За временные грехи — вечная мука. Почему?

Вопрос:

«Почему за временные грехи, временные ошибки, за ошибки в неведении Бог наказывает человека вечными муками? Почему такая несоизмеримая расплата? Почему такая вопиющая несправедливость? А может быть даже, почему Бог такой жестокий?»

Отвечает батюшка:

Все дело в том, что люди живут и мыслят в категориях «дело-наказание», очень часто мыслят именно внешними категориями. И мы все склонны к этому, потому что все люди склонны к фарисейству, к высокоумию, к буквализму. И к этому очень часто, к сожалению, ведет злоба и нелюбовь к окружающим людям, отсутствие жалости к ним.

Но как бы мы бы не хотели, тем не менее, перед нами поставлены определенные задачи, как мы уже неоднократно говорили, что человек здесь находится для того, чтобы сделать выбор. И Царствие Небесное и вечные муки – это не награда в собственном смысле слова и не наказание. Хотя и награды, и наказание там существуют.

Но наказание, если мы будем иметь в виду этимологию слова, то есть наказ, это слово славянское, имеет в виду наставление, которое должно иметь какое-то исправление. И поэтому, собственно, о наказании здесь не может быть и речи. Потому что как мы знаем, по учению церковному, было принято с IV века держаться именно такой точки зрения.

Хотя у некоторых отцов, у меня есть лекция о покаянии за гробом, я там привожу некоторые цитаты, и профессор Осипов в одной из своих книг приводит цитаты именно древних отцов, где они допускали возможность исправления, в том числе Исаак Сирин, хотя он принадлежал уже несторианской церкви, то есть они допускали такую возможность исправления.

Но, тем не менее, их было меньшинство, и это мнение потом не получило никакого распространения. Хотя такие святители, как Григорий Нисский, который все свое богословие именно на этом учении основывает.

И это, кстати, очень важно. Это не просто теологумен какой-то, это его богословие. Оно просто пронизано этим учением о том, что все будут прощены и все получат раскаяние.

Но это, собственно, не наказание и даже не расправа, и даже не месть Бога. Это продукт самоопределения человека. В этом мире человек должен определиться, с кем он будет: с Богом или без Бога.

Хочешь быть с Богом? Тогда привыкай быть с Богом. Быть с Богом, прежде всего, как можно? Евангелие от Иоанна, потом послание от Иоанна, прям четко, конкретно говорят о том, что любить Бога – значит любить ближнего.

Хочешь быть с Богом – люби ближних, жалей их, относись к ним с милосердием. Не грабь, не насилуй, не уничтожай. Заботься. Правитель ли ты, смотри за своим населением, чтобы оно не бедствовало, наказывай воров, не поощряй разбойников.

Начальник ли ты, не задерживай заработную плату, не кидай рабочих. Каждый трудящийся достоин своего пропитания. Заболел человек, нужно помочь. Не нужно ничего делать сверх меры. Нужно делать то, что в наших силах, помогать по возможности и не поступать подло по отношению к тем, кто нас окружает.

И тогда в целом мы будем похожи на Бога и, возможно, станем способными находиться в Царстве Небесном. Если же мы отвергнем этот путь, то очень часто многие думают, что вот я покаюсь, пойду там в церковь пожертвую, или храм построю, или еще там что-то, и мне там проститься. Да проститься-то оно простится. И многие грехи Бог даже, может быть, их и не вспомнит, и не воспомянет их.

Дело не в этом. Дело в выборе человека и в его настрое, то есть готов ли ты будешь, сможешь ли ты находиться в раю или хочешь ли ты находиться в вечных муках в геенне вместе с дьяволом. Хочется ли тебе там быть?

И вот это самоопределение по учению святителя Иоанна Златоуста как раз именно и выражает суть этой проблемы, что в этом мире нас Бог не наказывает по большому счету, потому что нас уничтожить нужно за наши грехи, просто взять, просто и всех сжечь, потому что мы все грешники. Но Бог этого не делает, потому что суть-то не в этом, и задача не такова.

Но святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что должно быть место в духовном мире после смерти, где будут находиться те люди, которые не хотят быть с Богом. Это причина, по которой существует ад. Почему геенна, озеро огненное, уготованы дьяволу и ангелам его, то есть служителям?

Потому что они не хотят быть с Богом. Поэтому Бог в конце времен уготовал как бы «место», где будут находиться те существа, в том числе и люди примкнут туда, которые не захотят быть с Богом.

И поэтому вот это вечное состояние зависит от того, не что человек делал в этой жизни, хотя это тоже будет очень сильно влиять, а все-таки главное именно в расположении человеческого духа, в его воле, в его устремлении. К чему человек стремился, чего хотел, то он и получит.

И поэтому, когда мы задаем такие вопросы, то в этом есть некоторая бесовская уловка. Почему? Потому что бесы нам накручивают постоянно в нашей голове такие искушения, поворачивают под иным углом зрения проблему, особенно когда мы еще и не знаем некоторых учений православных и духовных, и начинают нас мучить, чтобы мы начали роптать на Бога, перестали ему верить, даже, может быть, родилось в нашей душе озлобление против него и обида на его такую жестокую несправедливость.

Текст основан с канала «Боговидец»

Читайте еще:

Когда можно причаститься после греха рукоблудия и осквернения?Святые места31 январяПосланные нам страдания — это Божья воля? Объясняет батюшкаСвятые места10 декабря 2023Молитва вам не помогает? Объясняем почемуСвятые места3 декабря 2023С каких слов нужно начинать исповедь. Что об этом говорят батюшкиСвятые места5 ноября 2023

Comments (0)
Add Comment