В этом году храм Покрова Пресвятой Богородицы в Черкизове отметил свое 120-летие. За этими скупыми словами история Москвы и ее люди, а главное – дорога к Богу, которая у каждого своя, и святая вера, которая нас объединяет.
В России храмы в честь Покрова Божией Матери стали появляться в XII веке. Первым был храм Покрова на Нерли. И эта традиция осталась в веках.
К югу от города Пушкино, у станции Тарасовская, с левой стороны, находится поселок Черкизово, справа – Тарасовка. В XIV веке этими землями владел царевич Серкиз (Черкиз), выходец из Большой Орды. В XV веке хозяевами этих земель становится знатный род Ховриных-Головиных, затем – московский князь Иван III и его родственник князь Михаил Глинский.
В конце XIX века строительство Московско-Ярославской железнодорожной ветки вызвало «дачный бум». Среди живописных лесов и полей ближнего Подмосковья, рядом с рекой Клязьмой стали возникать богатые дачные усадьбы. В полуверсте от полустанка Тарасовская по левую сторону дороги находилось село Черкизово. Здесь начиная с 1897 года строили свои владения многие знатные и состоятельные люди.
В начале XX века в дачном поселке среди крестьянских домов стоит уже около 200 дач с террасами и мезонинами, фруктовыми садами и оранжереями. На берегу реки разбит Черкизовский парк, есть фонтан и спортивные площадки, клуб с библиотекой и чайной. В 1909 году в Черкизове состоялся первый в России планерный полет через Клязьму, который совершил Борис Илиодорович Россинский. В 1903 году возводится храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1914 году открывается школа. Развитие дачного поселка прервет Октябрьский переворот 1917 года, жизнь пойдет по другому руслу.
Имена, имена… Благочестивые жертвователи, прихожане
Содержание статьи:
Конечно, сегодня имена дачников тех времен большинству современников практически ни о чем не говорят. Но это только на первый взгляд. Яркое исключение – фамилия почетного гражданина города, московского фабриканта и мецената Дмитрия Бахрушина, двоюродного брата Алексея Александровича Бахрушина, основателя Театрального музея в Москве.
Дмитрий Петрович Бахрушин имел в местечке Ясенки, что находится на территории Черкизово рядом с парком, две дачи. Чудо, что эти строения сохранились до наших дней. Бахрушин являлся попечителем Троицкой церкви в Кожевниках и финансировал строительство Покровского храма в Черкизове, став его ктитором. Члены семьи Бахрушиных делали взносы и на строительство школы в дачном поселке, появившейся по инициативе сестер Ефимовых и инженера-строителя В. Г. Чиркова, который в 1917 году создал черкизовский народный дом.
История сохранила имена других дачников, которые финансировали строительство церкви в Черкизове. Это Орест Федорович Курлюков, купец второй гильдии, владелец фабрики серебряных изделий, работавшей с 1884 по 1917 год, зять знаменитого ювелира Ивана Хлебникова. Серебряные изделия в основном производились в оригинальном русском стиле, поэтому заказчиками часто были храмы и монастыри. Хотелось бы представить, какую церковную утварь мог дарить Курлюков Покровскому храму.
Третье имя – Василий Павлович Новиков, с 1883 по 1916 год совладелец, вместе с Шишеловым и Егоровым, ткацкой фабрики в Черкизове на Клязьме – предприятия, которое работало с 1875 по 1999 год. Интересно, что фабрика Новикова была самым популярным местом Черкизова, изображенным на почтовых открытках 1911 года. Покровская церковь строилась благодаря стараниям и вложениям Василия Павловича.
На строительство храма жертвовали средства М. А. Жучков, И. И. Кудряшов, А. П. Селивановский, Н. И. Шишелов, В. Г. Сапожников, И. П. Санков. А еще Шнауберт, Масалов, Медведев, Грибов, Диков и многие другие.
Стоит вспомнить и фамилию Сорокоумовский. Сегодня трудно сказать, кто именно из семьи «меховых королей», владельцев фирмы «Павел Сорокоумовский и сыновья», поставщика двора Его Императорского Величества, владел дачей в Черкизове. Но стоит вспомнить интересный исторический факт: мех для пошива царской мантии для церемонии коронации Николая II предоставила фирма Сорокоумовского. Мантия хранится в Оружейной палате Кремля. Был и еще один особый заказ для этого торгового дома: соболя для реставрации шапки Мономаха. Однако не в этом суть, ведь семья всегда занималась благотворительностью и жертвовала крупные суммы денег на помощь больницам, в том числе Алексеевской, учебным заведениям, финансировала некоторые экспедиции Миклухо-Маклая, а также подарила земли для строительства Вдовьего дома в Москве.
Как не упомянуть и дачников Зензиновых. В 1905 году Михаил Михайлович Зензинов, сын выдающегося исследователя Сибири Михаила Зензинова, купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин Нерчинска, энтомолог и фольклорист, подготовил и напечатал в своей типографии первое полное издание, посвященное декабристам.
Были и другие дачники: Крестовниковы, Алексеевы, Грибовы, Седовы, Гомовские, Козловы, Печатновы, Курляковы, Селивановские, Челноковы, Молчановы, Гомоновские, Лямины, Шереметевские… За каждой из этих фамилий страницы истории России.
Как ни странно, в Черкизове сохранилась и обитаема дача инженера-архитектора, одного из основателей московского модерна Бориса Шнауберта. Дом был построен по его проекту в 1890-е годы. Борис Николаевич – автор многих московских усадеб, доходных домов, общественных зданий, а также часовен и церквей, например, южного придела храма иконы Божией Матери «Владимирская» в Мытищах (1898) и южного придела и пристройки храма святых Космы и Дамиана в Болшево (1898).
Почему вспоминаются имена этих людей, сначала канувших в пучину новой истории, а потом – в суету стремительно бегущего времени, когда забываются многие и многое? Потому что эти люди в той или иной степени прославили свои имена в истории страны и были благотворителями храма Покрова Богородицы в Черкизове. И намоленной эта церковь стала также благодаря их молитвам.
Пожертвования на внутреннее убранство церкви вносили и простые жители Тарасовки, Черкизова и близлежащих поселений.
Дивная церковь на речном берегу
2 ноября 1898 года местные жители и дачники села Черкизово на Клязьме написали прошение о строительстве «трехпрестольного храма Божия во имя Покрова Пресвятой Богородицы» в честь коронации императора Николая II Романова. 14 (26) мая 1896 года состоялось священное коронование императора Николая II Александровича и его супруги Александры Феодоровны. Это была последняя коронация в Российской империи.
Место для храма выбрали красивое – небольшой холм на живописном берегу реки Клязьмы. В 1899 году началось строительство Покровского храма с приделами святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского, для чего пригласили архитектора Владимира Павловича Десятова, сына известного портретиста, академика, преподавателя МУЖВЗ Павла Алексеевича Десятова. Пятиглавая церковь из красного нештукатуреного кирпича с шатровой колокольней высотой более 50 метров возводилась в русском стиле, в духе храмов Ярославля и Костромы XVII века. В храме установили резной деревянный иконостас дивной работы.
И вновь вспоминаются имена. Кирпич для строительства церкви привозили из Мытищ с кирпичных заводов И. П. Воронина и С. В. Челнокова. И сегодня на кирпичной кладке можно различить клеймо фабрики Воронина. Люстра над алтарными вратами – дар И. П. Санкова. Икона святителя Николая Чудотворца в правом приделе – от И. Г. Седова, владельца лавки в Черкизове. Образ преподобного Серафима Саровского в левом приделе – от купца С. И. Лямина, кстати, попечителя местной земской школы, открытой в 1912 году. Колокола подарены семьей Н. И. Шишелова.
Покровский храм имеет прекрасную акустику, что отмечал Федор Иванович Шаляпин, который, случалось, пел в его церковном хоре. Очевидно, что он приезжал сюда из Абрамцева, когда гостил в имении Мамонтовых и на их даче «Яснушка», или из усадьбы «Путятино» Татьяны Любатович. К тому же в подмосковные дачные поселки оперный певец приезжал, чтобы давать концерты.
В отечественной архитектуре русский стиль преобладал в 1830–1910 годы, в чем чувствовалось желание в какой-то мере восстановить национальные традиции древнерусского зодчества. И вновь вернулось русское узорочье с его замысловатой фигурной кладкой, изразцами, колонками, гирьками и другими деталями, которые всегда радуют глаз. В 1917 году ценность русского стиля была поставлена под сомнение, сам он переименован в псевдорусский, а значение храмов и вовсе признано враждебным новому строю, что повлекло за собой снос часовен, церквей, монастырей. Но храм Покрова Пресвятой Богородицы в Черкизове сохранился как символ стойкости и уникальный памятник русского зодчества.
Так сложилось, что из десяти возведенных архитектором Десятовым храмов, четыре – Покровские. Освящение Покровского храма в Черкизове было совершено 6 июля 1903 года. Об этом событии сообщалось в прессе: «В воскресенье 6 июля 1903 г. в 9 часов утра при деревне Черкизово, близ Тарасовской платформы, Московско-Ярославской, Архангельской железной дороги, имеет быть освящение храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Чудотворца Николая и преподобного Сергия… Строители оного храма В. П. Новиков, Д. П. Бахрушин и др.».
В 1906 году архитектор Десятов построил дом причта. Появилась и церковно-приходская школа. Все строения из красного кирпича. Так сложился ансамбль церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Над голубыми куполами, что свойственно богородичным храмам, засияли золотые кресты, а над Клязьмой, полями, лесом, дачами и домами крестьян поплыл колокольный звон. Однако новый храм Покрова Пресвятой Богородицы возник в Черкизове, как говорится, не на пустом месте. Три столетия назад здесь была церковь с таким же посвящением.
Бохов стан, древний храм Покрова Святей Богородицы
Бохов стан – забытое название, говоря казенным языком, административной единицы, входившей в состав Замосковной половины Московского уезда Московской губернии. Это было до губернской реформы Екатерины II, проведенной в 1755 году. В стан входили в числе прочих село Черкизово, деревни Тарасовка и Листвень. В писцовых книгах за 1584–1586 годы есть запись, в которой говорится, что в Бохове стане на реке Клязьме есть село, а в нем деревянная церковь Покрова «Святей Богородицы» с приделом святителя Николая Чудотворца. Кроме того, указывалось, что «церковное строение монастырское». С 1538 года владельцем этих земель, а также сел Звягино и Офросинки являлся Троице-Сергиев монастырь. Данный факт подтверждается и записями 1624–1625 годов.
В 1615 году, после Смутного времени (1598–1613), Покровский храм был перенесен из села Черкизово в Звягино и освящен в честь Сретения Господня. На его месте, по легендам, поставили часовню. Затем Покровская церковь вновь поменяла свой адрес и была передана приходу «приселка» Жегалова, где была переосвящена в честь святителя Николая Чудотворца. В 1772 году в селе Кудрино решено построить каменный храм, а до тех пор перенести сюда уже ветхую церковь из Жегалова и подновить ее. К храму, освященному в честь Николая Чудотворца, причислить и Звягинский приход. В 1806 году храм сгорел.
При этом относительно судьбы Покровского храма в Звягине существует и другая версия, согласно которой в селе было три храма: Покровский, Сретенский, Никольский. Два из них перенесли, а остался именно Покровский. В 1914 году обветшавший храм Покрова был перестроен, вновь освящен с тем же посвящением и действовал вплоть до 1936 года, когда был сожжен комсомольцами.
Время роковых перемен
После Октябрьского переворота дачи в Черкизове опустели, но хозяева покидали их не по своей воле. Дома национализировались и заселялись новыми жильцами, превращаясь в общежития – символ коммунальной жизни советской страны. Так дача Челнокова стала многоквартирным домом. На дачах фабриканта Козлова и чаеторговца Печатнова разместились музыкальный техникум, столовая, народный дом.
При этом строятся дачи для полярника Папанина, маршала Тухачевского, ударника Стаханова, а также видных партийных деятелей – Троцкого, Свердлова, Фрунзе, Булганина и других. В 1934 году происходит почти невероятное: здесь появляются дачи для работников посольства США. При этом храм Покрова Пресвятой Богородицы действует!
В феврале 1934 года на заседании сельсовета было принято решение закрыть Покровский храм. Семья священника Ключарева была выселена из своего дома. В это время церковь уже потеряла часть своих колоколов. При этом встречается и другая информация, что колокола были сняты во время Великой Отечественной войны и переплавлены для нужд фронта.
Новая советская власть искала помещение под клуб, возможно, для членов Центрального аэроклуба имени тов. Косарева, а с 1938 года – имени Чкалова. Начиная с 1935 года в Черкизове проводились показательные выступления парашютистов и планеристов. Был и маленький аэродром для самолетов У-2. А может быть, место было необходимо под клуб для работников сельхозартели им. тов. Когановича. Но прихожане отстояли Покровскую церковь, для чего по домам собирались подписи тех, кто был против закрытия. И ключи от храма так и не попали в сельсовет.
1953 год – полувековой юбилей храма
В год 50-летия Покровский храм окружили каменной оградой. И вновь строительство шло усердием прихожан, а также настоятеля протоиерея Николая Морозова и старосты Е. Ф. Тюняевой. Это был знаковый год в жизни страны. Церковная жизнь начиная с 1945 года начала меняться, но слишком медленно. Разрешили колокольный звон, позволили, а потом затормозили открытие церковной типографии в Москве, передали часть храмов и помещений, а также мощи преподобного Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавре. Но вплоть до смерти Сталина в 1953 году не было дано ни одного разрешения на открытие новых храмов. Антирелигиозная пропаганда все так же существовала. И еще долгие годы монастыри и храмы продолжат закрывать, сносить или использовать как склады и хозяйственные помещения.
В этих условиях церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Черкизове, бывшем нарядном дачном поселке, уже заселенном совсем другими людьми, с Божией помощью имела прихожан, в ней проводились службы. Она оберегала могилы местных жителей, в том числе тех, кто строил храм и служил в нем.
Ольга Сокиркина
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм