Как вырваться из замкнутого круга «дом-работа-дом-дела» и зачем это делать?

Вопрос:

«Есть ли понятия суеты и замкнутого круга? Работа-дом, дом-работа. В философии христианства описывается возникновение разновидности суеты – как этому противостоять и чем это чревато? Всегда хочется, чтобы время остановилось, например, утром в выходной, чтобы можно было беззаботно поспать. Какой-то морок и безумие.

Вечерами и на выходных время будто куда-то уходит, как вода сквозь пальцы. На работе вечная рутина, часто одолевает печаль, постоянно живешь в ожидании выходных.

Где выход из этого заколдованного круга?

Ответ батюшки:

Не помню отдельного труда в христианстве на эту тему, хотя о суете в православной литературе говорится много, начиная с Библии. Вспомним хотя бы книгу Экклезиаста, где встречается выражение «суета-сует». Есть несколько древних святоотеческих толкований этой книги, есть современные беседы священников – полезно было бы подобное почитать и послушать.

Ресурс, который мы часто расходуем неверно

У философа Сенеки есть первое письмо из корпуса «Нравственных писем к Луцилию». Оно о том, что нужно остановить время, освободиться от суеты и прочего. Для того, чтобы распоряжаться своим временем, за это нужно бороться. Оно – самое ценное, что мы имеем.

Часто находится чрезмерное множество людей или обстоятельств, желающих поглотить наше время, в том числе это наша лень, праздность или еще что-то. Все это пожирает наше время, и у нас ничего не остается. И от человека многое зависит.

Коэффициент полезного действия наш тоже зависит от того, как мы употребляем свое время. Этот вопрос всегда очень индивидуальный, потому что порой выкроишь время на что-то, отказавшись от чего-то, а появляются какие-то другие проблемы – лень, печаль, уныние. И в итоге эти часы проходят бесцельно, без серьезной пользы.

К чему это может привести?

Философ Сенека говорит в своем первом письме:

те, кто пожирает наше время, просто не понимают, что они отбирают самое дорогое, и то, что это нельзя ничем и никогда восполнить.

Время невосполнимо. Деньги можно вернуть, а иногда и здоровье. А вот
время вернуть нельзя – оно ускользает. А мы живем в надежде на какое-то якобы будущее, которое у
текает сквозь пальцы. И мы не знаем, наступит ли завтра это будущее или нет.

Мы живем какой-то мечтой, а в реальной жизни даем людям, обстоятельствам и вещам забирать наше время.

А если мы потрудились, постарались что-то сделать, но все равно у нас это не получается, или нам очень сложно, тяжело что-то сделать, преодолеть, то здесь включается один из законов вселенной. Он называется «смиряющая благодать Божья».

Суть нашего пребывания в этом мире – это познание Бога, своей греховности, немощи. Того, что мы ничего не можем без Бога, что Бог есть не только смысл нашей жизни, но и сама ее энергия , если Он заберет свою энергию, мы просто рассыплемся.

Как вселенная имеет свой определенный возраст, и в свое время потеряется связь между атомами, и она рассыпется, так же и человек – если Бог отнимет эту связь – все рассыпется. Поэтому бег в суете, когда ты понимаешь, что ты зависим от кого-то или от чего-то, что тебе нужно кому-то или чему-то отдать много времени, и что оно никогда уже к тебе не вернется, – это как раз то место, в котором нужно остановиться и задуматься.

Что-то тут действительно не так и не то.

И нужно обратить внимание на призыв божественной благодати. Божественная благодать ведет человека к смирению. На основании учения преподобного Силуана Афонского, человек, довольный всем, – это смирившийся человек.

Когда у нас бывает такое сопротивление, но оно ни к чему не приводит, значит, нам просто нужно смириться. Значит, нам не хватает этого смирения. А смирение – это поразительная штука, она является основой божественного бытия.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».

Это очень важно и глубоко для того, чтобы вообще понимать, почему нам нужно смиряться и допытываться истинного познания, что такое смирение. Хотя это тайна, но какие-то вещи все равно приоткрываются.

Где-то, может быть, действительно надо успокоиться, сесть в лодку и начать благодарить Бога за то, что у нас есть. А утешать себя можно словами, что все когда-то закончится. И этому бегу, этой суете тоже будет конец. В этом мире вообще все имеет свой конец. Всякая история имеет свое завершение.

Поэтому не печальтесь, не отчаивайтесь, не унывайте, а просто «отберите» себя у своих страстей и привычек. «Отберите» себя у обстоятельств, «отберите» себя у людей, которые пожирают ваше время.

И посвятите это время духовному чтению, размышлению, богообщению, и все обязательно наладится.

И приправьте все это смиренномудрием – упражнением в смирении. «Блаженны нищие», потому что нищие — это смиренные.

Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊

Текст сделан на основе видео:

Читайте еще:

Я всего добился сам. Причём тут Бог? На вопрос отвечает священник Павел ОстровскийСвятые места9 январяМожно ли засыпать, слушая молитву или псалмы? Священник Валерий СосковецСвятые места19 февраляПочему не удается избиваться от беспокойства внутри? – Ответ в цитате Исаака СиринаСвятые места29 июня 2023Какие два слова нужно повторять, как можно чаще?Святые места12 февраля 2023

Comments (0)
Add Comment