с. Дарна. Истринский городской округ. Церковь Воздвижения Креста Господня. | Истории храмов России | Дзен
16 маяКалининград410,6K интересуютсяМарий Эл64,5K интересуютсяУзбекистан302,5K интересуютсяАбхазия549,8K интересуютсяРостовская область145,9K интересуютсяАрхангельск149,5K интересуютсяИзраиль124,9K интересуютсяКуба288,7K интересуютсяПриэльбрусье144,8K интересуютсяЕкатеринбург247,8K интересуютсяЙошкар-Ола62,4K интересуютсяИнгушетия153,6K интересуютсяСергиев Посад121,8K интересуютсяИжевск57,3K интересуютсяЗвенигород78,3K интересуютсяСахалин209,9K интересуютсяБухара147,9K интересуютсяЯрославль221,6K интересуютсяДжакарта41,4K интересуютсяБудва74,2K интересуются
Все, кто приезжают в Дарну, неизменно восхищаются красотой здешних мест и величественным, но вместе с тем изящным краснокирпичным храмом с серебристыми куполами. Несмотря на "юный" по меркам архитектурных сооружений возраст здания, история храма весьма богата. Изначально село это называлось Дорна; известно оно как минимум с ХV века. По одной из версии, название возникло от слова "дор" – то есть "участок, свободный от леса". В разъезжей грамоте, в которой устанавливались границы села, указано, что Дорна принадлежала тогда близкому сотруднику великого князя Московского Ивана III – Ивану Товаркову-Пушкину (одного из предков великого русского поэта). Позже, уже при Феодоре Иоанновиче, село перешло в казну, откуда его выкупил дьяк Истома Карташёв. Он знаменит тем, что в 1609 году обеспечивал защиту Москвы от Лжедмитрия II и погиб от рук захватчиков. Имение снова перешло в род Пушкиных, а после снова вернулось в казну. Одно время владельцем Дарны был царский стольник Афанасий Боборыкин. В 1658 году Патриарх Никон приобрёл эти земли для своего монастыря. Никон хотел устроить на Истре "русскую Палестину", наш аналог Святой Земли… Как оказалось, истринский ландшафт удивительно схож с ландшафтом древней Палестины. Дарну тогда переименовали в Воздвиженское. К 1686 году там поставили деревянную церковь, освящённую, соответственно, в честь Воздвижения Креста Господня. Однако о ней ничего не известно. Нет сведений и о том, при каких обстоятельствах во времена императрицы Елизаветы Петровны "тщанием прихожан" на этом месте возник Петропавловский храм.
Когда на русских землях бесчинствовали французские войска, в дарницкую церковь прислали молодого священника Петра Воскресенского. Общими усилиями местных жителей и клира храм удалось защитить от варварского разграбления. Согласно описи тех лет, "церковь цела и неприятелем неприкосновенна, одежда и антиминс целы и невредимы". Священники наравне с простым людом вставали на защиту монастырей, храмов, деревень. Во второй половине ХIХ века через Дарну всегда проезжали русские цари, совершавшие паломничества в Ново-Иерусалимский монастырь. С появлением Николаевской железной дороги жизнь села изменилась. Дарна превратилась в своего рода перевалочный пункт между станцией Крюково и Воскресенском (ныне ст. Истра). "Путь по проселочной дороге протяженностью в 21 версту занимал не менее пяти часов. Пассажиров возили шестиместные линейки, тарантасы, брички и простые повозки. Дачники, которые потянулись в Воскресенск, иногда ехали на велосипедах. У храма в Дарне они делали остановку, здесь была двухэтажная церковная гостиница для паломников", – отмечается в сборнике "Дарна. Частица Святой Земли", посвященному Истринскому благочинию и Крестовоздвиженскому храму.
В 1893 году Великим постом дарнинская церковь сгорела, и приход сразу же испросил разрешение на строительство каменного храма. А пока суд да дело, к зданию приходской школы в том же году пристроили временную церковь, освящённую во имя первоверховых апостолов Петра и Павла. В ночь на 26 марта 1893г. во время Великого поста однопрестольная деревянная Петропавловская церковь сгорела. Горе прихожан было безмерным. Во всепокорнейшем прошении в Московскую Митрополию прихожане и причет обратились за разрешением построить временный храм вместо сгоревшего, на что получили утешительный ответ. План был утвержден 8 июня 1893 г. под № 3628 строительным отделом Московской духовной консистории. Проект был выполнен архитектором С. Крыгиным. Временный храм во имя свв. апостолов Петра и Павла в том же году был пристроен к существовавшей в селе с 1890г. церковно-приходской школе. Большое содействие в этом оказала землевладелица Анна Цурикова. Освящение храма и литургию совершал благочинный, протоиерей Звенигородского Успенского собора Иоанн Рождественский. Церковно-приходская школа с пристроенной церковью находились на расстоянии 21 м к западу от паперти существующей ныне колокольни. Общая длина здания составила 21м, ширина – 11м. Через два года утвердили проект каменного пятиглавого храма для Дарны. Его разработал сын известного зодчего Владимира Шервуда – Сергей Шервуд. Любопытно, что в отчёте настоятеля звенигородского Успенского собора Иоанна Рождественского протоиерей отдельно подчёркивал, что "место для постройки храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в селе Дарна… удобно и прилично, так как около сего места нет и никогда не может быть питейных и фабричных заведений, от строений храм будет отстоять в законном расстоянии, главное обеспечение построения нового храма – есть церковный кирпичный завод, в настоящее время уже готово двести тысяч штук кирпича". Этот завод, как сейчас предполагают, находился у дороги, на спуске к реке. Возглавил работы по строительству нового храма 29-летний священник Лазарь Гниловский. Помощь меценатов и богатых вкладчиков позволила в короткий срок реализовать дорогостоящий проект, который был бы непосильным для одних прихожан. Строилась церковь достаточно быстро – благо нашлись весьма состоятельные жертвователи, – и уже к 1898 году трёхпрестольный храм был готов. Его поставили на так называемый траншейный фундамент, он наподобие футляра накрывал часть погоста старой деревянной церкви. Здесь во время реставрации были найдены останки большого количества людей. Возможно, это те, кто покоился ещё на старом кладбище, а может, здесь тайно хоронили пострадавших за веру в первые послереволюционные годы или убитых фашистами… В новом храме имелись приделы Николая Чудотворца и Вознесения Господня. Ещё около двух лет потребовалось на внутреннюю отделку, и в 1900 году церковь освятили. К сожалению, сам архитектор до этого события не дожил.
Всего семнадцать лет спокойной жизни было отведено Крестовоздвиженскому храму. Правда, после революции его закрыли далеко не сразу. В 1922 году Дарнинский храм подвергся разграблению. К 1935 году он лишился своих колоколов, а через два года его и вовсе закрыли. В Дарне образовался колхоз, и храмовое здание приспособили для хозяйственных нужд. Сначала в нём разместили мастерскую по ремонту тракторов, затем кузницу, а позже стали хранить минеральные удобрения. Именно последние и "подточили" фундаменты и нижние ряды кладки настолько, что десятилетия спустя их пришлось устраивать практически заново. Во время Великой Отечественной войны от артобстрелов и бомбардировок храм сильно пострадал. Шатры, верхний ярус колокольни оказались разрушены. 9 декабря 1941 года, за два дня до освобождения Дарны советскими войсками, захватчики, несмотря на мороз, согнали в здание церкви женщин, детей и стариков. Писатель Александр Бек, очевидец тех событий, писал: "Расположенная на высотке, она далеко видна вокруг, это большая кирпичная неоштукатуренная церковь с тремя куполами, один из которых снесён тяжёлым снарядом". И далее: "Немцы приказали всем выйти из домов, собрали, построили и повели под конвоем. Дорогой колонна соединилась с колонной, людей перегоняли как скот из села в село, пока наконец, не нашли им место в огромной холодной церкви. Их ничем не кормили, каждый питался из своего мешка, если удавалось укрыть его от немцев. В церковь приходили немцы и отбирали всё, что им понравится: они отняли все полушубки, все тёплые пальто, все одеяла, даже от грудных детей отбирали маленькие одеяла; в нетопленной, застуженной церкви каждую ночь умирали дети…" По последним данным, в Крестовоздвиженском храме фашисты собрали около 600 человек из окрестных деревень. Два дня они провели в разрушенном здании, в лютый холод, не зная, дождутся ли прихода освободителей… 11 декабря 1941 г. Дарна была освобождена 258-м стрелковым полком 9-й Гвардейской дивизии под командованием М. А. Суханова. Потом у брошенного на произвол судьбы храма, началось полвека абсолютного забвения, а в 1991 году церковь в Дарне местные власти передали Церкви.
Фото Крестовоздвиженского храма в конце 1980-х гг. С сайта: Darnahram.ruФото Крестовоздвиженского храма в конце 1980-х гг. С сайта: Darnahram.ru
Стоит заметить, что Крестовоздвиженский храм стоял закрытым 54 года (1937-1991 годы), действует в общей сложности 64 года (1900-1937 годы и с 1991 года). Состояние здания было похоже на состояние большинства храмов в нашей стране – ни дверей, ни окон, ни куполов. Стены были испещрены грубыми надписями, на церкви росли берёзы. Кое-где угадывались остатки фресок. Настоятелем возрождённого храма назначили только что рукоположенного священника Константина Волкова – тогда ему не было ещё и тридцати лет. Сначала ему помогали всего несколько человек – местные старушки да его собственный дядя. Отец Константин и сам работал не покладая рук, счищая снег с крыши, отбивая со стен грязь, разгребая завалы. Одновременно он собрал церковную утварь, сделал временный алтарь, и по выходным народ стал собираться на службы. Красота Дарненского храма обеспечивается пластикой архитектурных форм. Декор присутствует в той мере, в которой этого требует стиль, и при всём богатстве не пытается "перетянуть на себя" внимание зрителей, довольствуясь второстепенной ролью. Не перегруженная "украшательством" церковь смотрится очень цельно, несмотря на немаленькие размеры и обилие вертикалей: верхи каждого композиционного элемента (центральная глава, боковые главы, крылечки-паперти) дополнены шатрами – приземистыми, но не сковывающими, а напротив, подчёркивающими общее стремление ввысь. Шервуду удалось найти отличное соотношение пропорций и высот всех элементов: он придал верху храма общие очертания сложной многокомпонентной пирамиды, не вступив в противоречие с композиционно простым, квадратным в плане нижним ярусом. Контраст снивелирован как раз благодаря обилию шатров, расположенных в три яруса. И всё это органично дополнено традиционным шатром колокольни. "Реинкарнация" запрещённого Патриархом Никоном шатра в отечественной архитектуре связана именно с "псевдорусским" стилем. Шатёр ассоциировался у экспериментировавших архитекторов второй половины ХIХ столетия с дониконовским "свободным" зодчеством; их, безусловно, вдохновляли такие шедевры, как Рождественская церковь в Путинках в Москве и Одигитриевская церковь в Вязьме. Парадоксально, но узорочных шатровых храмов на самом деле не так много: запрет на них совпал по времени с расцветом стиля, далее эволюционоровавшего в традиционное пятиглавие. Архитектор дарненского храма применил здесь как пятиглавие, так и шатры. В стилизации "псевдорусский" стиль взял за образец зодчество ХVI века. Здесь всё шло к упрощению, что можно увидеть на примере двух крылечек храма в Дарне. То, что ведёт на колокольню, имитирует древнерусское гульбище, второе украшает боковой вход в церковь. У крылечек характерные "под старину" колонки, но, например, совершенно нет гирек, которые являлись неотъемлемым архитектурным элементом в эпоху узорочья. Всему есть объяснение – узорочье было уделом роскошествующих купцов, "русский" стиль оказался по карману небогатым сельским приходам, а они не всегда могли себе позволить лишние изыски.
Альфа и омега "кирпичного" стиля – собственно сам кирпич. В том числе лекальный – то есть не типовой, а изготовленный по индивидуальному рисунку под конкретную деталь декора – карниз, арку, колонну и пр. Обтёсывается он по лекалам (отсюда название) и имеет скруглённые поверхности – говоря профессиональным языком, "форму, ограниченную отрезками прямой по окружности". Мастера-каменщики называют такие кирпичи "штучным набором" – каждому отведено своё конкретное место в кладке. Крестовоздвиженская церковь представляет собой квадрат в плане, осложнённый с юга маленьким боковым выступом крылечка-паперти и с запада притвором с колокольней. В квадрат вписаны и собственно храм, и алтарная часть (внешне она никак не выражена), и трапезная, и оба придела – Вознесения Господня и святителя Николая Чудотворца. Такое решение позволило, с одной стороны, сохранить традицию "четырёхстолпности" – большой восьмерик под шатром покоится на четырёхугольных пилонах, мощных, но широко разнесённых и не стесняющих внутреннее пространство. С другой стороны – удалось гармонично и компактно "собрать" объёмы интерьера, что разумеется, сказалось и на изяществе внешнего облика. Существенно, что пространство в центральной части храма, под главным сводом, более чем вдвое выше, чем по краям "квадрата". Это создаёт захватывающее ощущение своего рода "колодца в небо" – потолок церкви как бы раскрывается вверх широким восьмигранным барабаном. Его венчает высокий купол, вписанный в приземистый шатёр храма. Как это удалось архитектору? Очень просто: барабан храма – не световой, и верхняя часть купола продолжена в его глухой объём примерно до половины высоты. Остальное, включая луковичную главу, – чисто декоративная надстройка, соответствующая "псевдорусской" стилистике. Кстати, в центральной части храма не только выше своды, но и обильнее освещение. Это достигается богатым остекленением восьмерика – на каждой его грани имеется по большому окну. В нижнем ярусе храма окон сравнительно немного – по два на каждый угол, да плюс тройное – на восточном фасаде, в алтарной части, но его закрывает от молящихся иконостас.
Росписей в храме сейчас нет – главным его украшением являются фактурные резьба и лепнина, покрывающие стены, колонны, киоты, внутренние своды межстолпных арок. Под стать им сплошная "плоская" резьба низких деревянных иконостасов – это скорее алтарные преграды "европейского" образца, без традиционных древнерусских рядов. Пропильная резьба используется по минимуму; в целом, несмотря на богатую орнаментовку, иконостасы и главного храма, и обоих его приделов не перегружены деталями и выглядят стильно. Северный и южный приделы располагаются, соответственно, под северо-восточной и юго-восточной малыми главами; западную часть большого "квадрата" храма занимают трапезная с притвором.
В Крестовоздвиженской церкви хранится несколько чтимых образов. Среди них – иконы святых равноапостольных Константина и Елены, икона Божией Матери "Нечаянная Радость", икона "Вознесение Господне", образ святителя Николая Чудотворца, а также скорее всего закладной камень, выкопанный некими гробокопателями возле храма. Теперь камень-плита хранится в храме, в небольшой комнатке. От него происходят исцеления и исполняются самые заветные мечты того, кто встанет на него босыми ногами.
В настоящее время все работы по реставрации здания и обустройству интерьера завершены. Вся храмовая территория обнесена кирпичной оградой с железными решётками. На территории после благоустройства разбиты цветники и газоны. Как и в начале ХХ века, Крестовоздвиженский храм, находясь на возвышенности, возле круто спускающегося шоссе в бескрайний истринский лес, продолжает доминировать на селом Дарна. На церковном участке Крестовоздвиженской церкви стоит кованый могильный крест. Под этим крестом покоятся останки подмосковной блаженной Александры. Ценные воспоминания о блаженной оставила жительница села Онуфриево Мария Ефимовна Кузнецова. Часть их опубликована на сайте Крестовоздвиженского храма. Мария Кузнецова прожила долгую жизнь. Она помнила блаженную Александру и дожила до 1990-х годов, когда церковная жизнь в селе Дарна возрождалась.
Блаженная Александра родилась в 1870-е годы в деревне Углынь. Сегодня это граница Рузского и Истринского районов. Девочка рано лишилась родителей, поэтому жила вместе со своей теткой Маврой в деревне Сафонихе. В школу она не ходила, но научилась грамоте самостоятельно по церковным книгам. Александра с детства вела почти затворнический образ жизни. Она не гуляла с подругами и ребятами, а ходила только в церковь и на похороны. Когда Александра узнавала о чьей-то кончине, говорила тетке Мавре, что «надо сходить, надо проводить».
Подобно другим юродивым Александра зимой и летом ходила в легкой одежде. В холод надевала холщовую рубашку и валенки без чулок. «В морозы Господь ее грел» – вспоминала Мария Кузнецова. Однако в отличие от большинства блаженных она не терпела насмешек от окружающих. Наоборот, в дом блаженной в Сафониху приезжали люди за советом или за исцелением из ближайших деревень, а также из Новопетровского, Рузы, Волоколамска, Можайска. Она лечила молитвой больных, предвидела судьбы и читала мысли. Александра прожила всего 32 года. Блаженная ходила в церковь села Онуфриево и однажды взяла с собой лопату. После службы она оставила лопату у храма и вернулась домой. На следующий день Александру нашли мертвой, хотя тетка не замечала, чтобы она чем-то болела или жаловалась на самочувствие. Блаженную хоронили при большом стечении людей и священников, ее гроб несли четыре километра на руках из Сафонихи в Онуфриево. Александру погребли в ограде храма на том месте, где она оставила лопату.
После смерти на могиле Александры продолжали происходить исцеления. В 1940-е годы храм в Онуфриево уничтожили при наступлении немцев, но могила сохранилась. Уже после войны захоронение оказалось в окружении дачных домов, помойки и свинарника. В 1996-м году верующие обратились к духовенству с просьбой перезахоронить останки блаженной на участке действующего храма в Истринском районе. Выбрали Крестовоздвиженскую церковь в селе Дарна в 30 километрах от Онуфриево.
В Крестовоздвиженском храме села Дарна есть редкая Августовская икона Божией Матери. Название относится не к месяцу, а к городу Августов на территории нынешней Польши. В начале Первой Мировой войны русские войска потерпели два серьезных поражения на Северо-Западном фронте. В армии царила растерянность. В этот трудный период солдаты одного из полков стали свидетелями чуда – в небе над лагерем в Польше 1 сентября 1914 года явилась сама Богородица и указала рукой на запад. Известие о чуде на фронте, свидетелями которого стали несколько десятков солдат, попало в газеты.
Первая заметка под названием «Чудо» появилась в «Биржевых Ведомостях» в сентябре 1914 года. Часть заметки приводится в книге Андрея Фарберова, посвященной истории иконы: «После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. Пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой она указывает на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло…После этого разыгралось большое сражение под Августовом, ознаменовавшееся большой победой». Известие о чуде из «Биржевых Ведомостей» перепечатали многие газеты. На основе описания заметки стали печатать открытки с Богородицей в небе над лагерем солдат. Новость и изображения распространились по всей Российской империи. Известие воодушевило народ после неудачного начала военных действий. Казалось, что Божия Матерь теперь станет заступницей русских солдат в войне против немцев.
Началось расследование чуда священниками по указу Синода. Они выяснили подробности, которые спустя время опубликовали в «Вестнике Военного и Морского духовенства»: «1-го сентября в 11 часов ночи обоз 2-го разряда бригады Лейб-Гвардии кирасир…находившийся близ г. Мариамполь, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находится вблизи шоссе… Воины увидели в небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звезд, и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, при чем Божия Матерь рукою указывала на запад… Чудное явление продолжалось около получаса… Когда видение исчезло, на месте явления воссияла та же яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось, и обоз благополучно совершал дальнейшее следование». Таким образом, Божию Матерь в небе солдаты видели примерно за месяц до победы под Августовом, но в народном сознании оба этих события соединились. У храма в Дарне есть «Сад памяти Баграмского разведывательного батальона», а четыре современные мозаики на колокольне изображают святых воинов: Александра Невского, Георгия Победоносца, Андрея Боголюбского и Иоанна Воина. Настоятель храма священник Константин Волков в прошлом участник войны в Афганистане. Он заведует в Истринском благочинии контактами с вооруженными силами. Вот почему в храме появилась такая икона Божией Матери. Перед ней молятся военнослужащие и их родные.
В декабре 2001 г. Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин Великого Освящения храма. По окончании Божественной литургии Владыка Григорий вручил настоятелю храма протоиерею Константину медаль преподобного Сергия Радонежского I степени.
Фото 14 августа 2015 г.Фото 14 августа 2015 г.Фото 13 июля 2010 г.Фото 13 июля 2010 г.
Фото 12 декабря 2018 г.Фото 12 декабря 2018 г.
Все фотоснимки выполнены автором этой статьи. Если Вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы узнавать историю того или иного храма России.
Калининград410,6K интересуютсяМарий Эл64,5K интересуютсяУзбекистан302,5K интересуютсяАбхазия549,8K интересуютсяРостовская область145,9K интересуютсяАрхангельск149,5K интересуютсяИзраиль124,9K интересуютсяКуба288,7K интересуютсяПриэльбрусье144,8K интересуютсяЕкатеринбург247,8K интересуютсяЙошкар-Ола62,4K интересуютсяИнгушетия153,6K интересуютсяСергиев Посад121,8K интересуютсяИжевск57,3K интересуютсяЗвенигород78,3K интересуютсяСахалин209,9K интересуютсяБухара147,9K интересуютсяЯрославль221,6K интересуютсяДжакарта41,4K интересуютсяБудва74,2K интересуются