darbogu

с. Беседы. Ленинский городской округ. Церковь Рождества Христова. | Истории храмов России | Дзен

0 108

7 июня

Меньше километра разделяют МКАД и село Беседы в Ленинском округе Подмосковья. Да, мегаполис приблизился почти вплотную к этому древнему месту, но всё же Беседы не потеряли своего очарования. По народной легенде название "Беседы" происходит от того, что здесь вёл "беседу" (военный совет) Дмитрий Донской. Князь вместе с воеводами разрабатывал план будущей Куликовской битвы. Недалеко от того места, а может быть и на том самом месте построили каменную Рождественскую церковь более 400 лет назад Годуновы на месте деревянной, к тому времени, изрядно обветшавшей. Да, именно этой богатой и знатной фамилии, успевшей даже побыть царской, принадлежали на рубеже ХVI-ХVII веков Беседы. Более шести столетий минуло со дня возведения деревянной церкви на бесединском холме и более четырёхсот лет – со дня завершения строительства каменного храма, освящённого в честь Рождества Христова. После смерти Бориса Годунова и последующей опалы всего его рода, Беседы несколько лет прозябали без хозяина. Лишь с окончанием Смутного времени и воцарением на русском престоле Романовых, а именно в 1623 году, в писцовых книгах Московского уезда появляется запись, что Бесединская вотчина пожалована князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. Тот самый Трубецкой, который вместе с Дмитрием Пожарским возглавил войско ополчения, освободившее от поляков Москву. В писцовой книге от 1623 года записано: "…боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого за княгиней Анной Васильевной", которые живут "в вотчине, село Беседы на реке на Москве, а в селе церковь каменная Рождество Христово да придел Димитрия Солунского, да Фёдора Стратилата, да преподобной Феодосии…" Упоминает писарь и "строение вотчинников", в котором живут люди – "его служилые и конюхи", есть также "двор скотской, а в нём живёт пастух, во дворе приказчик Нагай Смагин". Спустя два года Беседы в другой писцовой книге упоминаются уже как "вотчина княгини Анны Васильевны, жены боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого". И это означает, что к тому времени сам князь отошёл в мир иной – он умер летом 1625 года в Тобольске. История, увы, умалчивает о вкладе заслуженного полководца в обустройство усадьбы Беседы и храма.

В 1646 году в одном из документов Бесединская вотчина упомянута в числе дворцовых, то есть она принадлежит уже двору царя Алексея Михайловича Романова. А известный исследователь старины, живший в первой половине ХIХ века, пишет о том периоде так: "Некогда здесь стояло Царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм Царя Алексея Михайловича, сей Государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приволье для отдыха и охоты…" Эта цитата взята из книги известного историка, этнографа и искусствоведа Ивана Снегирёва "Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества". Одна из главок книги полностью посвящена храму в Беседах. Что же это за вклады царя, о котором говорит автор? "Об усердии к этому храму Царя Алексея Михайловича свидетельствуют две служебные книги, – сообщает нам Снегирёв. – Это: "Евангелие напрестольное, печатное в Москве в 1658 г.". Сообщает Снегирёв и многое другое, например, такую подробность: "На запрестольном кресте, имеется следующая надпись: Освящена церковь Рождества Христова в лето 7161 (1653 по современному календарю) при державе Благоверного и Христолюбивого Государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея России Самодержца, при святейшем патриархе Никоне Московском и всея Руси, святил церковь протопоп Макей села Коломенского мая во 8 день…" На двух больших досках иконописцы написали лики тезоименитых святых семейства Алексея Михайловича Романова: "св. Алексия, человека Божия и Марии Египетской, св. Феодора Стратилата и св. мучениц Ирины и Софии". Эти лики, по мнению Снегирёва, напоминали царя и его первую супругу Марию Милославскую, а также детей – царевича Фёдора, царевну Софью и великую княжну Ирину Михайловну и были написаны "старинным пошибом". Далее Иван Снегирёв пишет: "Время и пожары истребили Царское хозяйственное заведение; от прежнего быта остался единственный памятник – каменная древняя церковь…"

До наших дней дошёл императорский Указ, датированный 23 февраля 1767 года. Согласно ему, владельцем этих мест становится граф Алексей Григорьевич Орлов. Орлов, правда, предпочитал Петербург Москве и практически не бывал в Беседах. В 1807 году граф Орлов-Чесменский скончался, а бесединские владения перешли по наследству к его дочери Анне, "камер-фрейлине Двора Его Императорского Величества". После Отечественной войны 1812 года, через 3 года, в 1815 году, с южной стороны к храму пристроили небольшой придел во имя пророка Илии, а в 1820-м году – северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы и трёхъярусную колокольню, увенчанную, как и сам храм, восьмигранным шатром. Анна Алексеевна продаёт имение в Беседах государству за 1 400 000 рублей. По наблюдениям Ивана Снегирёва, к середине ХIХ века внутри храма ещё сохранились следы древностей. Но белёные известью стены уже скрыли былые росписи, а сверху храм освещали три окна "в коих прежде были слюдяные оконницы". Окна же, смотрящие на север и юг, "теперь закладены". Далее Снегирёв сообщает, что "алтарный иконостас не древнее ХVIII века, в четыре пояса", хотя "прежде было всего два". Иконы в иконостасе старые, "из них древни местные греческого пошиба, в медных окладах, но не отличные по искусству: Спасителя, Одигитрия Божья Матерь, храмовый Рождества Христова и св. Николая Можайского с чудесами…" На исходе ХIХ века церковь расписали на темы евангельской истории в классическом стиле. Собственно, в эти годы храм и приобретает ту внешность, которую мы видим сегодня. До настоящего времени в храме сохранены старинные иконы ХVIII века в золочёных окладах: это икона Рождества Христова, а также святителя Николая Чудотворца с житием. При входе мной обнаружены редкие для росписей в православном храме святые. Патрик Ирландский (тот самый, день которого празднуют в марте и кличут "не нашим праздником", хотя православная церковь этого святого тоже чтит) и Брендан Мореплаватель – полумифическая личность, пророк, герой фольклора и тоже ирландец. Честно сказать, про этих святых многие, в том числе и я, слышу впервые.

Хромолитография 1889 года.Хромолитография 1889 года.Хромолитография 1889 года.

В 1930-х годах советские власти Христорождественский храм закрыли для прихожан и оборудовали в нём овощехранилище. Но в отличие от большинства других российских церквей, бесединскому повезло – в разгар Великой Отечественной войны, а именно, в 1943-м году, её вернули верующим. С тех пор богослужебная жизнь здесь не прекращалась. Сегодняшний облик храма Рождества Христова сформировался в начале ХIХ века, когда к основному объёму здания, представляющего собой бесстолпный четверик на высоком круглом подклете, на котором стоял кирпичный восьмерик с шатровым завершением, были пристроены два больших придела и колокольня. Ещё раньше, примерно в ХVIII веке к четверику пристроили три апсиды. В 1980-х годах в подклете устроили храм с престолом, освящённым во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", куда ведёт отдельный вход.

Здание церкви вытянуто по оси восток-запад и кажется двухэтажным из-за окон подклета. Северная часть, где находится трапезная и придел Покрова Пресвятой Богородицы, больше, чем южная с приделом во имя пророка Илии, поэтому в плане наблюдается небольшая ассиметрия. Восьмерик центральной части завершается шатром, увенчанным небольшим восьмигранным глухим барабаном, декорированным рядом полукруглых кокошников, и луковкой с восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Переход от четверика к восьмерику украшают два ряда полукруглых кокошников, над уровнем которых подняты тромпы. Кокошники меньшего размера закрывают грани восьмерика. Стены восьмерика украшены квадратными филёнками, в трёх из них прорезаны окна. Северный и южный приделы имеют свои миниатюрные главки, установленные прямо на крыше и выполненные в стилистике главы на шатровом завершении восьмерика, только выкрашены они в голубой цвет и декорированы золотистыми звёздами. Трёхъярусная колокольня построена в стиле позднего классицизма. Завершающий её шатёр сделан аналогично завершению храма, только в уменьшенном виде, это создаёт в целом гармоничный стройный силуэт. Переход от третьего яруса колокольни к шатровому завершению обозначен пинаклями – декоративными башенками, часто увенчиваемыми украшением в виде стилизованного цветка так называемого фиала. Очень распространённая деталь в романской и готической архитектуре, пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Первый и второй ярусы колокольни завершаются классическими треугольными фронтонами со всех четырёх сторон. На втором ярусе располагается звонница, три новых колокола которой были отлиты на пожертвования прихожан храма. Торжественное освящение колоколов состоялось 9 июля 2006 года. Чин освящения совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Один из основных архитектурных элементов церкви – кокошники. Два ряда больших полукруглых кокошников служат своеобразной границей между четвериком и восьмериком. Кокошники поменьше скрывают грани восьмерика, делая его округлым. Белоснежные апсиды украшены полуколонками и оконными карнизами голубого цвета. Первоначальный каменный храм был с одной апсидой, похоже её разобрали вместе со старыми приделами и папертью.

Меньше километра разделяют МКАД и село Беседы в Ленинском округе Подмосковья. Да, мегаполис приблизился почти вплотную к этому древнему месту, но всё же Беседы не потеряли своего очарования.-2

Меньше километра разделяют МКАД и село Беседы в Ленинском округе Подмосковья. Да, мегаполис приблизился почти вплотную к этому древнему месту, но всё же Беседы не потеряли своего очарования.-3

Меньше километра разделяют МКАД и село Беседы в Ленинском округе Подмосковья. Да, мегаполис приблизился почти вплотную к этому древнему месту, но всё же Беседы не потеряли своего очарования.-4

Меньше километра разделяют МКАД и село Беседы в Ленинском округе Подмосковья. Да, мегаполис приблизился почти вплотную к этому древнему месту, но всё же Беседы не потеряли своего очарования.-5

Меньше километра разделяют МКАД и село Беседы в Ленинском округе Подмосковья. Да, мегаполис приблизился почти вплотную к этому древнему месту, но всё же Беседы не потеряли своего очарования.-6

Меньше километра разделяют МКАД и село Беседы в Ленинском округе Подмосковья. Да, мегаполис приблизился почти вплотную к этому древнему месту, но всё же Беседы не потеряли своего очарования.-7

В 2004 году рядом с храмом в овраге, на месте святого источника, была построена кирпичная надкладезная часовня, освящённая во имя святого пророка Илии, и купальня. Рядом с храмом, через дорогу – старинный заросший пруд. Войдя на прихрамовую территорию через Святые ворота церковной ограды, мы заходим через притвор, окрашенный в приятный голубой цвет, после чего, поднявшись по крутой лестнице, мы попадаете в просторную трапезную. На её сводах – роскошная многофигурная композиция, посвящённая Пресвятой Троице: на фоне голубого небосвода – облака, на которых восседает Бог Отец, Саваоф Иисус Христос, над ними голубь – Святой Дух. Вокруг, тоже на облаках, изображены святые. Тут и Богоматерь с апостолами и евангелистами, архангелы, пророк и креститель св. Иоанн Предтеча в окружении пророков, святители, преподобные, херувимы… На многочисленных иконах и стеновых фресках изображены лики святых, а также сцены из библейских сюжетов. Росписи на стенах дополняют орнаменты и фризы. В центральной части храма – тот самый четверик, построенный несколько веков назад. Если встать в центре его, то вы окажетесь прямо под куполом и "лицом к лицу" с главным иконостасом. В конце XIX века внут­ри церк­ви бы­ла вы­пол­не­на мо­ну­мен­таль­ная мас­ля­ная рос­пись на штука­тур­ной ос­но­ве. В центральной части помещены Евангельские сюжеты, самые крупные изображения на северной и южной стенах – Рождество Христово и Поклонение волхвов. Роспись Покровского придела связана с Богородичным циклом, в Ильинском приделе – сцены из жизни святого пророка Илии. В тра­пез­ной на цент­раль­ном сво­де изоб­ра­же­на мно­го­фи­гур­ная композиция, прослав­ля­ю­щая Прес­вя­тую Тро­и­цу. В 1988 году в результате пожара серьёзно пострадали приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя пророка Илии. После капитального ремонта художники обновили роспись стен и потолков, а в Ильинском приделе соорудили новый иконостас. Ещё раньше был капитально отремонтирован подклет храма. Во время Великой Отечественной войны здесь размещалось овощехранилище, и только в 1979 году силами прихожан и настоятеля протоирея Василия (Изюмского) помещение очистили и устроили здесь храм в честь чудотворной иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Сама чудотворная икона была украшена и помещена в центральной части верхнего храма, где и поныне привлекает к себе множество прихожан и паломников. Сегодня Бесединский храм в честь Рождества Христова имеет четыре престола, а в главном алтаре по сей день стоит древний каменный престол, которому уже более четырёхсот лет.

Меньше километра разделяют МКАД и село Беседы в Ленинском округе Подмосковья. Да, мегаполис приблизился почти вплотную к этому древнему месту, но всё же Беседы не потеряли своего очарования.-8

Меньше километра разделяют МКАД и село Беседы в Ленинском округе Подмосковья. Да, мегаполис приблизился почти вплотную к этому древнему месту, но всё же Беседы не потеряли своего очарования.-9

Меньше километра разделяют МКАД и село Беседы в Ленинском округе Подмосковья. Да, мегаполис приблизился почти вплотную к этому древнему месту, но всё же Беседы не потеряли своего очарования.-10

Меньше километра разделяют МКАД и село Беседы в Ленинском округе Подмосковья. Да, мегаполис приблизился почти вплотную к этому древнему месту, но всё же Беседы не потеряли своего очарования.-11

Меньше километра разделяют МКАД и село Беседы в Ленинском округе Подмосковья. Да, мегаполис приблизился почти вплотную к этому древнему месту, но всё же Беседы не потеряли своего очарования.-12

Меньше километра разделяют МКАД и село Беседы в Ленинском округе Подмосковья. Да, мегаполис приблизился почти вплотную к этому древнему месту, но всё же Беседы не потеряли своего очарования.-13

Меньше километра разделяют МКАД и село Беседы в Ленинском округе Подмосковья. Да, мегаполис приблизился почти вплотную к этому древнему месту, но всё же Беседы не потеряли своего очарования.-14

Меньше километра разделяют МКАД и село Беседы в Ленинском округе Подмосковья. Да, мегаполис приблизился почти вплотную к этому древнему месту, но всё же Беседы не потеряли своего очарования.-15

Все фотографии выполнены автором этой статьи.

Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.