Вопрос:
«За кого нельзя подавать записки в храме?»
Отвечает батюшка:
Во-первых, за не крещенных. Церковь – тело Христово, и мы, соответственно, молимся евхаристической молитвой на литургии только за тех, кто является этим телом. Дело в том, что мы помолиться не можем, мы не можем на литургии помянуть этого человека, не можем с просфоры вынуть частичку и окунуть ее потом в чашу с кровью Христовой по окончании Литургии.
Такая молитва немыслима, но можно помолиться о нем дома. Даже священник может дома или в храме о нем помолиться, но не может помолиться литургически, повторюсь.
Мы, соответственно, не подаем записки об инаковерцах и иноверцах: за протестантов, за католиков, за мусульман, за буддистов, за зороастрийцев.
Не молимся за неверующих, даже если он и крещён, но при этом отвергает церковь, отвергает Христа как Бога, рад бы даже раскреститься. В общем, крещённых неверующих мы не поминаем, точно так же, как и не крещённых неверующих.
Если ты сменил вероисповедание, то тоже здесь уже церковное поминовение совершенно немыслимо. Если ты сознательно перешёл на сторону зла – гадалки, экстрасенсы, всякие ясновидящие.
В общем-то человек, который с головой ушел в ложную мистику, в ложную духовность, в эзотерику, тот, кто предал Христа, перешел на сторону сатаны, на сторону зла, хотя думает, что на самом деле совершенно нет. Людей, которые занимаются магией, естественно, упоминать немыслимо в границах церкви.
Если речь идёт об упокоении, о молитве за усопших, мы не поминаем в церковной молитве в храме, ещё раз подчеркну, самоубийц и точно так же, как и с живыми инаковерцев, инославцев, иноверцев, католиков, протестантов, армян, иудеев.
Я говорю не о национальности, а о религии, потому что армяне могут быть крещены в православной церкви, но те армяне, которые ходят в армянскую апостольскую церковь, они не могут быть помянуты в православной церкви, не могут быть крещёнными и так далее. То есть это тоже некий пререкаемый вопрос и неожиданный для самих армян. С иудеями тут все понятно, с католиками и протестантами тоже.
Со старообрядцами та же история, кроме тех, кто является так называемыми единоверцами. Тоже долгая история, поэтому, если ваши бабушки, дедушки старообрядцы еще живы, то все-таки уточните, к какому течению они принадлежат.
Самоубийц мы тоже в церковных записках не поминаем, но может читаться молитва Льва Оптинского дома. Можно творить за них милостыню.
Ну и повторюсь, то, что церковная молитва немыслима за эти категории людей, это не значит, что вы не можете молиться о них дома, не можете желать им всего самого лучшего, не можете проживать свою жизнь вдвое лучше, будучи родственником неверующего мужа или усопшей неверующей бабушки.
Все равно мы все взаимосвязаны, и наша праведная жизнь так или иначе благополучно влияет на загробную жизнь наших усопших родных, даже если они Христа не знали или знали как-то очень посредственно.
Текст основан на видео с канала священника Владислава Берегового
Читайте еще:
Церковные записки: всё что нужно знать православным
Слышат ли нас умершие? Что об этом говорят священники Молятся ли за нас умершие? Объясняет батюшка Что дает сорокоуст усопшему? Вот что говорил об этом отец Димитрий Смирнов