Грядет Великий пост, который в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. К слову, даты поста каждый год меняются, но продолжительность его остается неизменной. Начало поста может приходиться на любую дату в промежутке с 15 февраля по 21 марта – в этом году Великий пост начнется поздно, почти в самом конце промежутка.
Перед началом Великого поста установлены три подготовительные Седмицы (седмица – неделя, семь дней) и четыре подготовительные Недели (то есть, воскресенья):
- 25 февраля – Неделя о мытаре и фарисее;
- с 26 февраля по 2 марта – 1-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сплошная;
- 3 марта – Неделя о блудном сыне;
- с 4 по 9 марта – 2-я приуготовительная седмица к Великому посту;
- 9 марта – Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Поминовение усопших;
- 10 марта – Неделя мясопустная, о Страшном суде;
- с 11 по 16 марта – 3-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сырная (масленица) – сплошная;
- 17 марта – Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.
Сегодня – первый день 1-й приуготовительной седмицы. Но подробнее мы поговорим о Неделе о мытаре и фарисее, которая была вчера, 25 февраля.
В первое подготовительное воскресенье перед Великим постом, которое в этом году выпало на 25 февраля, за литургией читается Притча о мытаре и фарисее (Евангелие от Луки, 18 глава). В ней повествуется о том, как мытарь и фарисей зашли помолиться в Иерусалимский храм. Чтобы наши читатели глубже понимали смысл сей притчи, следует немного рассказать о том, кто такие фарисеи и мытари.
Фарисеи – учителя Закона, которые старались жить праведно и строго соблюдать законы Божьи; их чрезмерно серьезное отношение к внешним проявлениям веры не нравилось Христу, но в свое время в глазах народа они были героями веры, чуть ли не святыми праведниками. Фарисеи, осознавая свое положение, начинали чрезмерно гордиться собой и ставить себя выше обычных людей.
Мытари – люди, которых нанимали захватившие Израиль римляне. Нанимались они для сбора налогов с иудеев, потому как сторонний человек, незнакомый с секретами и хитростями иудейского народа, не мог этого сделать. Таким образом, в глазах Израиля мытари были предателями народа.
Итак, что же мы видим в Притче о мытаре и фарисее? Фарисей ставит себя выше других и молится такими словами:
«Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю».
Мытарь же, осознавая свою греховность, не смел даже поднять взгляд, а лишь ударяя себя в грудь, просил:
«Боже! будь милостив ко мне, грешнику!».
Далее мы читаем о том, что мытарь пошел домой более оправданным, чем фарисей, потому как тот, кто возвышает себя, будет унижен; унижающий же себя – возвысится.
История возникновения Недели о мытаре и фарисее берет свое начало из древней традиции, когда Евангелие от Луки читали по воскресеньям в период Великого поста. Притча о блудном сыне читалась во вторую неделю поста, а Притча о мытаре и фарисее – в третью, в то время как в Константинополе Евангелие от Луки начинали читать после Недели по Воздвижении и заканчивали накануне Великого поста. Притча о мытаре и фарисее и Притча о блудном сыне читались ближе к Великому посту.
Традиции Константинополя впоследствии распространились на весь Восток. Чтение упомянутых притч хорошо сочеталось с подготовкой к посту, а потому было закреплено Церковью. Неделя о мытаре и фарисее до XI века не имела точной даты, но затем была закреплена.
Основные особенности богослужения в Неделю о мытаре и фарисее:
- Чтение евангельской притчи о выборе – мытаре и фарисее.
- Разрешение поста в среду и пятницу в 1-ю приуготовительную седмицу, после Недели о мытаре и фарисее (как обличение фарисеев, придающих значение лишь внешнему соблюдению Закона).
- Пение на утрене особых покаянных тропарей.
- Присоединение песнопений Постной Триоди.
- До Недели Всех Святых кондаки не читаются, а заменяются на часах, повечерии, полунощнице и Литургии кондаками Триоди, а иногда кондаками Минеи.