Почему следствием любого совершенного греха является страдание
Нет ни одного сложно устроенного существа, которое не знало бы, что такое страдание. Человек здесь не исключение. И страдания преследуют человека с самого начала его жизни.
Вот стресс от рождения из материнской утробы забыт, и младенец уже неумело бегает на коротких ножках, лопочет первые слова, смеется и дурачится на радость своим родителям. Но вдруг спотыкается, падает, ударяется обо что-то и получает царапину. Он не понимает еще, что это ерунда по сравнению с теми страданиями, которые ждут его в будущем, но для него это уже страдание и горькая обида непонятно на кого. Далее у человека может что-то сильно заболеть, и это вновь страдание. Его может парализовать, и человек теряет таким образом значительную часть свободы – становится зависимым от других и почти ничего не контролирует. Это страдание. Он может терпеть оскорбления и терять любимых людей. Это тоже страдания, но уже душевные.
Почему страдают люди, и закончатся ли когда-то страдания? Слово Божье может поднять нас над всей историей вселенной, открыть начало и конец всего сущего и дать ответ на этот вопрос.
Вот Господь изрекает притчу о богаче и Лазаре, где вымышлены лишь персонажи, а все остальное – это описание скрытых за гранью смерти реальностей: ада и его верхней обители – лона Авраамова, где ветхозаветные праведники были избавлены от страданий. Богач, согласно притче, страдает. Между ним, его сострадальцами по аду и Авраамом, Лазарем и другими праведниками утверждена великая бездна, которую не может преодолеть ни один обитатель загробного мира. Причина страданий – деяние, которое Библия называет грехом. В случае с богачем это чревоугодие, равнодушие и немилость к бедноте, в частности, к Лазарю. И все это на фоне блистательной роскоши.
Теперь Слово Божье перенесет нас в будущее, в самый конец истории. На последнем страшном Суде Иисус Христос говорит одним людям, чтобы они унаследовали Царство Его Отца, а другие отправились в муку вечную. И причина муки та же – грех. И Господь провозглашает всей вселенной лишь про грех немилости, не упоминая вообще ни одного другого греха. Почему так? Потому что Господь не может делать за нас спасительные дела любви, но грех на себя Он весь взял. И претерпел, опять же, страдания – телесные и душевные. Опять связка "грех-страдания".
Там, на Суде, Господь сделает примечание, что мучительное огненное озеро уготовано вовсе не людям, а ангелам-отступникам.
Теперь перенесемся на зарю времен и посмотрим, как и кто изобрел грех и страдания. Все сотворено хорошим, благим. И разум – это хорошая вещь. Но именно разум может порождать добро и зло. Любой, кроме разума самого Бога, который зло не порождает.
Ангелы – это исторически первый тип разумных существ. Они сотворены раньше прочих существ и не имеют тел из плотной материи.
Изначально те личности, которых мы сейчас называем святыми ангелами, таковыми не были. Также и духи, которых мы называем бесами, не были злыми. Первые разумные существа должны были определиться и утвердиться в добровольном служении Создателю. Но вот один сильный ангел заявил: «Выше звезд поставлю престол мой и буду подобен Всевышнему». Глупец ли он? Вовсе нет, потому что ангелы – обладатели непревзойденного интеллекта, памяти и неутомимости. Но тот ангел, которого теперь зовут дьяволом и сатаной, сделался безумцем, исказил разум до состояния необратимости к исправлению.
Понимая, что между Творцом и творением лежит бесконечная бездна, творение захотело стать богом.
Итак, еще никто не убит и не ограблен; никого не совратили на грехи – такие, как пьянство и прочее. Но уже произошел грех в виде неприятия своего места в мире и реальности такой, какая она есть. И, как следствие, – произошло необратимое саморазрушение разумного существа. Такое состояние у человека Церковь называет лжеучениями – у нехристиан и ересями – у христиан.
Вот первых отступников свергает на землю Михаил со своим войском Бесплотных. А там то ли уже живет, то ли скоро появится исторически второй тип разумных существ – люди. Люди тогда были представлены всего двумя личностями – нашими первопредками Адамом и Евой.
Книга "Бытие" буквально говорит, что они были наги и не стыдились, вели постоянный диалог со Всевышним и обитали в комфортном, изобилующем благами Эдемском саду. Из этого Слова Божьего можно догадываться, что жизнь первых людей была блаженна. Они еще не знали ни греха, ни страданий. Но, как и в случае с ангелами, они не утвердились в добре: птенец орла хорош, потому что из него вырастет орел, но он еще не оперился, чтобы спокойно нырнуть в пропасть. Именно в такую духовную пропасть и спровоцировал нырнуть праматерь Еву сатана.
Всем известно, что в Эдеме наряду с древом жизни было некое фруктовое дерево, касательно которого Бог в виде заповеди не то, чтобы изрек запрет, а совет и рекомендацию. И вот дьявол в виде змеи приползает к Еве и задает наводящий вопрос про заповедь о древе познания добра и зла, цель которого "прощупать" мировоззрение Евы: есть ли там неправильное восприятие самой себя, Бога, заповеди и объекта заповеди. Дьявол выясняет, что есть: по версии Евы оказалось, что дерево проклято, отравлено, потому что к нему, якобы, нельзя даже прикасаться, а Богу только и нужно, что строгие запреты и томление от этих запретов человека. И вот опять оно – начало погибели. Запретный плод не съеден, а грех уже начался.
Дух тьмы переворачивает в сознании первой женщины свойства священного растения, делая его мнимым источником могущества, и клевещет на Бога – якобы, Он предостерег первых людей не от смерти, а от Божественной силы.
У Евы появляется иллюзорная мечта о безбожном счастье, духовное саморазрушение продолжается, женщина срывает плод и съедает его. Поедание плода просто увенчивает саморазрушение Евы, которое она зачала в себе неправильным пониманием реальности. И опять: никто не убит и не ограблен, а грех уже свершился.
Вместо того, чтобы предупредить Адама о том, что Бог был прав, и нарушение заповеди ведет к страданию и смерти, она угощает его плодом, и Адам также проходит через духовную смерть. Первые люди теперь стыдятся наготы и избегают разговоров со своим Создателем, то есть, боятся Его. Такое состояние недвусмысленно говорит о том, что грех породил страдания.
С этого момента людям необходим Спаситель, Которого и пообещал Бог так и не пожалевшим о своем деянии первым людям.
Итак, разрушенная душа не может блаженствовать, следовательно, она обречена страдать. Душа разрушается не только лжеучениями и ересями, но и такими смертными грехами, как блуд, пьянство, наркомания.
Единственный ли это духовный механизм, которым грех мучает человека? Нет – есть еще муки совести, которые настигают того, кто несет страдания другим людям. Совесть, по учениям святых отцов, – это голос Бога в человеке.
Человеку не обязательно быть террористом-головорезом, чтобы испытывать муки совести. Он может быть, например, чистеньким ухоженным наркобароном, живущем в роскошном поместье и катающимся на статусном автомобиле. Он может иметь высокий культурный уровень, вести здоровый образ жизни и быть примерным семьянином. Но его действия ведут к смерти многих вокруг. Если такой человек не раскается, в аду его будет мучить именно совесть.
Бывают и благие страдания, вызванные грехом. Они происходят от руки самого Бога, когда Тот ведет человека к спасению в истине. Когда человек уперт в грехе, Бог может лишать его сперва имущества, потом здоровья, а в качестве кары, если человек так и не задумается о вечности, Бог может лишить его даже разума.
Никто не хочет страдать. Христиане же обладают самым надежным знанием о том, как избежать страдания. Упрощенно говоря, меньше всего на земле страдают святые люди. Господь делает простой призыв христианам быть совершенными, как совершен Его небесный Отец, точно не для того, чтобы мы страдали.