darbogu

ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ЧЕРКИЗОВЕ

0 115

В этом году храм Покрова Пресвятой Богородицы в Черкизове отметил свое 120-летие. За этими скупыми словами история Москвы и ее люди, а главное – дорога к Богу, которая у каждого своя, и святая вера, которая нас объединяет.

Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли

В России храмы в честь Покрова Божией Матери стали появляться в XII веке. Первым был храм Покрова на Нерли. И эта традиция осталась в веках.

К югу от города Пушкино, у станции Тарасовская, с левой стороны, находится поселок Черкизово, справа – Тарасовка. В XIV веке этими землями владел царевич Серкиз (Черкиз), выходец из Большой Орды. В XV веке хозяевами этих земель становится знатный род Ховриных-Головиных, затем – московский князь Иван III и его родственник князь Михаил Глинский.

В конце XIX века строительство Московско-Ярославской железнодорожной ветки вызвало «дачный бум». Среди живописных лесов и полей ближнего Подмосковья, рядом с рекой Клязьмой стали возникать богатые дачные усадьбы. В полуверсте от полустанка Тарасовская по левую сторону дороги находилось село Черкизово. Здесь начиная с 1897 года строили свои владения многие знатные и состоятельные люди.

В начале XX века в дачном поселке среди крестьянских домов стоит уже около 200 дач с террасами и мезонинами, фруктовыми садами и оранжереями. На берегу реки разбит Черкизовский парк, есть фонтан и спортивные площадки, клуб с библиотекой и чайной. В 1909 году в Черкизове состоялся первый в России планерный полет через Клязьму, который совершил Борис Илиодорович Россинский. В 1903 году возводится храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1914 году открывается школа. Развитие дачного поселка прервет Октябрьский переворот 1917 года, жизнь пойдет по другому руслу.

Имена, имена… Благочестивые жертвователи, прихожане

Конечно, сегодня имена дачников тех времен большинству современников практически ни о чем не говорят. Но это только на первый взгляд. Яркое исключение – фамилия почетного гражданина города, московского фабриканта и мецената Дмитрия Бахрушина, двоюродного брата Алексея Александровича Бахрушина, основателя Театрального музея в Москве.

Дмитрий Петрович Бахрушин имел в местечке Ясенки, что находится на территории Черкизово рядом с парком, две дачи. Чудо, что эти строения сохранились до наших дней. Бахрушин являлся попечителем Троицкой церкви в Кожевниках и финансировал строительство Покровского храма в Черкизове, став его ктитором. Члены семьи Бахрушиных делали взносы и на строительство школы в дачном поселке, появившейся по инициативе сестер Ефимовых и инженера-строителя В. Г. Чиркова, который в 1917 году создал черкизовский народный дом.

Семья Петра Алексеевича Бахрушина Семья Петра Алексеевича Бахрушина

История сохранила имена других дачников, которые финансировали строительство церкви в Черкизове. Это Орест Федорович Курлюков, купец второй гильдии, владелец фабрики серебряных изделий, работавшей с 1884 по 1917 год, зять знаменитого ювелира Ивана Хлебникова. Серебряные изделия в основном производились в оригинальном русском стиле, поэтому заказчиками часто были храмы и монастыри. Хотелось бы представить, какую церковную утварь мог дарить Курлюков Покровскому храму.

Третье имя – Василий Павлович Новиков, с 1883 по 1916 год совладелец, вместе с Шишеловым и Егоровым, ткацкой фабрики в Черкизове на Клязьме – предприятия, которое работало с 1875 по 1999 год. Интересно, что фабрика Новикова была самым популярным местом Черкизова, изображенным на почтовых открытках 1911 года. Покровская церковь строилась благодаря стараниям и вложениям Василия Павловича.

На строительство храма жертвовали средства М. А. Жучков, И. И. Кудряшов, А. П. Селивановский, Н. И. Шишелов, В. Г. Сапожников, И. П. Санков. А еще Шнауберт, Масалов, Медведев, Грибов, Диков и многие другие.

Петр Сорокоумовский с женой и дочерью. НиццаПетр Сорокоумовский с женой и дочерью. Ницца

Стоит вспомнить и фамилию Сорокоумовский. Сегодня трудно сказать, кто именно из семьи «меховых королей», владельцев фирмы «Павел Сорокоумовский и сыновья», поставщика двора Его Императорского Величества, владел дачей в Черкизове. Но стоит вспомнить интересный исторический факт: мех для пошива царской мантии для церемонии коронации Николая II предоставила фирма Сорокоумовского. Мантия хранится в Оружейной палате Кремля. Был и еще один особый заказ для этого торгового дома: соболя для реставрации шапки Мономаха. Однако не в этом суть, ведь семья всегда занималась благотворительностью и жертвовала крупные суммы денег на помощь больницам, в том числе Алексеевской, учебным заведениям, финансировала некоторые экспедиции Миклухо-Маклая, а также подарила земли для строительства Вдовьего дома в Москве.

Как не упомянуть и дачников Зензиновых. В 1905 году Михаил Михайлович Зензинов, сын выдающегося исследователя Сибири Михаила Зензинова, купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин Нерчинска, энтомолог и фольклорист, подготовил и напечатал в своей типографии первое полное издание, посвященное декабристам.

Были и другие дачники: Крестовниковы, Алексеевы, Грибовы, Седовы, Гомовские, Козловы, Печатновы, Курляковы, Селивановские, Челноковы, Молчановы, Гомоновские, Лямины, Шереметевские… За каждой из этих фамилий страницы истории России.

Как ни странно, в Черкизове сохранилась и обитаема дача инженера-архитектора, одного из основателей московского модерна Бориса Шнауберта. Дом был построен по его проекту в 1890-е годы. Борис Николаевич – автор многих московских усадеб, доходных домов, общественных зданий, а также часовен и церквей, например, южного придела храма иконы Божией Матери «Владимирская» в Мытищах (1898) и южного придела и пристройки храма святых Космы и Дамиана в Болшево (1898).

Почему вспоминаются имена этих людей, сначала канувших в пучину новой истории, а потом – в суету стремительно бегущего времени, когда забываются многие и многое? Потому что эти люди в той или иной степени прославили свои имена в истории страны и были благотворителями храма Покрова Богородицы в Черкизове. И намоленной эта церковь стала также благодаря их молитвам.

Михаил Зензинов с женой Михаил Зензинов с женой

Пожертвования на внутреннее убранство церкви вносили и простые жители Тарасовки, Черкизова и близлежащих поселений.

Дивная церковь на речном берегу

2 ноября 1898 года местные жители и дачники села Черкизово на Клязьме написали прошение о строительстве «трехпрестольного храма Божия во имя Покрова Пресвятой Богородицы» в честь коронации императора Николая II Романова. 14 (26) мая 1896 года состоялось священное коронование императора Николая II Александровича и его супруги Александры Феодоровны. Это была последняя коронация в Российской империи.

Место для храма выбрали красивое – небольшой холм на живописном берегу реки Клязьмы. В 1899 году началось строительство Покровского храма с приделами святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского, для чего пригласили архитектора Владимира Павловича Десятова, сына известного портретиста, академика, преподавателя МУЖВЗ Павла Алексеевича Десятова. Пятиглавая церковь из красного нештукатуреного кирпича с шатровой колокольней высотой более 50 метров возводилась в русском стиле, в духе храмов Ярославля и Костромы XVII века. В храме установили резной деревянный иконостас дивной работы.

Б. Кустодиев. «Портрет Ф. М. Шаляпина»Б. Кустодиев. «Портрет Ф. М. Шаляпина»

И вновь вспоминаются имена. Кирпич для строительства церкви привозили из Мытищ с кирпичных заводов И. П. Воронина и С. В. Челнокова. И сегодня на кирпичной кладке можно различить клеймо фабрики Воронина. Люстра над алтарными вратами – дар И. П. Санкова. Икона святителя Николая Чудотворца в правом приделе – от И. Г. Седова, владельца лавки в Черкизове. Образ преподобного Серафима Саровского в левом приделе – от купца С. И. Лямина, кстати, попечителя местной земской школы, открытой в 1912 году. Колокола подарены семьей Н. И. Шишелова.

Покровский храм имеет прекрасную акустику, что отмечал Федор Иванович Шаляпин, который, случалось, пел в его церковном хоре. Очевидно, что он приезжал сюда из Абрамцева, когда гостил в имении Мамонтовых и на их даче «Яснушка», или из усадьбы «Путятино» Татьяны Любатович. К тому же в подмосковные дачные поселки оперный певец приезжал, чтобы давать концерты.

В отечественной архитектуре русский стиль преобладал в 1830–1910 годы, в чем чувствовалось желание в какой-то мере восстановить национальные традиции древнерусского зодчества. И вновь вернулось русское узорочье с его замысловатой фигурной кладкой, изразцами, колонками, гирьками и другими деталями, которые всегда радуют глаз. В 1917 году ценность русского стиля была поставлена под сомнение, сам он переименован в псевдорусский, а значение храмов и вовсе признано враждебным новому строю, что повлекло за собой снос часовен, церквей, монастырей. Но храм Покрова Пресвятой Богородицы в Черкизове сохранился как символ стойкости и уникальный памятник русского зодчества.

Так сложилось, что из десяти возведенных архитектором Десятовым храмов, четыре – Покровские. Освящение Покровского храма в Черкизове было совершено 6 июля 1903 года. Об этом событии сообщалось в прессе: «В воскресенье 6 июля 1903 г. в 9 часов утра при деревне Черкизово, близ Тарасовской платформы, Московско-Ярославской, Архангельской железной дороги, имеет быть освящение храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Чудотворца Николая и преподобного Сергия… Строители оного храма В. П. Новиков, Д. П. Бахрушин и др.».

В 1906 году архитектор Десятов построил дом причта. Появилась и церковно-приходская школа. Все строения из красного кирпича. Так сложился ансамбль церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Над голубыми куполами, что свойственно богородичным храмам, засияли золотые кресты, а над Клязьмой, полями, лесом, дачами и домами крестьян поплыл колокольный звон. Однако новый храм Покрова Пресвятой Богородицы возник в Черкизове, как говорится, не на пустом месте. Три столетия назад здесь была церковь с таким же посвящением.

Бохов стан, древний храм Покрова Святей Богородицы

Бохов стан – забытое название, говоря казенным языком, административной единицы, входившей в состав Замосковной половины Московского уезда Московской губернии. Это было до губернской реформы Екатерины II, проведенной в 1755 году. В стан входили в числе прочих село Черкизово, деревни Тарасовка и Листвень. В писцовых книгах за 1584–1586 годы есть запись, в которой говорится, что в Бохове стане на реке Клязьме есть село, а в нем деревянная церковь Покрова «Святей Богородицы» с приделом святителя Николая Чудотворца. Кроме того, указывалось, что «церковное строение монастырское». С 1538 года владельцем этих земель, а также сел Звягино и Офросинки являлся Троице-Сергиев монастырь. Данный факт подтверждается и записями 1624–1625 годов.

В 1615 году, после Смутного времени (1598–1613), Покровский храм был перенесен из села Черкизово в Звягино и освящен в честь Сретения Господня. На его месте, по легендам, поставили часовню. Затем Покровская церковь вновь поменяла свой адрес и была передана приходу «приселка» Жегалова, где была переосвящена в честь святителя Николая Чудотворца. В 1772 году в селе Кудрино решено построить каменный храм, а до тех пор перенести сюда уже ветхую церковь из Жегалова и подновить ее. К храму, освященному в честь Николая Чудотворца, причислить и Звягинский приход. В 1806 году храм сгорел.

При этом относительно судьбы Покровского храма в Звягине существует и другая версия, согласно которой в селе было три храма: Покровский, Сретенский, Никольский. Два из них перенесли, а остался именно Покровский. В 1914 году обветшавший храм Покрова был перестроен, вновь освящен с тем же посвящением и действовал вплоть до 1936 года, когда был сожжен комсомольцами.

Время роковых перемен

После Октябрьского переворота дачи в Черкизове опустели, но хозяева покидали их не по своей воле. Дома национализировались и заселялись новыми жильцами, превращаясь в общежития – символ коммунальной жизни советской страны. Так дача Челнокова стала многоквартирным домом. На дачах фабриканта Козлова и чаеторговца Печатнова разместились музыкальный техникум, столовая, народный дом.

При этом строятся дачи для полярника Папанина, маршала Тухачевского, ударника Стаханова, а также видных партийных деятелей – Троцкого, Свердлова, Фрунзе, Булганина и других. В 1934 году происходит почти невероятное: здесь появляются дачи для работников посольства США. При этом храм Покрова Пресвятой Богородицы действует!

В феврале 1934 года на заседании сельсовета было принято решение закрыть Покровский храм. Семья священника Ключарева была выселена из своего дома. В это время церковь уже потеряла часть своих колоколов. При этом встречается и другая информация, что колокола были сняты во время Великой Отечественной войны и переплавлены для нужд фронта.

Новая советская власть искала помещение под клуб, возможно, для членов Центрального аэроклуба имени тов. Косарева, а с 1938 года – имени Чкалова. Начиная с 1935 года в Черкизове проводились показательные выступления парашютистов и планеристов. Был и маленький аэродром для самолетов У-2. А может быть, место было необходимо под клуб для работников сельхозартели им. тов. Когановича. Но прихожане отстояли Покровскую церковь, для чего по домам собирались подписи тех, кто был против закрытия. И ключи от храма так и не попали в сельсовет.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Черкизове Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Черкизове

1953 год – полувековой юбилей храма

В год 50-летия Покровский храм окружили каменной оградой. И вновь строительство шло усердием прихожан, а также настоятеля протоиерея Николая Морозова и старосты Е. Ф. Тюняевой. Это был знаковый год в жизни страны. Церковная жизнь начиная с 1945 года начала меняться, но слишком медленно. Разрешили колокольный звон, позволили, а потом затормозили открытие церковной типографии в Москве, передали часть храмов и помещений, а также мощи преподобного Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавре. Но вплоть до смерти Сталина в 1953 году не было дано ни одного разрешения на открытие новых храмов. Антирелигиозная пропаганда все так же существовала. И еще долгие годы монастыри и храмы продолжат закрывать, сносить или использовать как склады и хозяйственные помещения.

В этих условиях церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Черкизове, бывшем нарядном дачном поселке, уже заселенном совсем другими людьми, с Божией помощью имела прихожан, в ней проводились службы. Она оберегала могилы местных жителей, в том числе тех, кто строил храм и служил в нем.

Ольга Сокиркина

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Источник

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.