Явление Божьей Матери с Ангелами в Киеве на стене собора и необъяснимый жест Богомладенца, который так и остался неразгаданным

Удивительное явление произошло в Киеве, где Матерь Божия проявилась на стенах собора. Ее сопровождали Ангелы, а младенец делает необычный жест. Что это было и когда, расскажем далее.

Во второй половине девятнадцатого века, образованные люди, поглощенные рационалистическими идеями, относились к чудесам с осторожностью и скептицизмом. Исключение составляли лишь исследования так называемых спиритических явлений. Легенды, зарождавшиеся среди верующих, оставались без внимания.

В результате, одно из значительнейших чудес Киева того времени – явление Богородицы строителям Владимирского собора – осталось без должного распространения, несмотря на то, что свидетельствовали о нём не «обычные люди», а оно нашло отражение в великолепном произведении искусства.

Адриан Прахов, профессор искусствоведения, курировавший роспись собора, и А. Баумгартен, вице-губернатор и председатель комиссии по строительству собора, в отношениях между собой не складывались. Они не были ни друзьями, ни близкими товарищами, что исключало вероятность их тайного сговора.

4 января 1885 года оба собрались в притворе собора для осмотра стен, подготовленных под роспись. Входя в храм, они засвидетельствовали последующие события в документе на отдельном листе бумаги, извлеченном из папки профессора. Документ гласил:

«4 января 1885 года, прибыв во Владимирский собор для разных соображений, мы, ниже подписавшиеся, остановились близ входных дверей, говоря об украшениях главного алтаря. Затем после молчания, во время которого каждый из нас всматривался в запрестольную стену, сначала недоверчиво стали проверять друг друга, что представляется каждому из нас на той стене, и затем сознались друг другу, что видим на ней изображение, здесь начертанное (к тексту прилагался рисунок), образовавшееся из пятен штукатурки.»

(Председатель строительного комитета собора вице-губернатор Баумгартен, профессор Санкт-Петербургского университета Адриан Прахов).

На эскизе Прахова представлена полноростовая фигура Пресвятой Девы, держащей на руках Младенца Христа с вытянутыми вперёд ручонками. Значение данного жеста остаётся загадкой: может ли это быть призыв, благословение или возможно предостережение? Вокруг изображения Богородицы устроители церкви наблюдали и "ангелов, следующих за Нею и склоняющихся в поклонении".

И Прахов, и Баумгартен были убеждены в том, что стали свидетелями чудесного знамения и не скрывали свои впечатления от окружающих.

В городе распространились слухи о том, что Пресвятая Дева явилась в новоосвящённом храме и указала, как должно быть выполнено Её изображение.

Интеллигенция скептически отнеслась к этому рассказу и предпочитала умолчать о нём, особенно учитывая, что в событиях участвовали личности с установленным авторитетом.

Лишь спустя несколько месяцев, 28 июня 1885 года, редакция "Киевлянина" осмелилась предложить своё объяснение происшествия.

В статье газеты утверждалось, что на строительствах из-за неравномерного высыхания штукатурки часто появляются пятна, что может подстегнуть чрезмерную фантазию видеть несуществующие образы. Журналисты утверждали, что в соборе не произошло никакого чуда, а фигура Богородицы была лишь иллюзией, увиденной строителями.

Но это лишь было предположением журналистов и не более того.

И профессор Прахов не разделял мнения журналистов. Несмотря на отсутствие особой религиозной преданности, он приложил все усилия, чтобы в фресках собора Богоматерь была изображена в точности как на его эскизе 1885 года.

В реализации этого возникло препятствие в виде круглого окна апсиды, расположенного в нижней части теперь существующего изображения. Окно было закрыто. В месте апсиды, где появилось изображение Богородицы с Младенцем, как отмечал профессор Н. Петров, предполагалось написать "Знамение Божьей Матери", но Прахов, используя предоставленное ему Министерством внутренних дел право "самостоятельно определять священные изображения", настоял на своём.

В итоге центральное место в храме было отведено для другого изображения.

В марте 1885 года профессор вступил в договорные отношения с Виктором Васнецовым касательно оформления стен собора. В сентябре того же года художник предоставил управляющему строительством комитету свои проекты росписи для центральной части храма. Представленный им проект запрестольной стены алтаря удивительно совпадал с наброском А. Прахова.

Так, неясный изначально образ Матери Божией, который неожиданно сам проявился на стенах храма сразу после завершения штукатурных работ, благодаря несокрушимой уверенности А. Прахова в божественное откровение, воплотился в апсиде собора и продолжает поражать верующих своим таинственным жестом, который может быть истолкован как предостережение или как благословение.

Однако не стоит предполагать, что профессор навязывал художнику свое видение. Скорее, есть основания считать, что Виктор Васнецов увидел образ Матери с Младенцем ранее, чем это произошло у Прахова и Баумгартена.

Зарождение этого необыкновенного образа пришлось на 1871 год, когда художник создал миниатюрное изображение Девы Марии и подарил его супруге своего мецената Саввы Мамонтова. Она разместила это изображение в изысканном киоте рядом с иконостасом в абрамцевской церкви.

После заключения контракта с А. Праховым, Васнецов вернулся к образу, который посетил его в 1871 году, и воплотил его в масштабе монументального искусства. Согласно семейной традиции, уходящей корнями в прошлое, Васнецов нарисовал лицо Младенца Христа во Владимирском соборе, опираясь на этюд, выполненный с его сына Михаила, который в будущем стал священником.

Виктор Михайлович Васнецов вспоминал, как однажды весной его супруга Александра Владимировна впервые вынесла на улицу их малыша Михаила, и в этот момент произошло чудо – ребенок, находясь на руках у матери, инстинктивно повторил тот жест, который когда-то представился его отцу. Увидев облака, плывущие по голубому небу, и птиц, парящих в воздухе, он из радости махнул ручками, словно пытался обнять и прижать к сердцу все то новое и удивительное, что он увидел впервые.

Таким образом, сам художник объяснял «символический жест рук Богомладенца, который не всем дается понять» (цитируя профессора Н. Петрова), хотя этот жест был нехарактерен для традиционной иконографии.

Образ Богородицы Васнецова имел огромный успех. Со временем живописный комплекс собора стал образцом, по которому расписывались церкви как в самом Киеве, так и далеко за его пределами.

Торжественное освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны.

В народе этот случай называют, как "Чудо «Васнецовской» Богоматери".

Слава Богу за все!

Другие публикации канала

Луганская старица Параскева: пророчество о Киеве и последних временах, ее подвижничество и жизньПравославие.ONE24 апреляСтарица Сепфора пророчествовала о победе России, исчезновении Америки, возможном приходе коммунистов и Царя, который станет гарантомПравославие.ONE23 апреляТри рязанских сестры пророчицы предсказали: «Спасутся те, кто будут жить не так, как все!»Православие.ONE22 апреля

Comments (0)
Add Comment