15 февраля
Главная соборная площадь города (между улицами Никольской и Рыбинской) застраивалась в первой половине XIX века зданиями в стиле классицизма, большинство из которых сохранилось до наших дней и составляет единый архитектурный ансамбль. Его композиционным центром является собор Успения Богоматери, заложенный 15 августа 1805 г. и выстроенный в 1805-1820 гг. по проекту архитектора Иоганеса Манфрини (проект подписан 1805-м годом), на средства горожан и купцов Козьмы Ивановича Дрожденкова и Ивана Андроновича Замяткина. Говорят, мышкинцы захотели, чтобы у них было "всё по-городскому", и собор они желали построить "не хуже, чем у других". Возможно, поэтому разработать проект будущего храма они поручили иностранцу – Иоганесу Манфрини. Выходец из Италии, он, говорят, был ярым русофилом и преданным поклонником русской архитектуры. Строила этот столь величественный собор артель ярославских каменщиков, а помогали в возведении храма, мышкинские мужики, да и не только… Он был заложен как архитектурная доминанта, в соответствии с планом городской застройки 1777 г. — на холме, в центре большой торговой площади, в окружении торговых рядов, домов купцов и дворян. Даже сейчас Успенский собор поражает своими размерами, а в ХIХ веке явно казался "не по чину" такому крошечному городу иметь столь крупный храм. С запада к храму была пристроена небольшая трапезная и трёхъярусная колокольня.
Успенский собор на сегодняшний день является вторым по величине из всех уцелевших храмов Верхней Волги после рыбинского Спасо-Преображенского храма. Смелая архитектура, богатое внутреннее и внешнее убранство, искусные росписи внутри сделали собор одним из культовых памятников классического периода Верхневолжья и Ярославщины. Его значимость подтвердило участие в одной из служб в 1866 году цесаревича Александра Александровича (будущего Императора Александра III). Успенский собор в уездном городе Мышкин был выстроен в господствующим тогда стиле классицизма, пятикупольным. Центральная глава — пологий классический купол диаметром 14,2 м, малые главы будто «вырастают» из круглых башенок по углам. Четыре пустотелые колонны обеспечивают прекрасную акустику. Как известно, русские традиции "соборостроения" в больших городах требовали обязательного пятиглавия. Причём независимо от того, было ли возводимое сооружение похоже на "эталон" – Успенский собор Московского кремля. Как ни парадоксально это может показаться, храм близок к незатейливым постройкам с самой простой классической схемой "храм кораблём с ротондой на четверике". Таким, как, скажем, Троицкая церковь в Бологом, пусть даже этот храм 1808 года значительно проще мышкинского – они очень близки типически. Можно отметить, что это – тип отнюдь не городского собора, а небольшого сельского, в лучшем случае усадебного храма. Подчёркивая соборный статус своего творения, Манфрини смело вводит в одноглавую схему… пятиглавие. Архитектор модифицирует конструкцию, вводя по углам цилиндрические объёмы во всю высоту четверика. На них и установлены были боковые главы.
В целом в облике Успенского собора сочетаются строгое соблюдение русских церковных традиций (вплоть до крестообразности в плане) и програмные требования классицизма, такие как чёткая геометрия форм и монументальность сооружения. Ротонда и боковые барабаны сделаны соразмерными, равно как и главы над ними; центральный барабан богато остеклённый, угловые – глухие. Эти последние как бы "вырастают" из дополнительных цилиндрических объёмов по углам четверика – пример осмысленного творчества зодчего в заранее задуманных архитектурной стилистикой рамках. Центральная глава храма фигурная: почти идеальная сфера с перемычкой внизу увенчана подобием "ярославской вазы" под яблоком креста. В отличие от многих классических проектов, стремившихся к минимизации главки, проект архитектора Манфрини изначально предполагал крупную "луковицу". Барабан заниженный, уплощённый, пропорциями перекликающийся с большой ротондой. Окна трапезной как бы "мирят между собой" тройные окна ротонды и ординарные, с циркульным вторым светом, – основного объёма. В нижнем ярусе – вариация на тему тройного проёма, центральное окно – широкое, как у основного объёма (и даже подчёркнутое собственным фронтончиком!), боковые уже и ниже; в верхнем ярусе – полуциркульное окно, характерное для зрелого классицизма, также трёхчастное.
Интересна сама по себе и апсида собора. Она здесь подчёркнуто развитая, как бы вырастает из дополнительных "цилиндров" северо-восточного и юго-восточного углов, что в целом усложняет восточный фасад. В алтаре многочисленные широкие прямоугольные окна, над ними вторым ярусом идут циркульные – причём сквозные чередуются с ложными. В межоконных проёмах размещены пилястры, дополняющие рисунок колонн северного и южного фасадов. В интерьере собора всё подчинено развитию главного замысла архитектора – максимальному конструктивному и зрительному увеличению пространства внутри грандиозной ротонды. На достижение этого эффекта работают и относительно небольшая, как бы "сокращённая" трапезная, а в антитезу ей – развитая апсида с обширной конкой, как бы дополняющей подкупольное пространство. Снаружи верх здания визуально облегчают окна (тройные "итальянские"), внутри на облегчение и расширение работают медведевские гризайли. Без этой "рисованной архитектуры" простые внутренние конструкции храма смотрелись бы тяжеловесно. Богатое освещение обеспечивают, помимо окон ротонды, многочисленные окна нижнего яруса: у основного объёма, апсиды и низа колокольни это простые прямоугольные проёмы с небольшими циркульными оконцами вторым светом, у трапезной – вновь тройное окно, над ним – трёхчастное полукруглое. Четыре пустотелые колонны по углам четверика не только позволили разместить на них сверху боковые главы, соразмерные центральной, но и обеспечили храму великолепную акустику; таким образом Манфрини "убил двух зайцев одним выстрелом", решив интерьерную задачу за счёт внешнего облика церкви. Отдельно стоит рассказать о потрясающей акустике собора. Продуманная система распространения звука в церкви, действительно, замечательная. Раньше, чтобы добиться такого эффекта, в своды вмуровывали медные трубы. В Успенском же храме акустические трубы были предусмотрены еще на этапе проектирования — речь идет о четырех полых колоннах в храме. Стараясь создать как можно более величественный храм для своего города, мышкинцы немножко "перестарались" – он получился даже слишком большим (высота по главе основного объёма – более 30 метров, диаметр грандиозной ротонды – более 14 метров). Пришлось перестраивать ряд других строений города, "подгоняя" их под заданный масштаб… Внутри собор не менее примечателен: его украшали росписи артели известного в Верхневолжье крепостного художника из села Тейково (ныне Ивановская область) Тимофея Медведева, выполненные в1830-х гг. Используя технику гризайль и приёмы «иллюзорной архитектуры», художники изобразили на гладких внутренних стенах колонны и карнизы, в барабане купола появились пилястры и арки, увенчанные балюстрадой, прочие архитектурные детали и декор. Роспись была так искусна, что подкупольное пространство собора сравнивали с небом. Сцены из Библии и Евангелия были гармонично вплетены в архитектурные элементы росписи. Те же художники написали иконы для одноярусного иконостаса и алтаря. Стремясь достичь эффекта пышного внутреннего убранства храма при минимальных затратах, живописцы использовали технику гризайль, имитируя колонны, карнизы и лепнину. Композиции на темы Священного Писания выполнены в красновато-коричневой гамме и заключены в фигурные рамы. В парусах под центральным куполом помещены традиционные изображения евангелистов, в алтаре – навозаветная Троица, на южной стене – надпись, сообщающая о времени построения храма. На стенах и потоке трапезной расположены ветхозаветные сюжеты: «Моисей жезлом высекает воду из скалы», «Медный змий», «Моисей вручает народу скрижали с заповедями» и др. Мастера этой же артели расписывали Спасо – Преображенский собор в Угличе, Воскресенский собор в Больших Солях. Затем, в 1866 г. в соборе появились цветные витражные окна, живопись была реставрирована мышкинским мастером А. Е. Смирновым . До наших дней она сохранилась частично. 11 Августа 1866 года Мышкин посетил цесаревич Александр (будущий Император Александр III) и был на службе в Успенском соборе (о чем свидетельствует надпись в медальоне на стене храма). Настоятель собора протоиерей о. Иоанн Николаевский после пения многолетия поднес цесаревичу икону святого Александра Невского – его небесного покровителя. Вот какие сведения имеются в историческом труде: «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. В г. Мышкине два отдельных каменных собора. Летний Успенский с одним престолом, построен в 1820 г. Зимний Никольский с тремя престолами: первый – св. Николая Мирликийского, второй – св. благоверных князей Бориса и Глеба и св. благоверного князя Александра Невского. Собор сей построен в 1837 г., приходский, строен тщанием прихожан. Особо чтимая икона Троеручицы Божией Матери, почитается за чудотворную. Одна каменная часовня при Никольском соборе, в саженях 40 от него, построена в 1888 г. При соборе земли пахотной и сенокосной 77 десятины 1398 кв. саж. Три церковные деревянные на каменном фундаменте дома. Церковного капитала в билетах 18 853 руб. Прихожан 1132 муж. пола и 1470 жен. пола. Расстояние деревень от города от полутора до 2,5 верст. При соборе церковно-приходская школа, церковно-приходское попечительство и при нем библиотека. Штатный состав причта: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Причтового капитала в процентных бумагах 23 091 руб. 50 к.
После революции судьба реликвий Успенского собора в Мышкине была печальна. Безбожники хозяйничали и безчинствовали в Успенском храме несколько дней. Срывали со стен иконы, рубили их на куски и бросали в Волгу. Плывущие вниз по течению изуродованные образа являли собой жуткое зрелище. А ведь это были не только "предметы культа", как цинично называли их большевики. Многие иконы принадлежали кисти Тимофея Медведева и его артели, они, как и росписи, были выполнены "в добротной академической манере" и вполне могли считаться хотя бы произведением искусства, будь у новых хозяев Мышкина чуть больше вкуса и образованности. Известно, например, что именно Медведев создавал образа для соборного иконостаса – ни один из них не дошёл до наших дней. За годы небрежения сильно пострадали и медведевские фрески, всегда привлекавшие внимание специалистов как филигранной, слегка "итальянизирующей" техникой, так и достаточно своеобразной, если не сказать смелой, художественной трактовкой образов Священного Писания. Участь соборных колоколов тоже была печальна; по всей стране их отправляли на переплавку. Мышкинские же варвары просто низвергли их с колокольни и разбили их вдребезги. Бессмысленное уничтожение всего, которое хоть как-то напоминало о "прошлой" жизни… Когда уже в наши дни взялись за восстановление Успенского собора, в него привезли добротный иконостас из села Николо-Топор – тамошняя церковь, увы, находилась тогда в аварийном состоянии, но иконостас был в хорошем состоянии. Судя по стилистике, он был сооружён предположительно в 1880-е годы. Привезли в главный городской храм и иконы. Некоторые были написаны современными мастерами, но были и старинные образа в массивных ризах. Среди них особенно выделялась икона Божией Матери "Всех скорбящих радость". Издавна этот образ был почитаем на Руси, а особенно с тех пор, как в 1643 году прославился благодаря чудесному исцелению сестры тогдашнего патриарха Иоакима – Евфимии. В 1929 году на колокольне соорудили водонапорную башню, а здание собора отдали под склад. Долгие годы здесь размещался склад льна, позднее — продуктовый склад. В 1986 году "посёлок Мышкино" (всё ещё с унизительными для местных жителей буквами "п" и "о") включили в список исторических населённых мест РСФСР. Через пять лет вернули городской статус. В том же, 1991-м году, местные власти здание собора передали Ярославской Епархии РПЦ. Параллельно с мая по октябрь стали проводится службы (собор летний, без отопления). Восстановление длится по сей день, практически столько же, сколько собор в свое время (в ХIХ веке) строился! Объясняется это не столько объемом работ, сколько финансовыми сложностями. Впрочем, и объем — тот еще: специалистам приходилось проверять всю кладку, вынимать испорченные временем кирпичи, заменяя их новыми. В процессе такой перекладки купол собора «просел», стал на два метра ниже! Основные работы по восстановлению храма завершились в 2009 г., однако много что ещё требует восстановления, да и необходимые поновления фасадов, сейчас бы храму не помешали. В 2005 году один из ярусов колокольни был отдан под древлехранилище: здесь можно увидеть подлинные церковные облачения и фрагменты деталей интерьера собора. В сентябре 2010 г. собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рамках торжеств в честь 1000-летия Ярославля и передал в дар Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы. Нынешний иконостас привезен из полуразрушенной церкви Николая Чудотворца села Никола-Топор 1854 года (находится в 42 км. от Мышкина). Восстановлена винтовая лестница, поднявшись по которой на колокольню, туристы могут полюбоваться панорамой города, потрясающими видами на Юхоть и Волгу, далекие лесные массивы.