100-летний старец с Афона предположил, что все беды, которые обрушились на человечество, произошли от непримирения с Богом и дал советы
Отличительной особенностью старца Иеремии являются его благословенные молитвы и наставления. Отец-Игумен стоит в ряду избранных, чьи обращения Господь воспринимает и на которые отзывается сразу. Он не является каким-то оратором или проповедником, однако его слова проникнуты удивительной духовной силой, способной преобразить даже самое ожесточенное сердце, наполняя его благодатью, извлеченной из глубин его души, очищенной долгими годами аскетизма, смирения и послушания.
Наставления и размышления о будущем, столетнего старца Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, схиархимандрита Иеремии (Алехина), побуждают к размышлениям о том для чего мы живем и как нам быть при наступлении сложных времен.
В ответ на обращение братии о текущей ситуации на Украине, о. Иеремий привел слова святого Силуана Афонского, который жил во времена революционных потрясений и гражданской войны в России – период, несомненно, волновавший русских монахов на Афоне. В одном из обсуждений, когда иноки с горечью комментировали жестокость большевистского режима, обратились к преподобному Силуану за его мнением. После краткого раздумья, старец выразил свои убеждения: он был уверен в безграничной любви Бога к человечеству и к Родине, и в том, что все происходящее в России было допущено по Божиему промыслу. Он признал своё непонимание ситуации и свою неспособность повлиять на неё, оставаясь преданным любви, прощению, терпению и молитве. Отец Игумен подчеркнул, что не имеет чего добавить к этим проникновенным и мудрым словам преподобного Силуана.
Отец Иеремий при этом немного погодя дал наставления о том, как быстрее приблизить мир:
– Мы все сегодня должны понять, что наша духовная жизнь не ограничивается в регулярном посещении храма, произнесения молитв, участия в таинствах, а также выполнения определенных обязанностей, присущих верующим. Эти аспекты играют значимую роль, однако без постоянного внутреннего духовного развития, беспрерывного совершенствования, стремлений в соответствии с учением Евангелия, христианин не сможет достичь истинной цели своего существования, не выполнит свое предназначение, не привлечет к себе божественную благодать, не станет храмом Божиим и «богом по благодати».
Святой Симеон Новый Богослов утверждает, что без приобретения благодати в этой жизни человек не может считаться подлинным христианином. Вот поэтому передайте это всем, что важно не просто формально принадлежать к Православной вере, но необходимо еще и опытное приобщение к плодам крестного подвига, воскресения и вознесения Христа. По благодати верный христианин может не только стать боговедцем, но и стать богоносцем, стяжать Бога внутри своего сердца. Тот, Кого не вмещает ни небо, ни земля, говорит преп. Ефрем Сирин, по благодати вмещается в сердце человека. Но сердце это должно быть очищено от страстей. "Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят" (Мф. 5,8). А когда Сам Господь почиет в сердце твоем, тогда, "се Царствие Божие внутрь тебя есть (ср.: Лк. 17, 20-21)". Тогда человек, подобно апостолам на Фаворе, созерцает Господа во свете и славе непреступной Божества.
Поэтому главным у православного человека, в его духовной жизни являются внутреннее углубление в Бога, борьба с плотскими страстями и стремление к приобретению благодати.
Сегодня надо много каяться… Нужно очищаться от грехов. Много грехов у каждого. Не нужно их копить.
Но это еще не всё. Старец говорил:
– Благодарность – это высшая добродетель. Сеголня нам не хватает благодарности Господу за всё. Умение проявлять благодарность помогает человеку быть смиренным перед волей Божьей, облегчает тот же путь к достижению этого смирения, учит молиться, помогает постигнуть суть любви. Благодарное сердце никогда не сетует на свою участь и жизнь , не обижает ближнего и не стремится к превознесению над ним. Оно предано молитве и богослужению, не чувствуя бремени продолжительности этих действий. Благодарное сердце неизбежно испытывает сострадание, не может питать ненависть и злорадство, поскольку помнит оказанное ему милосердие и стремится отплатить тем же.
Вот так, в сложные времена, говорит старец, теперь нам и стоит жить: каяться, молиться, творить добро и быть благодарными.
Старец напоминает:
– Любовь неразрывно связана с подвигом и самопожертвованием. Сегодня любовь у многих не та… Важно помнить, что истинная любовь проявляется через уступки и предпочтение блага других своему собственному. Не завидуй брату, если он превосходит тебя, скорее терпи его слабости и прими его недостатки. Не причиняй зла пустословием, насмешками или осуждением. Показывая любовь, наставникам и старшим, проявляй послушание, отказывайся от своей воли и жертвуй своим "я". Послушание, которое ценят святые отцы как высшую добродетель, является проявлением любви в наших поступках и решениях. Так же как грех порождает страсть, послушание порождает любовь. Тот, кто любит, всегда готов уступить, отказаться от своего и своих интересов во имя братской или сыновней любви во Христе. Тот, кто не уступает в жизни, тот склонен к самолюбованию и всегда следует своей порочной воле и искаженным страстями убеждениям. Потому и понятие любви в наши дни не такое, какое должно быть. Послушание – это постоянное самопожертвование и высший подвиг. Если взаимное послушание ослабевает, то исчезает основа для подвига и иссякает любовь.
"Да будет между вами любовь," – говорит Господь. Просто слово Господне, но как исполнить его? Что есть любовь и как узнать любишь ли ты по добродетели или по страсти? Если хочешь научиться истинной духовной любви во Христе, прежде всего приучи себя быть нескорым на празднословие и шутки; если не спросят тебя, сам не вступай первым в беседу, особенно со старшими; если же заговорят с тобой – отвечай с радушием, но кратко. Приучи себя не противоречить, не спорить, не настаивать на своем. Не спеши говорить "нет", когда просят тебя оказать послушание или просто помощь».
Старец призывает в наше время идти в храм, говоря, что вся служба, проводимая в нашей святой Церкви, а также все таинства и богослужебные тексты, несут в себе глубокий смысл и духовное учение. В Церкви нет ни одного действия, ни одного слова, лишенного значения. Послушайте внимательно, уважаемые братья и сестры, богослужение. Даже тем, кто не имеет опыта молитвы, служба сама явит образ молитвы, способной примирить нас с Богом.
Старец подчеркивает, что все беды, которые обрушились на человечество, произошли от непримирения с Богом.
Он напоминает нам, что тот, кто внимательно и благоговейно вникает в слова богослужения, вскоре овладеет искусством молитвы. Церковная служба формирует и освящает наши чувства, очищает их от этих греховных примесей и страстей. Стихиры, тропари и каноны научат душу молящегося достойно прославлять Бога. Внимательное восприятие богослужения не только приближает нас к молитве, но и облегчает постижение церковных догматов. В церковных гимнах заключено истинное богословие, не происходящее от человеческой мудрости и разума, а от Духа Святого.
Старца спрашивали о том, как теперь человеку следует себя вести, прежде всего, ради спасения себя и своих близких. Он отвечал, указывая следующих путь:
– Страстью порабощается воля человека, отрывая его ум от Бога и тянущая к греху. Теперь трудно встретить человека, который бы чего-то не знал о постыдных грехах. А ведь под влиянием страстей ум лишается духовного просвещения, затмеваясь мирскими и нечистыми мыслями, вместо того чтобы приносить Богу искреннюю молитвы, хвалы и благодарности. Дух человека, пораженного грехом, перестает обращаться к Богу и исчезает для духовной жизни, если поврежденность, конечно, не будет исцелена покаянием. Грех и страсть лишают душу уверенности стоять пред Богом в чистой молитве.
Старец просил всех идти к покаянию. Без этого спастись трудно… Он говорил, что сейчас столько грехов постыдных стало, что они вошли даже в моду, один хвастается другому о том, как и что совершил. А ведь грех наносит раны и уязвляет душу, так что даже после покаяния часто остается боль от этих ран. Но когда приходит благодать, она утешает, обновляет, просвещает и радует душу, стирая воспоминания о последствиях содеянных грехов. Таинство покаяния является источником очищения души и возвращения благодати крещения, утраченной из-за греха. Тот, кто познал духовную жизнь, знает, что Господь прощает грехи в таинстве покаяния. Таинство крещения не повторяется, оно совершается только один раз. Однако по милости Божьей нам дано возможность обновлять благодать крещения через покаяние и восстанавливать утраченное из-за грехов и страстей дерзновение стоять пред Богом в молитве.
Сегодня мы должны встать на молитву. Сейчас не время для сна духовного. Сейчас решаются судьбы мира.
Старец так же наставлял в том, что необходимо прощать ближних. Прощение ближнему за его проступки – это важная добродетель. Несмотря на трудности, несмотря на то, как сильно твой ближний ошибся перед тобой, если он искренне просит прощения, прости его от всего сердца немедленно, сотри его ошибку из своей памяти.
Прощай своего ближнего полностью и тогда ты почувствуешь милость Божью к себе. Тот, кто прощает быстро и искренне, тому и Бог отпускает грехи. Ведь не зря была дана нам молитва: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
Часто слышно: "Я простил своего брата, но запомнил, чтобы не позволить себе такой ошибки в будущем". Это лукавое мудрствование, скрытое под видом разумного рассуждения. Прощайте своих ближних искренне, и Бог не вспомнит ваших проступков и грехов. Каждый человек – грешен: он кается перед Богом, снова согрешает и падает. Но Бог милосерден к нам, если мы каемся и просим прощения, и Он прощает, призывая нас к Себе. Поэтому мы должны поступать так же, чтобы быть подобными Небесному Отцу. Чем больше людей осознают свою греховность, чем больше будут каяться и прощать, а еще благодарить Бога за всё, то Господь, видя наше искренне стремление, смилуется и остановит это зло, которое захватило мир.
Справка
Содержание статьи:
На 101-м году мирно и безболезненно – в 14 часов дня по афинскому времени 4 августа 2016 г., в день памяти Почаевской иконы Божией Матери на Ее Святой Горе Афон – преставился ко Господу схиархимандрит Иеремия (Алехин), 40 лет как бессменный наместник святогорского русского Пантелеимонова монастыря.
Слава Богу за все!
Другие публикации канала
Мужчина говорил, что «пусть Бог меня накажет, если Он есть!» И ответ пришел ему незамедлительно: случилась авария и он уверовал
Сфоткалась с сатаной и лишилась части лица, потом раздала и продала всё имущество, и нашла спасение в церкви Нам предстоит пережить многое, а мы до сих пор не осознали, в какую эпоху выпало жить (афонский старец о будущем с наставлением)