darbogu

г. Клин. Церковь Успения Пресвятой Богородицы – старейший храм Подмосковья! | Истории храмов России | Дзен

0 75

6 маяПутешествияБольше по теме

Успенский храм, по мнению большинства туристов, побывавших когда-либо в этом старинном городе, является самым интересным историческим памятником Клина (если, конечно же, не считать Дом-музей П. И. Чайковского), и уж точно самым примечательным архитектурным объектом города.

Успенский храм, по мнению большинства туристов, побывавших когда-либо в этом старинном городе, является самым интересным историческим памятником Клина (если, конечно же, не считать Дом-музей П. И.Успенский храм, по мнению большинства туристов, побывавших когда-либо в этом старинном городе, является самым интересным историческим памятником Клина (если, конечно же, не считать Дом-музей П. И.-2

Успенский храм, по мнению большинства туристов, побывавших когда-либо в этом старинном городе, является самым интересным историческим памятником Клина (если, конечно же, не считать Дом-музей П. И.-3Отреставрированный Успенский храм - жемчужина Подмосковья!Отреставрированный Успенский храм – жемчужина Подмосковья!Отреставрированный Успенский храм – жемчужина Подмосковья!

Самый старый храм древнего города обычно нужно искать на месте крепости, однако в Клину такой храм стоит в стороне от исторического ядра. Планировка древнего Клина имела свои особенности. Крепость располагалась у места, где река Сестра делала большую петлю. Кремль находился не внутри самой петли, а как бы «вклинивался» в узкий перешеек между двумя изгибами реки. Внутри «петли» находился один из посадов, который таким образом, хотя и стоял вне стен крепости, защищался с трех сторон водной преградой. Именно в этом месте и был устроен древний Успенский монастырь. В далёкие времена Успенский монастырь с каменной соборной церковью, примыкал к городскому валу в петле реки Сестры и был расположен на высоком холме. Согласно старинному описанию, это местоположение – "одно из тех, кои сама природа для населения предопределяет" и с высоты которого в "окололежащие стороны приятный вид простирается". Со временем монастырь стал духовным градообразующим центром.

Клинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в XVI столетии. Документ 1545 года сообщает о том, что, согласно Духовной грамоте, Матвей Иванович Левашов давал деньги в монастырь "Пречистой в Клин на Городок игумену и священницы, и с дьяконы, и с проскурником, и с попом на сорокоуст".

Время завершения строительства каменного Успенского собора документально не зафиксировано. По одной версии, он был построен между 1539 и 1542 годами, однако большинство исследователей относят его создание к середине XVI столетия.

Есть и более поздняя версия, связанная с пребыванием в Клину царя Ивана Грозного с 15-тысячным опричным войском, которое двигалось на Новгород и Псков в декабре 1569 года. Историк Н.М. Карамзин изобразил чудовищную картину кровопролития, учиненного царем ночью над клинчанами, которые накануне встретили царя хлебом и солью. Лифляндские дворяне Таубе и Крузе, бывшие в опричном войске, также сообщали, что было истреблено все население Клина. Однако некоторые историки ставят под сомнение вышеописанную бойню. Они основываются на том, что в царском "Синодике опальных" упоминается имя только одной жертвы в Клину – некоего каменщика Ионы.

Существует несколько версий строительства каменного храма после 1569 года. По старинному клинскому преданию, собор был построен в память о горожанах, павших невинными жертвами похода войска Ивана Грозного, причем по одной версии именно раскаявшийся государь выделил средства на строительство каменного храма. По другой – деньги собирали оставшиеся в живых горожане. По третьей версии, не предполагающей массовых убийств в Клину, царь действительно выделил деньги на благоукрашение обители, чтобы иметь возможность останавливаться в ней во время своих дальних походов…

Что бы ни предполагали историки, красивейшая каменная церковь – Успенский соборный храм монастыря – была построена и сохранилась до наших дней. Храм представляет собой небольшой кирпичный куб с тремя алтарными апсидами, увенчанный одной главой на световом барабане, крестово-купольной композиции. Очень гармонично организовано внутреннее пространство церкви.

Успенский храм, по мнению большинства туристов, побывавших когда-либо в этом старинном городе, является самым интересным историческим памятником Клина (если, конечно же, не считать Дом-музей П. И.-5

Успенский храм, по мнению большинства туристов, побывавших когда-либо в этом старинном городе, является самым интересным историческим памятником Клина (если, конечно же, не считать Дом-музей П. И.-6

Следующая страница в истории монастыря связана с именем Патриарха Никона. По его просьбе государь Алексей Михайлович в 1655 году своим указом повелел приписать клинский Успенский монастырь со всеми его вотчинами и угодьями к своей излюбленной обители – Иверскому монастырю на Валдае. В клинском монастыре Патриарх делал остановку для отдыха во время своих поездок в Иверскую обитель. Своего рода путевым дворцом для знатных духовных лиц клинский монастырь послужил в том же 1655 году для антиохийского Патриарха Макария, совершавшего поездку вместе с Сербским архиепископом Гавриилом и со своим сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Они направлялись из Москвы в Новгород. Путешественники прибыли в монастырь утром в понедельник 6 августа в праздник Преображения Господня. Архидиакон Павел писал: "Древний каменный монастырь в честь Успения Владычицы, принадлежащий Патриархии… занимает красивое местоположение; близ него селение по имени Клин". В архивах Московского кремля хранится письмо царя Алексея Михайловича, согласно которому, когда в 1672 году царь – страстный любитель охоты охотился в окрестностях Клина, у сопровождавшей его жены – царицы Натальи Кирилловны начались преждевременные роды. Новорожденного ребенка (уже 14-го для царя), поскольку тот казался слабым, и у повитух были сомнения в том, выживет ли он, было решено крестить в ближайшем храме (а то, не приведи Господь, младенец помрет некрещенным!). Таким храмом и оказалась Успенская церковь Клина.
Ребенок тем не менее выжил, и как вы, наверное, догадываетесь, впоследствии стал первым российским императором – Петром Великим. В то время, а именно в ХVI-ХVII веках постройки Успенского монастыря царская семья использовала для отдыха. Только непонятно, а что делала глубоко беременная царица в Клину??? На таком сроке женщину вряд ли должны были из терема отпускать. Хотя с местом крещения Петра и в официальной историографии непонятки.

К 1764 году монастырь обеднел. Все его владения были отобраны. В государстве Российском в это время проводилась политика изъятия владений у монастырей и закрытия многих из них. Именно в 1764 году была завершена реформа, в результате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. Из 953 великорусских монастырей закрыто 568, 224 оставлено в штате и 161 – за штатом, на собственном содержании. В число выведенных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину. Храмы упраздненного монастыря стали приходскими. Случайно сохранилось описание Успенской и Сергиевской церквей обители, сделанное незадолго перед закрытием монастыря в 60-е годы ХVIII века: «В соборной Успенской церкви окна светового барабана заделаны досками, деревянные двери – в крайне ветхом состоянии. Кирпичный пол в алтаре, а в церкви – из плит белого камня, – «совсем негоден». Глава собора была покрыта деревянной чешуей, а кровля – тесом, при этом только на алтаре покрытие было относительно новым. Собор, несмотря на небольшие размеры, не отапливался. Далее описывается каменная двухэтажная трапезная церковь в честь преп. Сергия Радонежского. В верхнем богослужебном этаже имелась обветшавшая изразцовая печь, кирпичный пол в некоторых местах поломан. Нижний этаж занимала хлебенная и погреб. К трапезной церкви был присоединен деревянный чулан и крытая деревянная паперть. Состояние трапезной, по описанию, является угрожающе аварийным: в стенах «великие разседины и в некоторых местах кирпичи вывалились и углы поломаны». При соборной церкви указана "…двухэтажная колокольня, крытая тесом. Все прочие строения обители были деревянными, причем состояние их характеризуется как крайне ветхое и гнилое. Среди них две настоятельские кельи, малая братская келья, четыре житницы, стоящие в одну линию, погреб, братская баня, два сарая с сеновалом».
Только в начале XIX века положение улучшилось. В 1810 году здание Успенской церкви подверглось реконструкции. К храму были пристроены трапезная, портики с колоннадой и трехъярусная колокольня. В трапезной части устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. Привнесенные черты классицизма исказили памятник старины до неузнаваемости. Тогда же, вероятно, была разобрана и старая Сергиевская церковь. Из убранства прошлых веков в иконостасе Успенской церкви сохранялись старинные иконы Тихвинской Божией Матери и преп. Сергия Радонежского.

Успенский храм, по мнению большинства туристов, побывавших когда-либо в этом старинном городе, является самым интересным историческим памятником Клина (если, конечно же, не считать Дом-музей П. И.-7

Успенский храм, по мнению большинства туристов, побывавших когда-либо в этом старинном городе, является самым интересным историческим памятником Клина (если, конечно же, не считать Дом-музей П. И.-8

Успенский храм, по мнению большинства туристов, побывавших когда-либо в этом старинном городе, является самым интересным историческим памятником Клина (если, конечно же, не считать Дом-музей П. И.-9

Почтовые фотокарточки и фотографии с видом Успенской церкви. Нач. ХХ века.Почтовые фотокарточки и фотографии с видом Успенской церкви. Нач. ХХ века.Почтовые фотокарточки и фотографии с видом Успенской церкви. Нач. ХХ века.

В конце XIX века церкви принадлежали каменная богадельня, построенная в 1881 году, в которой проживали просфорница и бедные женщины разных сословий, и деревянная часовня в д. Белавино. Приход церкви состоял из граждан г. Клина и жителей деревень Праслово, Белавино и Шевелево.

С Успенским храмом связаны имена знаменитых людей России. В частности, на службах здесь бывал П.И. Чайковский, о чем он упоминает в своих дневниковых записях…

19 октября 1917 года в храм был назначен священник Сергий Щедров, ранее служивший в тюремной церкви. С 1922 по 1924 год в церкви служил священномученик Алексий Никонов. 26 сентября 1924 года священники Алексий Никонов и Алексий Воробьёв были арестованы по обвинению в том, что они без разрешения местной власти устроили в церкви города Клина собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью Православия. 27 февраля 1925 года о. Алексий Никонов был приговорен к высылке в Нарымский край на два года. В 1936 году он был снова арестован и приговорен к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет. Священник Алексий Никонов скончался 29 октября 1938 года в Севжелдорлаге. Причислен к лику святых.

В 1926 году в Успенском храме служил священник Николай Александрович Бруни (1891-1938), потомок знаменитой художественной династии, человек с интересной и трагической судьбой, одаренный талантами поэта, переводчика, музыканта и художника.

Будучи одним из первых отечественных военных летчиков, он выжил после того, как его аэроплан был сбит в ноябре 1917 года в бою под Одессой. Тогда же он дал обет стать священником, если выздоровеет после ранений. В послереволюционные годы ему пришлось сменить несколько мест служения – Украина, Козельск, Москва, Клин. О. Николай был знаком со многими выдающимися людьми – о. Павлом Флоренским, с оптинским старцем Нектарием, был близким другом и однокурсником О.Э. Мандельштама (который сделал его прототипом героя рассказа "Египетская марка"), дружил с А.А. Ахматовой, В.Ф. Ходасевичем. Во время служения в Москве, Н.А. Бруни совершил панихиду по умершему А.А. Блоку, прочитав перед этим с амвона его стихи.

После закрытия храма, оставшись в Клину без места священника, по протекции знакомых он устроился переводчиком в Москве, одновременно подрабатывая для своей большой семьи самой непрестижной работой – например, чисткой выгребных ям и раскладкой навоза на огородах у дачников. В 1934 году он был арестован по ложному обвинению в шпионаже в пользу Франции и сослан в Ухту. В лагере заключенные называли его "отец Николай". В 1937 году по распоряжению лагерного начальства к 100-летию со дня гибели А.С. Пушкина он сделал памятник поэту из подручных досок, колючей проволоки и глины. Этот памятник до сих пор является достопримечательностью Ухты. Интересно, что петербургский художник Федор Бруни сделал посмертный рисунок Пушкина в гробу, а через сто лет его потомок Николай Бруни изваял скульптурный памятник поэту.

4 апреля 1938 года о. Николай был расстрелян. Как позднее рассказывал уцелевший свидетель казни, перед смертью священник призвал всех приговоренных встать с колен, а сам обратился к Богу и запел молитву.

В советское время храм постигла общая участь – 26 декабря 1931 года он был закрыт, убранство уничтожено, а колокольня взорвана. При этом была частично разрушена трапезная. В разное время в здании размещались медицинская библиотека, медицинский музей, общежитие и торговый склад. В начале Великой Отечественной войны храм был использован как склад соли, которая в короткое время въелась в пол и стены!

В начале 1960-х годов бывший Успенский храм готовили к сносу. Московские архитекторы составили для этого нужный документ, по которому памятник якобы настолько был перестроен в XIX веке, что не представляет для истории никакого интереса. Сохранить древнейший храм Подмосковья помог случай: в 1962 году Успенский храм показывали бельгийской королеве Елизавете. Она приехала в музей Чайковского, а сюда её привели потому что в этот храм на службу ходил Пётр Ильич Чайковский. Королева посетовала на плохое состояние храма и пожертвовала деньги Министерству Культуры СССР на реставрацию. В 1963 году по просьбе Петра Дмитриевича Барановского этим клинским памятником занялся архитектор Николай Николаевич Свешников. В 1963-1966 годах под его руководством, на основе научного исследования памятника, проведена реставрация. Реставрация в основном заключалась в освобождении подлинных первоначальных элементов от поздней облицовки и укреплении конструктивных элементов. Все утраченные первоначальные части и детали восстановлены по сохранившимся хвостовым частям. Все пристройки XIX века были удалены, соль вывезена, и храм предстал в своем первоначальном виде. Но в дальнейшем городские власти не нашли для восстановленного шедевра лучшего применения, чем склад треста столовых.

В 1992 году храм вернули верующим. Первое богослужение в возрожденной церкви состоялось в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы.

В 1994 году неподалеку от храма была построена звонница в стиле псковской архитектуры, церковь обрела "голос".

Звонница и памятный крест возле западного фасада храма.Звонница и памятный крест возле западного фасада храма.Звонница и памятный крест возле западного фасада храма.

11 ноября 1998 года отреставрированный храм освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Успенский храм, по мнению большинства туристов, побывавших когда-либо в этом старинном городе, является самым интересным историческим памятником Клина (если, конечно же, не считать Дом-музей П. И.-12

Успенский храм, по мнению большинства туристов, побывавших когда-либо в этом старинном городе, является самым интересным историческим памятником Клина (если, конечно же, не считать Дом-музей П. И.-13

Успенский храм, по мнению большинства туристов, побывавших когда-либо в этом старинном городе, является самым интересным историческим памятником Клина (если, конечно же, не считать Дом-музей П. И.-14

Центральное место в церкви занимает современный иконостас, выполненный мастерами Тверской школы церковных ремесел в стиле древнерусской иконописи. Многие иконы были специально написаны для Успенского храма: икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", Всех святых, святителей Петра и Филиппа. Две плащаницы – Спасителя и Божией Матери – были созданы руками прихожан. Благотворители передали в дар храму великолепные иконы Преображения Господня, Божией Матери "Феодоровская", вмч. Пантелеимона, свт. Николая Чудотворца. Главные святыни церкви – частица Животворящего Креста Христова и икона Успения Пресвятой Богородицы. Особыми святынями являются частицы мощей московских святителей Петра и Филиппа, сщмч. Константина Богородского, прмч. Игнатия Афонского, прав. Симеона Верхотурского.

В мае 2011 года между храмом и звонницей был торжественно установлен памятный крест. На мраморной доске у его подножия выбиты имена клириков Успенской церкви, служивших в ней с XVIII по XX век.

Сейчас храм полностью отреставрирован и является памятником архитектуры всероссийского значения. Четырёхстолпный трехапсидный храм, сложенный из кирпича, увенчан одной главой на массивном световом барабане. С четырех сторон фасады основного объема украшают треугольные фронтоны; фасады имеют редкую трехчастную симметричную форму, угловые компартименты (вертикальные части стен) понижены и также увенчаны треугольными маленькими фронтонами. Барабан из-за несовпадения членения фасадов и внутренних столбов смещен к востоку.

Успенский храм, по мнению большинства туристов, побывавших когда-либо в этом старинном городе, является самым интересным историческим памятником Клина (если, конечно же, не считать Дом-музей П. И.-15

Все фотографии выполнены автором этой статьи. Если Вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы узнавать историю того или иного храма России.

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.