Вопрос:
«Когда есть свободное время либо когда занимаюсь знакомыми задачами (к примеру, уборкой), обязательно что-нибудь слушаю. Иногда вообще весь день провожу в наушниках. Часто слушаю проповеди и видео батюшек на всякие полезные темы.
И вот момент: вроде бы для души слушаешь, а в итоге пусто и в уме, и на душе бывает, когда заканчивается очередное видео. Драгоценные минуты уходят, кажется, что время уходит, а в итоге ничего и не приобрел. Хочется его заполнить, в малом быть верным, но как?»
Ответ:
Действительно есть такая проблема. Особенно она актуальна в тот момент, когда мы только-только начинаем быть верующими, воцерковляться. Сперва в любой свободный момент, когда делаем то, что не требует умственных усилий, включаем православную книгу или песнопения, и с интересом слушаем.
Сперва все бывает нормально. Но проходят месяцы, годы. И мы понимаем, что происходит что-то не то. Мы слушаем, а по итогу в сердце возникает пустота. И мы начинаем анализировать – а зачем вообще это все слушали? Какой в этом был смысл? Как будто бы что-то идет не так.
На самом деле подобное аудиосопровождение – не самое идеальное времяпрепровождение.
В Евангелие есть одна история про сестер Марфу и Марию. Одна из них, когда Иисус пришел к ним в дом, суетилась по хозяйству, а другая села около Него и слушала Его. Первая есть изображение благочестивого телесного подвига, а вторая – душевного.
В принципе, мы с вами совмещаем эти две ипостаси – к примеру, что-то делаем по дому или по работе и одновременно слушаем святых отцов, батюшек, молитвы или проповеди.
Но надо понимать, что цель нашей христианской жизни не в слушании, а в действии. К чему вообще ведут все эти проповеди, лекции?
У них один смысл – чтобы мы на этой земле научились любить Бога.
Когда любишь кого-то, то хочется с ним общаться. А если не любишь, то не хочется.
Из-за того, что у нас нет той любви к Богу, которую хорошо бы иметь, мы склонны свое пустое/свободное время (те периоды времени, когда нам скучно) чем-то заполнять.
Если раньше, до воцерковления, мы слушали передачи по телевизору или какую-нибудь музыку, то сейчас перешли на православное слушание. Это здорово, это надо делать. Но не в том случае, если вы понимаете, что это уже перебор. В том случае, если любую свободную минутку вы тратите на такое слушание, а потом ощущаете пустоту.
Дело в том, что у вас нет внутренней жизни. Нет ее в том самом важном понимании, что вам скучно наедине с самим собой. И когда мы находимся наедине с самим собой, мы не привыкли приглашать в это единение Бога.
Поэтому нам так тяжело, поэтому нам хочется включить радио. Ведь нам вдруг становится грустно. Нам хочется включить одного из полюбившихся нам священников, чтобы тот нас чем-то порадовал, утешил или даже посмешил.
Но как такового общения с Богом у нас в данном случае не происходит.
Что делать в этом случае?
Есть много разных способов и вариантов, и каждый христианин выбирает свой подходящий ему вариант общения с Богом.
Можно, к примеру, попробовать совет владыки Антония Сурожского. Он состоит в том, чтобы мы постарались наедине (когда ничего не отвлекает) попробовать побыть рядом с Богом.
Например, вы делаете какое-то знакомое действие, которое делали до этого тысячу раз (к примеру, нарезаете колбасу или делаете бутерброд). В этот момент надо вспомнить, что Бог вездесущ. Что Бог рядом, что Он внутри вас, что Бог – это тот, кто вас любит и тот, кто хочет с вами общаться.
Если даже Он еще не в вашем сердце, то Он в таком случае как бы стучится в ваши двери и хочет, чтобы вы открыли. Господь хочет быть с нами. И вот в эти минуты, когда у нас есть свободное время, когда мы свободны нашим умом, нам надо впускать в наш ум Бога. Надо с Ним разговаривать.
Можно не разговаривать, если не хочется, а просто ощутить, что Он рядом, что Он здесь. И все дела, которые вы сейчас делаете, делать в присутствии Бога.
Можно за что-то Его поблагодарить. Можно о чем-то попросить. Можно вспомнить про Его заповеди.
От того, чем вы сейчас заняты, зависит и ваша вера тоже.
Если вы будете делать дело хорошо, с памятью про Бога, то тогда это будет христианство. А если делать дело, забыв про Бога, то это будет жизнь в отрыве от Христа.
И пусть даже вы в это время слушаете лекцию какого-то батюшки, все равно вы можете быть оторваны от Христа.
Поэтому, если ощущаете, что есть перебор в плане проповедей и разных подкастов и прочего на тему христианства, попробуйте себя останавливать.
Возможно, вы уже подсели на это, и подобное времяпрепровождение стало для вас чем-то необходимым. Попробуйте потихонечку себя от этого отучать, находить время на то, чтобы пребывать с Богом.
Конечно, мы не дойдем до состояния святых людей, которые созерцали Троицу, пребывали в молчании. Они это практиковали долго, и подобным чудесам, состояниям предшествовал длинный путь. А нам нужно стремиться к богообщению.
Если мы находим радость в том, что имеем богообщение во время Божественной Литургии, если мы постарались, заставили себя, попросили у Бога благодати, и находим это богообщение во время молитв утром и вечером, то теперь можно внедрять это богообщение и в нашу повседневную жизнь, в повседневные дела, чтобы суета нас не затягивала, чтобы мы делали любое дело, помня Господа.
Царь Давид говорит:
Давайте будем пробовать жить точно так же.
Для этого есть много разных способов, но суть одна: попробуйте поставить себе такую задачу, попробуйте не включать лишний раз видео или аудио, если это уже превратилось в привязанность, попробуйте ощутить себя рядом с Богом.
А если вам не хочется разговаривать или нечего сказать, то можно просто побыть в Его присутствии, помолчать, помня о том, что Господь на вас в этот момент смотрит. Он смотрит и ждет, чтобы вы свой взгляд тоже подняли на Него.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст основан на видео:
Читайте еще:
Что нужно и чего не нужно делать в воскресенье православному
Обязательно ли православным ходить в храм каждое воскресенье? Как не отвлекаться от молитвы в храме и дома? Священники отвечают «Мы-то с Вами знаем, что Бога нет»: удивительным случаем из жизни делится священник