. И с этого события, когда земли современной Украины начинали входить полностью в состав Российской империи, существовала сначала УПЦ МП, а после – Священный синод.

Уже в 1917 году, в разгар революционных настроений, на территории Украины в епархиях начались автокефальные настроения, то есть попытки приобрести автокефалию – независимость от других Поместных Церквей. Так, автокефалией сейчас обладают 15 Православных Церквей, которые находятся в поместном общении друг с другом и которые признают друг друга (Русская, Иерусалимская, Грузинская, Константинопольская, Сербская, Антиохийская, Александрийская и другие). Но среди них нет УПЦ.

Что касается самой УПЦ КП, то ее история началась в 1992 году в Харькове, в результате проведения Собора Украинской Православной Церкви, на котором за преступления перед Церковью в служении был запрещен митрополит Филарет (Денисенко). Вскоре после этого митрополит Филарет, который был лишен сана, решает провозгласить Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата и объявить о том, что все имущество и казна Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (подразделения РПЦ) переходит в собственность УПЦ КП.

По словам игумена Феодосия (Снигирёва), «УПЦ КП не является ни церковью, ни частью какой-либо Поместной Церкви». Игумен называет УПЦ КП как «самостоятельную политико-религиозную структуру без апостольского преемства иерархии». И многие церковные преступники, по словам игумена, поддержали митрополита Филарета. Члены УПЦ КП провозгласили главу своей церкви «Святейшим Патриархом Киевским и всея Украины». Члены УПЦ КП отрицали законность того самого перехода, совершенного в 1686 году.

УПЦ КП вскоре перестала существовать, поскольку вошла в состав Православной Церкви Украины (ПЦУ), которая признана лишь 4-мя Православными Церквями из 15, и которая появилась в результате решения Константинопольского Патриарха в 2018 году. Из-за того решения, а также по причине дарования ПЦУ автокефалии, Русская Православная Церковь вступила в конфликт с Константинопольской Православной Церковью. В результате этого конфликта между нами было утрачено евхаристическое общение.

Архиепископ Боярский Феодосий (Снигирёв), говоря об апостольском преемстве, отмечает, что Православная Церковь создана Иисусом и берет свое начало из времен Христа и апостолов. Христос сказал ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). В УПЦ Киевского Патриархата апостольского преемства никогда не было: она создана искусственно, на собрании мирян. Оторванность сей религиозной организации от истинной Церкви Христовой привела к тому, что в совершаемых "таинствах" УПЦ КП нет благодатности. Архиепископ описывает "таинства" как повторение внешней формы обряда с отсутствием благодати Святого Духа. Из-за этого священнослужитель называет "таинства" УПЦ КП недейственными. Порой обманутые люди, крестившиеся сами и/или крестившие детей в Киевском Патриархате, уезжают в другое место и узнают о правилах и духовных законах православия. Осознав, что на самом деле они некрещеные, они вынуждены креститься по-настоящему.

Comments (0)
Add Comment