darbogu

Неделя о мытаре и фарисее. Особенности проведения богослужений и литургии в эти дни

0 97

Грядет Великий пост, который в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. К слову, даты поста каждый год меняются, но продолжительность его остается неизменной. Начало поста может приходиться на любую дату в промежутке с 15 февраля по 21 марта – в этом году Великий пост начнется поздно, почти в самом конце промежутка.

Перед началом Великого поста установлены три подготовительные Седмицы (седмица – неделя, семь дней) и четыре подготовительные Недели (то есть, воскресенья):

  • 25 февраля – Неделя о мытаре и фарисее;
  • с 26 февраля по 2 марта – 1-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сплошная;
  • 3 марта – Неделя о блудном сыне;
  • с 4 по 9 марта – 2-я приуготовительная седмица к Великому посту;
  • 9 марта – Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Поминовение усопших;
  • 10 марта – Неделя мясопустная, о Страшном суде;
  • с 11 по 16 марта – 3-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сырная (масленица) – сплошная;
  • 17 марта – Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

Сегодня – первый день 1-й приуготовительной седмицы. Но подробнее мы поговорим о Неделе о мытаре и фарисее, которая была вчера, 25 февраля.

В первое подготовительное воскресенье перед Великим постом, которое в этом году выпало на 25 февраля, за литургией читается Притча о мытаре и фарисее (Евангелие от Луки, 18 глава). В ней повествуется о том, как мытарь и фарисей зашли помолиться в Иерусалимский храм. Чтобы наши читатели глубже понимали смысл сей притчи, следует немного рассказать о том, кто такие фарисеи и мытари.

Фарисеи – учителя Закона, которые старались жить праведно и строго соблюдать законы Божьи; их чрезмерно серьезное отношение к внешним проявлениям веры не нравилось Христу, но в свое время в глазах народа они были героями веры, чуть ли не святыми праведниками. Фарисеи, осознавая свое положение, начинали чрезмерно гордиться собой и ставить себя выше обычных людей.

Мытари – люди, которых нанимали захватившие Израиль римляне. Нанимались они для сбора налогов с иудеев, потому как сторонний человек, незнакомый с секретами и хитростями иудейского народа, не мог этого сделать. Таким образом, в глазах Израиля мытари были предателями народа.

Итак, что же мы видим в Притче о мытаре и фарисее? Фарисей ставит себя выше других и молится такими словами:

«Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю».

Мытарь же, осознавая свою греховность, не смел даже поднять взгляд, а лишь ударяя себя в грудь, просил:

«Боже! будь милостив ко мне, грешнику!».

Далее мы читаем о том, что мытарь пошел домой более оправданным, чем фарисей, потому как тот, кто возвышает себя, будет унижен; унижающий же себя – возвысится.

История возникновения Недели о мытаре и фарисее берет свое начало из древней традиции, когда Евангелие от Луки читали по воскресеньям в период Великого поста. Притча о блудном сыне читалась во вторую неделю поста, а Притча о мытаре и фарисее – в третью, в то время как в Константинополе Евангелие от Луки начинали читать после Недели по Воздвижении и заканчивали накануне Великого поста. Притча о мытаре и фарисее и Притча о блудном сыне читались ближе к Великому посту.

Традиции Константинополя впоследствии распространились на весь Восток. Чтение упомянутых притч хорошо сочеталось с подготовкой к посту, а потому было закреплено Церковью. Неделя о мытаре и фарисее до XI века не имела точной даты, но затем была закреплена.

Основные особенности богослужения в Неделю о мытаре и фарисее:

  1. Чтение евангельской притчи о выборе – мытаре и фарисее.
  2. Разрешение поста в среду и пятницу в 1-ю приуготовительную седмицу, после Недели о мытаре и фарисее (как обличение фарисеев, придающих значение лишь внешнему соблюдению Закона).
  3. Пение на утрене особых покаянных тропарей.
  4. Присоединение песнопений Постной Триоди.
  5. До Недели Всех Святых кондаки не читаются, а заменяются на часах, повечерии, полунощнице и Литургии кондаками Триоди, а иногда кондаками Минеи.

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.