с. Добрыниха. Домодедовский городской округ. Женская община иконы Божией Матери “Отрада и утешение”. | Истории храмов России | Дзен
5 апреляПутешествияБольше по теме
В селе Добрыниха городского округа Домодедово находится бывшая женская обитель «Отрада и Утешение». Ее основала в 1880-х годах графиня Мария Владимировна Орлова-Давыдова, принявшая монашество с именем Магдалина. Женская община создавалась для дел милосердия, поэтому на территории кроме храма имелась больница, богадельня, школа и детский приют. Сейчас в обители располагается психиатрическая больница. Главной святыней общины в Добрынихе была копия иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение», привезенная с Афона. Оригинал образа Божией Матери «Отрада» или «Утешение» находится в греческом монастыре Ватопед.
Фотографии обители и собора выполнены в нач. ХХ века.Фотографии обители и собора выполнены в нач. ХХ века.
Еще в 1835 году отец основательницы обители в Добрынихе Владимир Петрович Орлов-Давыдов совершил путешествие к Ионическим островам, Греции, Турции и святой горе Афон. На Афоне Владимир Петрович посетил Ватопедский монастырь. Граф писал в путевых записках: «Как скоро вошел я в ограду, ударили во все колокола, и архимандрит и все духовенство повели меня собором во внутренность алтаря и там отслужили молебен перед иконой Богородицы. Ни в одном из монастырей, даже русском, меня не принимали с таким торжеством, как здесь. После молебна повели меня прикладываться к чудотворному образу Богородицы, находящемуся на левой руке, при входе в храм».
Владимир Петрович Орлов-Давыдов встретил среди ватопедских монахов множество «веселых и румяных» стариков, которые хвастались, что дожили до ста лет. Правда, две детали разочаровали графа. На обед русскому гостю и его спутникам подали жареную козу, хотя он ожидал, что на Афоне пустынники не едят мясо. На дверях церкви Давыдов заметил узор в виде полумесяцев. Граф посчитал это предосудительным «поползновением угождать туркам». Владимир Петрович был известным библиофилом, поэтому осмотрел ватопедское книгохранилище. Оно оказалось самым богатым на Афоне.
В 1793 году в Петербурге вышла книга «пешеходца» Василия Григорьевича Григоровича-Барского (Плаки-Албова) о путешествии русского странника по святым местам Европы, Азии и Африки. Сочинение было популярно у читающей публики в первой половине XIX века. Эту книгу читал перед своим странствием на Афон и Владимир Петрович Орлов-Давыдов. У Григоровича-Барского есть подробное описание Ватопедского монастыря. Греческое слово «ватопедион» буквально переводится на славянский язык как «купинодетие» или «куст отрока». Название связано с событиями конца IV века. Однажды сын римского императора Феодосия Великого Аркадий возвращался по морю к отцу из Рима в Византию. Его корабль попал в бурю недалеко от Афонской горы. Судно тонуло, но отрок Аркадий стал молиться: «Пресвятая Богородице, помоги мне». Через некоторое время к месту, где затонул корабль царевича, приплыли греческие князья и вельможи. Они были уверены, что Аркадий погиб, но неожиданно нашли на суше под кустом спящего отрока. Узнав о спасении сына, император Феодосий велел на месте, где нашли Аркадия, основать церковь в честь Пресвятой Богородицы. Позднее здесь появился монастырь Ватопед – «куст отрока». На внешней стене Успенского храма общины «Отрада и Утешение» в Добрынихе есть мозаика с ватопедским образом Божией Матери. Богородица отвернула лицо от Иисуса, а младенец как будто закрывает ей уста рукой. Существует предание, объясняющее такую иконографию. В 807 году к Афону приплыли разбойники, которые хотели разорить богатый Ватопедский монастырь. Разбойники ожидали момента, когда монахи откроют ворота на рассвете. В это время игумен читал монашеское правило в храме и услышал голос от иконы Божией Матери: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастыря и разгоните разбойников». Игумен взглянул на икону, от которой слышал эти слова, и заметил, что фигуры Богородицы и младенца Иисуса как будто ожили. Спаситель протянул руку к устам матери и, глядя на нее, произнес: «Нет, мать моя, не говори им: пусть они будут наказаны». Однако Божия Матерь уклонялась от него лицом и дважды повторила свои слова. Игумен немедленно собрал иноков и рассказал о видении. Монахи заметили, что очертания Богородицы и Иисуса на иконе изменились. Ватопедские монахи сумели отбить нападение разбойников, а икону стали называть Отрадой и Утешением. Мария Владимировна Орлова-Давыдова была правнучкой графа Владимира Орлова – младшего из пяти братьев, прославившихся в царствование Екатерины II. В роду Орловых Мария была не первая, кто отказался от роскошной жизни в пользу дел милосердия и монашеских обетов. Ее двоюродная бабушка Анна Алексеевна Орлова-Чесменская тоже не вышла замуж, а отцовское состояние жертвовала монастырям. В конце жизни Анна Алексеевна поселилась недалеко от Юрьева монастыря в Новгороде и тайно приняла монашеский постриг с именем Агния.
На нравственный склад Марии Владимировны – будущей игуменьи Магдалины – сильно повлияла ее мать Ольга Ивановна Орлова-Давыдова. Религиозность последней поразила писателя и философа-славянофила Ивана Сергеевича Аксакова. Он владел имением в Турово Серпуховского уезда на реке Лопасне недалеко от усадьбы Орловых-Давыдовых и трижды бывал у семьи графа в гостях. В письме приятелю Аксаков писал: «Мне хочется тебе порассказать о моем знакомстве с Орловыми-Давыдовыми и передать тебе мои впечатления. Они были вызваны… разными учреждениями его жены и дочерей, так сказать, православным демократизмом».
Аксаков стал свидетелем доверительных отношений аристократов со своими крестьянами. Он подчеркивал, что благотворительные заведения графини «не были снисхождением знатной барыни, исполненной приторного сострадания к бедному простолюдину». Графиня хорошо понимала русскую деревню и создала для нее особый тип сестер милосердия. Графиня Ольга Ивановна знала, что у крестьян, особенно среди раскольников, существовал чин женщин, которых называли «вековушками» или «вековыми девушками». Они не выходили замуж, посвящали жизнь молитве и богоугодным делам, но жили в миру. Графиня привлекала таких благочестивых крестьянок из своих деревень и назначала каждой определенное послушание: ходить к больным, обучать детей, помогать старикам. Такое деятельное понимание христианства Ольга Ивановна, возможно, унаследовала от своей матери – немки и набожной протестантки.
В имении Отрада была создана больница, а потом и община «Добрых Девушек». Мария Владимировна продолжила дело матери. Вблизи села Щеглятьево в пустыни Добрыниха, которая досталась ей после отца, она основала женскую общину по образу общины «Добрых Девушек». Это не был монастырь в полном смысле слова, а скорее обитель милосердия. В 1893 году при благотворительных учреждениях был построен домовой храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Для общины привезли с Афона список ватопедской иконы. В том же году началось строительство сестринского корпуса с домовым храмом во имя иконы Божией Матери "Отрада и Утешение", которая была привезена специально для обители со Святой горы Афон. Согласно высочайшему указу, Святейший Правительствующий Синод 26 марта 1898 года утвердил устав общины и постановил: "… в имении графини Марии Владимировны Орловой-Давыдовой при селе Щеглятьево Серпуховского уезда, учредить женскую общину во имя иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства". Обладавшая значительным наследством Мария Владимировна пожертвовала общине 103 десятины земли в сумме 200.000 рублей ассигнациями. Создав общину, графиня, принявшая к тому времени иноческие обеты, стала ее первой настоятельницей – игуменьей Магдалиной.
Фото: октябрь 2014 г. Фото: октябрь 2014 г.
В 1899 году в обители приступили к строительству соборного храма, проект которого выполнил академик архитектуры Сергей Устинович Соловьев. Он создал уникальный проект четырехстолпного пятиглавого храма крестово-купольного типа с тремя высокими апсидами и пониженным западным притвором. Собор сооружался по типу храмов конца 16 – начала 17 веков в древнерусском Ростово-Суздальском стиле. Украшенный золочеными крестами пятиглавый собор имел три притвора. Храм был расписан в древнерусской манере масляной живописью художниками Соколовым и Пашковым. Роспись во многом сохранилась до наших дней. Строительство собора заняло 4 года, и 22 августа 1904 года было совершено его великое освящение. В богадельном корпусе была открыта вторая домовая церковь во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного, а на кладбище для отпевания усопших поставлена деревянная на каменном фундаменте часовня. Кроме того в общине имелись мастерские и различные подсобные помещения. Была возведена звонница, а так же были выстроены стены с зубцами, которые опоясывали это святое место.
Говоря современным языком, при общине "Отрада и Утешение" был создан образцовый реабилитационный центр, не имевший в то время аналогов в мире. За счет настоятельницы содержалась и частная лечебница. До революции, в 1916 году, община получила 41,5 тысяч рублей дохода, тогда как собственные расходы составляли чуть более 9 тысяч рублей. Значительные доходы (более 6 тысяч рублей) были получены от продажи скота, плодов, овощей и меда. В том же году община выделила на содержание больных в Покровской психиатрической больнице, на действующую армию и семьям призванных на войну и раненых солдат более 2 тыс. рублей.
После революции 1917 года общине пришлось изменить название: сначала она называлась трудовой общиной, а потом – совхозом. В те же годы пахотная земля у монастыря была отобрана, и сестрам было оставлено лишь небольшое количество неудобной и поросшей кустарником земли. Несмотря на трудности, матушка находила возможность помогать людям, потерявшим во время революции дома и средства к существованию. После создания устава сельхозартели общим собранием было решено "организовать трудовую артель по разведению племенного скота, пчеловодству, огородничеству и семяноводчеству". Первой подписала устав артели игуменья Магдалина. "Артельщицы" трудились в меру физических сил, и все доходы поступали в общую кассу. Личное имущество насельниц состояло из одежды и некоторых предметов домашнего обихода. Рабочий день продолжался 8 часов. Однако, несмотря на трудовые успехи и положительные отзывы местного населения, власти постоянно настаивали на исключении монахинь и священника Николая Соколова из коллектива артели и в конечном итоге добились ее роспуска. Свыше 100 монахинь должны были освободить помещения обители и расселиться по окрестным селениям.
27 сентября 1927 года президиум Серпуховского исполкома принял решение о ликвидации артели "Добрыниха". В 1928 году в монастыре устроили колхоз "Весна", школу крестьянской молодежи и дом ребенка. Игуменья Магдалина скончалась в 1931 году в соседней деревне Степыгино и была похоронена в дубовой роще возле монастыря. Соборный храм еще действовал, потому что был зарегистрирован как приходская церковь села Степыгино. В начале 1929 года был поставлен вопрос о закрытии собора так как в заключении говорилось "собор никакого художественно-исторического значения и интереса не представляет…" Окончательно собор был закрыт в 1934 году, основанием для этого стали обращения советских школьников и учителей в Лопасненский районный исполнительный комитет о том, что "колокольный звон дурманит наши головы и мешает учиться". Колокола закрытого собора решено было "перелить на трактора". Главную святыню общины – икону Божией Матери "Отрада и Утешение" передали в храм Архангела Михаила в селе Михайловское, где она находится и поныне. После закрытия артели здания монастыря использовались под различные нужды. Если за жилыми и хозяйственными постройками бывшей обители следили, то церковные здания оставались бесхозными. Надвратная колокольня была разрушена, собор со временем ветшал. Сначала в стенах собора мололи зерно на муку, в подвалах хранили овощи, а потом в здании устроили склад списанного инвентаря.
Таким был храм в советское время.Таким был храм в советское время.А так интерьер собора выглядит в наши дни.А так интерьер собора выглядит в наши дни.
В конце 1960-х годов хулиганы подожгли крышу собора. Внутреннее помещение постоянно заливали дожди. Плесень и грибок делали свое дело. Здание поросло сверху травой и деревьями. Стены были покрыты огромными трещинами. В таком состоянии в конце 1991 года собор передали Русской Православной Церкви. В августе 1994 года православная община приступила к реставрации Успенского собора. Община не имела крупных благотворителей, поэтому реставрировали здание своими силами. В 1999 году были возведены все купола собора. К этому времени заново были отстроены порталы, укреплен четверик, крыша была покрыта железом с металлическим выпускным карнизом. Работы велись под руководством московского реставратора Александра Васильевича Политова. Стараниями молодых художников-монументалистов Елены Кузнецовой и Ильи Косырева отреставрирована огромная мозаичная икона. На праздничном воздвижении золоченых крестов 7 февраля 2004 года Господь явил небесное знамение – над Успенским собором, проплывая, остановился облачный крест, а солнце, разорвав плотные тучи, озарило собою всех присутствующих в это день прихожан.
Фото: 2011 и 2016 гг.Фото: 2011 и 2016 гг.
Все цветные фотографии выполнены автором этой статьи.