Как вырваться из замкнутого круга «дом-работа-дом-дела» и зачем это делать?
Вопрос:
«Есть ли понятия суеты и замкнутого круга? Работа-дом, дом-работа. В философии христианства описывается возникновение разновидности суеты – как этому противостоять и чем это чревато? Всегда хочется, чтобы время остановилось, например, утром в выходной, чтобы можно было беззаботно поспать. Какой-то морок и безумие.
Вечерами и на выходных время будто куда-то уходит, как вода сквозь пальцы. На работе вечная рутина, часто одолевает печаль, постоянно живешь в ожидании выходных.
Где выход из этого заколдованного круга?
Ответ батюшки:
Не помню отдельного труда в христианстве на эту тему, хотя о суете в православной литературе говорится много, начиная с Библии. Вспомним хотя бы книгу Экклезиаста, где встречается выражение «суета-сует». Есть несколько древних святоотеческих толкований этой книги, есть современные беседы священников – полезно было бы подобное почитать и послушать.
Ресурс, который мы часто расходуем неверно
Содержание статьи:
У философа Сенеки есть первое письмо из корпуса «Нравственных писем к Луцилию». Оно о том, что нужно остановить время, освободиться от суеты и прочего. Для того, чтобы распоряжаться своим временем, за это нужно бороться. Оно – самое ценное, что мы имеем.
Часто находится чрезмерное множество людей или обстоятельств, желающих поглотить наше время, в том числе это наша лень, праздность или еще что-то. Все это пожирает наше время, и у нас ничего не остается. И от человека многое зависит.
Коэффициент полезного действия наш тоже зависит от того, как мы употребляем свое время. Этот вопрос всегда очень индивидуальный, потому что порой выкроишь время на что-то, отказавшись от чего-то, а появляются какие-то другие проблемы – лень, печаль, уныние. И в итоге эти часы проходят бесцельно, без серьезной пользы.
К чему это может привести?
Философ Сенека говорит в своем первом письме:
те, кто пожирает наше время, просто не понимают, что они отбирают самое дорогое, и то, что это нельзя ничем и никогда восполнить.
Время невосполнимо. Деньги можно вернуть, а иногда и здоровье. А вот
время вернуть нельзя – оно ускользает. А мы живем в надежде на какое-то якобы будущее, которое утекает сквозь пальцы. И мы не знаем, наступит ли завтра это будущее или нет.
Мы живем какой-то мечтой, а в реальной жизни даем людям, обстоятельствам и вещам забирать наше время.
А если мы потрудились, постарались что-то сделать, но все равно у нас это не получается, или нам очень сложно, тяжело что-то сделать, преодолеть, то здесь включается один из законов вселенной. Он называется «смиряющая благодать Божья».
Суть нашего пребывания в этом мире – это познание Бога, своей греховности, немощи. Того, что мы ничего не можем без Бога, что Бог есть не только смысл нашей жизни, но и сама ее энергия , если Он заберет свою энергию, мы просто рассыплемся.
Как вселенная имеет свой определенный возраст, и в свое время потеряется связь между атомами, и она рассыпется, так же и человек – если Бог отнимет эту связь – все рассыпется. Поэтому бег в суете, когда ты понимаешь, что ты зависим от кого-то или от чего-то, что тебе нужно кому-то или чему-то отдать много времени, и что оно никогда уже к тебе не вернется, – это как раз то место, в котором нужно остановиться и задуматься.
Что-то тут действительно не так и не то.
И нужно обратить внимание на призыв божественной благодати. Божественная благодать ведет человека к смирению. На основании учения преподобного Силуана Афонского, человек, довольный всем, – это смирившийся человек.
Когда у нас бывает такое сопротивление, но оно ни к чему не приводит, значит, нам просто нужно смириться. Значит, нам не хватает этого смирения. А смирение – это поразительная штука, она является основой божественного бытия.
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».
Это очень важно и глубоко для того, чтобы вообще понимать, почему нам нужно смиряться и допытываться истинного познания, что такое смирение. Хотя это тайна, но какие-то вещи все равно приоткрываются.
Где-то, может быть, действительно надо успокоиться, сесть в лодку и начать благодарить Бога за то, что у нас есть. А утешать себя можно словами, что все когда-то закончится. И этому бегу, этой суете тоже будет конец. В этом мире вообще все имеет свой конец. Всякая история имеет свое завершение.
Поэтому не печальтесь, не отчаивайтесь, не унывайте, а просто «отберите» себя у своих страстей и привычек. «Отберите» себя у обстоятельств, «отберите» себя у людей, которые пожирают ваше время.
И посвятите это время духовному чтению, размышлению, богообщению, и все обязательно наладится.
И приправьте все это смиренномудрием – упражнением в смирении. «Блаженны нищие», потому что нищие — это смиренные.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Читайте еще:
Я всего добился сам. Причём тут Бог? На вопрос отвечает священник Павел Островский
Можно ли засыпать, слушая молитву или псалмы? Священник Валерий Сосковец Почему не удается избиваться от беспокойства внутри? – Ответ в цитате Исаака Сирина Какие два слова нужно повторять, как можно чаще?