Крестный ход – это торжественное шествие христиан с большим крестом (запрестольным или выносным), от которого и пошло название события, с целью испрошения Божьей милости, Божьей помощи, благодати и прославления Господа. Обычно встречается в традициях Православной Церкви, но нередко и в восточнокатолических Церквях.
Во время Крестного хода выносится большой крест, священнослужители и церковнослужители несут иконы и хоругви, идут попарно в полном облачении, позади идут остальные участники шествия, поется молебный канон. Совершается ход "противосолонь", то есть по часовой стрелке навстречу солнцу.
Существуют разные виды таких священных ходов. В основном, их разграничивают по целям и по маршруту. Так, например, по целям Крестные ходы делятся на:
- регулярные, совершаемые в честь важных дат, праздников и событий, почитаемых в Православной Церкви (например, на Пасху, в честь Николая Чудотворца, представления равноапостольного князя Владимира, в честь погибших в Великой Отечественной войне);
- чрезвычайные, которые совершаются в установленное календарное время по случаю той или иной ситуации (например, от засухи, градобития, наводнения, от эпидемий, войн и других происшествий).
По маршруту мы можем выделить такие шествия, как:
- замкнутые, когда точка начала хода совпадает с точкой конца (в основном, это круговые ходы, такие как обход храма, села, поля, города);
- незамкнутые, где исходные и конечные пункты не совпадают (от храма к храму, на кладбище и т. д. К примеру, маршрут Крестного хода с иконой Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной совершается от Знаменского мужского монастыря, находящегося в городе Курске, до Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни в поселке Свобода, Курской области).
История Крестных шествий берет начало из Библии. В Ветхом Завете мы можем встретить образы Крестного хода, когда, например, народ Израиля совершает обход вокруг стен города Иерихон и, по воле Божьей, берет этот город (Нав. 6:1-4); или когда царь Давид перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов (2Цар. 6:12).
В Новом Завете Крестный ход запечатлен во всех четырех Евангелиях, когда Иисус Христос, страдая, нес свой крест на Голгофу (Мф. 27:31-32, Мк. 15:16-21, Лк. 23:26-31, Ин. 19:16-17), чтобы принести себя в жертву, очистив все человечество от грехов. Поэтому в христианстве нередко можно встретить фразу "крестный путь", означающую дорогу страданий и бедствий, которую каждый христиан намерен стойко перенести.
Важно упомянуть эпизод, когда Крестный ход был совершен Константином Великим неосознанно. Согласно Священному Преданию, перед решающей битвой против языческого правителя Римской империи Максенция, в 312 году, Константин увидел в небе предзнаменование: составившийся на солнце крест и надпись «сим победиши», то есть «этим (знаком) победишь».
Константин уверовал, приказал своим воинам со своих штандартов срезать римских орлов и повесить на их место крест и монограмму Христа. Тогда же Константин одержал победу над Максенцием (которую рассматривают так же как победу христианства над язычеством), крестился и издал Миланский эдикт, сделав им христианство государственной религией.
Для нас, христиан, участие в Крестном ходе имеет под собой глубокий смысл и значение. Прежде всего, мы, шествуя за крестом, говорим миру и Господу, что мы с Ним, что мы готовы идти и переносить тяжести, невзгоды, великие потрясения и трудности, оставаясь с Господом, любя Его, исполняя Его волю. Во время хода мы молимся о близких, о себе, благодарим Господа и в целом участвуем в некоем паломничестве. Наше участие в Крестном ходе означает наше единение и соборность Церкви Христовой.
Протоиерей Андрей Ткачев сравнивает Крестный ход с «изливающейся чашей», то есть когда у православных христиан вера в Господа, подобная чаше, настолько сильна и преисполнена, что ее не получается скрывать, будто «края чаши, наполненные вином, выливаются наружу». И поэтому православные христиане устраивают Крестный ход, чтобы проповедовать свою веру, молиться и быть в единении с Иисусом Христом.
Священник также подчеркивает важность такого хода в России, где погода и климат редко когда позволяют провести священное шествие, в отличие от Иерусалима и Греции с их благоприятным теплым климатом, где можно организовывать это «хоть каждый день». Отсюда и тот факт, что такое мероприятие в Русской Православной Церкви является долгожданным для каждого верующего человека.
Как говорит Андрей Ткачев, «мы Крестные ходы совершаем, чтобы удовлетворить свои совести, которые чувствуют, что нам много Бог дал». И оттого, что нам Бог дал много благодати, с избытком, мы идем делиться этим избытком с другими людьми.
Также хочется сказать, что в дореволюционные времена (Февральской и Октябрьской революций) Крестный ход был явлением распространенным и массовым, оттого его часто изображали на своих полотнах великие русские художники, картины которых находятся в Третьяковской галерее и Государственном музее России (картины И. Е. Репина "Крестный ход в Курской губернии", "Крестный ход в дубовом лесу", В. Г. Перова "Сельский крестный ход на Пасхе", И. М. Прянишникова "Крестный ход", "Спасов день на Севере").
Однако после прихода советской власти и в период СССР такие шествия устраивались значительно реже, нежели чем в Российской империи и в современной Российской Федерации.