Каждый из нас наверняка слышал и о заповедях блаженства, которые были даны народу Иисусом Христом, и о десяти Божьих заповедях, которые были даны Моисею. Но у некоторых может возникнуть вопрос: как эти заповеди соотносятся друг с другом? И отменяют ли заповеди блаженства Божьи заповеди? Об этом мы сегодня и поразмышляем.
На первый взгляд, эти заповеди действительно сильно отличаются. Первые 10 заповедей Господь дал народу через Своего избранника, пророка Моисея. Когда Моисей вывел иудейский народ из Египта, и вместе с ним брел по большой пустыне, под палящим солнцем, без еды, он взобрался на гору Синай, где Господь дал ему 10 заповедей, которые евреи обещали исполнять:
- Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:2-17).
С тех пор был заключен с еврейским народом Завет, то есть договор о том, что евреи будут соблюдать и исполнять закон Божий взамен на покровительство Господа. Моисей выточил эти заповеди на двух каменных плитах (скрижалях), а евреи положили их в специальный сундук (Ковчег Завета), который переносили с собой продолжительное время, пока он вскоре не исчез из Иерусалимского Храма.
Вскоре Господь воплотился и вочеловечился, придя к людям как Иисус Христос. Он, сопровождаемый толпой народа, взошел на гору и начал учить людей. Его проповедь получит название Нагорной. В ней Сын Божий дал людям новые заповеди, которые зачастую именуют заповедями блаженства:
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. (Мф.5:3-11)
У этих заповедей есть как общее, так и отличие. Общим является, во-первых, тот факт, что автор заповедей один – Господь Бог, во-вторых, что эти заповеди не противоречат друг другу, и в-третьих, все они были даны на горе в знак того, что правила эти даются свыше Самим Господом. Отличие же в том, что, во-первых, одни заповеди были даны Богом через пророка Моисея, а вторые – Самим Господом непосредственно. Во-вторых, первые 10 заповедей носят запретительный характер, а заповеди блаженства – предписывающий характер, то есть каким нужно быть человеком, чтобы получить благодать Божию и войти в Царствие Небесное. В-третьих, по словам профессора Московской духовной академии Осипова А. И.:
«Заповеди, данные через Моисея, – некий барьер, ограда на краю пропасти, удерживающее начало. А блаженства – открытая перспектива жизни в Боге».
Более того, заповеди блаженства не отменяют заповеди Божьи. Ведь Сам Иисус говорил:
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).
Он Сам исполнял Свой закон, данный через Моисея, в человеческом обличии без согрешений, в точности. Но Сын Божий не остановился на этом, напротив, Он дополнил закон новыми заповедями, чтобы, исполняя их, получить блаженство в земной и небесной жизни.
Священник Владислав Береговой говорит, что заповеди блаженства – «это свобода, жизнь во Христе». Заповеди блаженства приближают тебя к Господу, они являются «золотой цепью добродетелей». Они, единые правила нашей жизни, одинаково важны, поэтому исполнять нужно все полностью и в точности, подобно тому, как их исполнял Спаситель наш Иисус Христос.