Почему православные христиане с такой любовью и теплотой относятся к святой Зосиме Эннатской? Чем она известна? Каким был её земной путь? Где сегодня находятся мощи преподобной? И как ей удаётся помогать верующим людям и по сей день?
Ответы на эти и многие другие интересные вопросы, связанные с доброй старицей, даёт христианка Елена Детинина, рассказывая о своём первом знакомстве с матушкой Зосимой:
“…В августе две тысячи двадцать третьего года, в день празднования Преображения Господня, я впервые побывала в Покрово-Эннатской мужской обители в составе паломнической группы. Очень давно хотела посетить монастырь, возведённый в честь святой Зосимы и узнать о ней побольше, и милостивый Небесный Отец, наконец, даровал мне эту замечательную возможность.
В самом Покровском соборе, рядом с ракой с мощами святой, явственно ощущается её благодатное присутствие. И, наслаждаясь им, мне вспомнилось, каким было житие преподобной…
Святая Зосима Эннатская (в миру бывшая Евдокией Яковлевной Сухановой) появилась на свет первого марта в тысяча восемьсот двадцатом году, в селе Сенцовке. Родители её были честными, благочестивыми крестьянами, и дочь воспитывали соответственно – в вере и страхе Божьем. В детстве Евдокия была скромной и молчаливой, почти всё своё время посвящала молитвам. При этом она была очень доброй и трудолюбивой девочкой, а мирская суета мало её заботила.
В юном возрасте девушка не хотела выходить замуж, однако её отец этого решения не одобрил. В результате Евдокия сочеталась браком с небогатым и богобоязненным молодым человеком. О супружеской жизни святой известно мало – через некоторое время муж Евдокии погиб во время русско-турецкой войны. Лишилась преподобная и своего единственного сына – он отошёл к Господу на охоте.
Невестка Евдокии, оставшись вдовой, впоследствии стала келейницей старицы, и была при ней до самой её погибели.
Евдокия стала монахиней в зрелом возрасте, и, приняв постриг в Эннатско-Покровской обители, обрела и новое имя – Евникия. Историки полагают, что Евдокия стала инокиней в середине или в конце девяностых годов девятнадцатого века. Кроме того, доподлинно известно, что преподобная не раз бывала в Иерусалиме, причём добиралась до святой земли она пешком, пересекая Турцию. В последний раз матушка Евникия посещала этот город в тысяча девятьсот двенадцатом году, став свидетельницей снисхождения благодатного огня.
В то время святая беспрестанно возносила молитвы, предпочитая проводить большую часть времени в одиночестве и тишине. Неподалёку от Эннатской обители преподобная выкопала источник, признанный впоследствии целительным – болящие приезжают к нему и по сей день. Рядом с источником спустя время был возведён и скит.
В эпоху общих гонений на христиан инокиня Евникия была пострижена в схиму и стала зваться Зосимой. Это произошло в тысяча девятьсот девятнадцатом году. После принятия схимы святая до конца своего земного пути отходила ко сну, ложась в кипарисовый гроб. Через год Покрово-Эннатская обитель была преобразована в трудовую коммуну, а в тысяча девятьсот двадцать третьем году советские власти приняли решение закрыть монастырь и выгнать оттуда монахинь.
Тогда преподобная перебралась в село под названием Ново-Архангеловка, где жила в небольшой келье, возведённой во дворе у одной верующей семьи. Тут матушка и принимала всех, кто приходил к ней за помощью – а таковых было немало. К ней часто привозили страждущих и больных людей, и каждому она даровала исцеление – даже бесноватым.
По ночам Зосима возносила молитвы, а днём принимала всех желающих. Власти не одобряли деятельность подвижницы и пытались запретить людям обращаться к ней. За гостями матушки внимательно следили агенты НКВД – но несмотря на смертельную опасность люди всё равно шли к преподобной. Часто идти приходилось практически наугад, так как святую постоянно перевозили с одного места на другое.
К преподобной обращались с любыми несчастьями и скорбями, и каждого человека она старалась утешить, наставить, поддержать или излечить. Нередко матушка справлялась с болезнями, с которыми не могла ничего поделать даже стремительно развивающаяся медицина.
А за несколько дней до своей погибели старица сказала своим близким следующее:
Именно так всё и произошло. Святая почила ночью, именно того числа, о котором и говорила. Чекистам доложили, что матушка была похоронена вместе с большим количеством золота, но, естественно, это была ложь. Могилку раскопали, ничего не нашли и арестовали духовных чад старицы. Только одному из них удалось спастись. Святая прожила на свете сто пятнадцать лет и упокоилась в своём родном селе, Сенцовке.
…После чтения акафистов мы, паломники, ещё долго прогуливались по территории обители. У меня на душе воцарилась такая отрада, мир и благодать, что мне тотчас вспомнились слова Апостола Павла:
Побывали мы и на монашеском кладбище, пропитанном дыханием существования вечного, и, налюбовавшись монастырскими красотами, отправились к святому источнику, выкопанному в своё время матушкой Зосимой. Там мы омылись в кристально-чистой прохладной воде и запаслись ею впрок.
Меня до глубины души поразила атмосфера этого удивительного места: и великолепный простор, и залитые солнцем цветущие поля, и густые древние леса здесь наполнены благостной тишиной и умиротворением. Мне очень не хотелось уезжать отсюда, но настала пора возвращаться домой, в мир. И, вознеся сердечную молитву, мы, счастливые и спокойные, пустились в обратную дорогу”.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Также читайте:
Как правильно молиться Святителю Николаю Чудотворцу?
7 секретов счастья от афонских святых и старцев В чём помогает блаженная Ксения Петербургская и как просить её о помощи? Святой Марк Афинский прожил почти век в одиночестве, общаясь лишь с Богом и Ангелами. Как ему это удалось?