Сегодняшний день в Православной Церкви посвящается воспоминанию о Явлении на небе Креста Господня в Иерусалиме, которое стало свидетельством истинности Православной веры. Произошло это в период царствования Констанция, который впал в ересь арианства. Об арианстве скажем чуть подробнее.
Отмечается, что это учение стало первой ересью вселенского масштаба. Появилось оно в Александрии, в период 315-320 годов, названо в честь пресвитера Ария, который стал ярчайшим представителем сего учения. Представители арианства продвигали идею, что Бог-Отец не всегда был Отцом, то есть, отрицали вечное отцовство Бога. Арий размышлял о том, что Сын всегда идет после Отца, стало быть, Он сотворен Отцом и имеет тварную природу, как и все прочие творения (употребление выражения "тварная природа" означает, что это сотворено из ничего, сотворено Богом; тварность – это несамобытность). Бог-Отец же, согласно идеям Ария, имеет иную природу – вечную и Божественную. Таким образом, Арий выдвигал идеи, в корне противоречащие христианству.
После Первого Вселенского Собора, на котором большинством епископов было осуждено арианство и принят Символ Веры, Арий отправляется в изгнание. В Никодимии он пишет книгу под названием "Фалия". Сей труд представлял собой изложение арианского учения для простого народа. Это привело к тому, что об арианстве стали постоянно говорить даже на улицах и рынках. Афанасий Великий писал: «Хочешь узнать цену на хлеб – отвечают: "Отец больше Сына". Спрашиваешь, готова ли баня, – говорят: "Сын произошел из ничего"».
В 351 году в мире произошло великое чудо – Явление на небе Креста Господня в Иерусалиме. Так, в дни святой Пятидесятницы (7 мая по старому стилю) в третьем часу (по нашему времени это произошло около 9 часов утра) весь Иерусалим видел дивное знамение на небе: Крест Господень. Он простирался от святой горы Голгофы (где распяли Господа нашего Иисуса Христа) вплоть до Елеонской горы (там находится Гефсиманский сад, где Христос перед страданиями усиленно молился и был предан Иудой), которая находится от Голгофы на расстоянии 15 стадий (примерно 5,6 км).
Этот Крест был равноконечным, сиял ослепительным светом, который превосходил даже свет солнечный, переливался цветами радуги и источал непомерную красоту. Все, кто находился в Иерусалиме, оставляли все свои занятия и заботы и направлялись в святой Храм Воскресения. Люди испытывали и страх, и ужас, и вместе с этим – удивление, трепет и радость от чудесного Божественного знамения. Причем среди людей были и православные христиане, и иноверцы, и чужеземцы, и странники, и все старцы и юноши, мужчины и женщины, девы и вдовы – все от мала до велика. И каждый хранил в своем сердце тепло и умиление и громко прославлял Господа нашего Иисуса Христа.
Это событие помогло еретикам прийти к пониманию истинности христианской веры, поскольку они увидели в явлении Креста Божественную славу Христа. Историк Ермий Созомен свидетельствует о том, что благодаря сему явлению, множество иудеев и эллинов пришли к истинной вере.
Сегодня в православных храмах на богослужениях поются тропари и кондаки воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Так, в тропаре поется о мощи Креста Господня, силе его над солнечным светом, об открытии Спасителем в нем силы, чтобы укреплять нас в вере и спасать нас. В кондаке поется о Пречистом Кресте, от сияния которого мы приходим к Свету.
Митрополит Платон Киевский, размышляя о Явлении на небе Креста Господня, наставляет нас не только на благодарение Господа за наше спасение, но и на моление Его о прощении наших грехов. Господь Иисус Христос умер за нас позорной смертью путем распятия на кресте, как распинали беззаконников в те времена.