26 февраля
Подмосковный город Лосино-Петровский запечатлел в своём названии имя Петра Великого. Ведь своему основанию он обязан военно-промышленной инициативе российского императора. В начале ХVIII века указом Петра Великого здесь началось строительство лосиной казённой мануфактуры. Это предприятие особым образом обрабатывало шкуры лосей для того, чтобы впоследствии из них можно было шить лосины – элемент обмундирования российских военных. Церковь в честь Николая Чудотворца в городе Лосино-Петровский была построена в 1822 году по инициативе рабочих завода по выделке лосиных кож для армейской амуниции. Это предприятие было основано еще Петром I в начале XVIII века. Сначала оно находилось в Москве у Каменного моста, но потом переехало за тридцать пять верст от столицы на берег реки Вори. Слобода, в которой проживали рабочие Лосиного завода, разрасталась, и ее обитатели обратились к царю Александру I с просьбой разрешить строительство собственной церкви. Царь ходатайство подмосковных рабочих принял, однако часть денег на церковь должны были найти сами жители поселка. Возведение храма шло достаточно быстрыми темпами, и в 1822 году состоялось первое освящение церкви Николая Чудотворца.
Храм был построен в 1820-1822 годах в популярном в то время стиле ампир по проекту архитектора Овчинникова. Однако впоследствии он неоднократно перестраивался. Отдельно от храма была сооружена двухъярусная колокольня с дополнительной деревянной звонницей. 27-28 сентября (14-15 сентября по старому стилю) 1822 года совершилось освящение небольшой церкви и отдельно от нее стоящей двухъярусной колокольни. В течение XIX века Никольская церковь достраивалась и доделывалась, а пространство храма было расширено большой трапезной частью. Впоследствии обществом мастеров был взят кредит и заказан в Москве колокол весом в 400 пудов (6,5 тонн). Но для такого колокола требовалась новая колокольня. Двухъярусную разобрали и на её месте в 1848 году выстроили четырёхъярусную. Высокая колокольня и маленькая церковь, стоящая отдельно, не могли восприниматься как единое архитектурное сооружение. И к 1854 году на средства мастеровых завода храм был удлинён трапезной частью с двумя приделами – преподобного Сергия Радонежского и великомученика Пантелеймона и соединён с колокольней. Перестраивали церковь архитекторы Могульский и Горлицын. По истечении 32 лет перестроек в 1854 году церковь обрела вид, сохраняющийся до настоящего времени.
В середине XIX века произошло событие, которое сильно повлияло на жизнь рабочих Петровской слободы. В 1850-е годы Лосиный завод закрыли, поэтому местное население лишилось работы и обеднело. Верующие уже не могли содержать в должном порядке большую и богатую церковь, построенную в годы денежного благополучия.
К концу XIX века главный престол и убранство храма пришло в негодность, а храм сильно обветшал. Тем не менее, благодаря стараниям деятельного старосты храма после многих лет запустения начался процесс восстановления былой красоты. Прихожанам удалось собрать достаточно денег, чтобы возвести новые иконостасы, выложить пол, сделать новый престол в алтаре и восстановить живопись на стенах. Возобновленный храм и его престол необходимо было вновь освятить. С этой целью духовенство и прихожане обратились к отцу Иоанну Кронштадтскому. Были устроены из итальянского мрамора полы и подоконники, возобновлена живопись. В главном храме утверждён новый престол, устроены три новых иконостаса. Ризы на иконах и церковная утварь вызолочены. Тогда-то и возникла мысль пригласить на освящение возобновленного храма священника Андреевского Кронштадтского собора святого праведного Иоанна Кронштадтского, который внимая просьбам прихожан, дал согласие. 13 октября (26 октября по старому стилю) с благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия митрополита Московского, было совершено полное освящение Николаевского алтаря и боковых приделов. Стечение народа было столь велико, что многие, не имея возможности хотя бы издали видеть крестный ход, влезали на деревья и на оконные решётки, а для того, чтобы видеть Богослужение, забирались на кровлю храма и смотрели внутрь через окна купола. Иоанн Ильич Сергиев – будущий святой Иоанн Кронштадтский – родился в семье церковнослужителя в одной из бедных северных деревень Архангельской губернии. Несмотря на то, что поначалу учеба давалась ему с трудом, Иоанн смог поступить в Петербургскую семинарию, а потом и Духовную академию. После окончания учебы Иоанна Сергиева определили священником в большой Андреевский собор портового пригорода Петербурга – Кронштадта. Назвать это удачным назначением, однако, было сложно: Кронштадт в те годы имел дурную славу. Считалось, что нигде нельзя было увидеть нищих в таком множестве и в таком жалком виде, как в Кронштадте. Портовый город был полон бродяг и пьяниц.
Новый священник оказался непохожим на других представителей духовенства. Каждый день после церковной службы он пробирался в самые мрачные окраины Кронштадта, спускался «в сырые и далеко ушедшие в землю подвалы домов, где помещалось по 30, 40, 50 человек, как сельди в бочонке», забирался в землянки бедняков. Он не только проповедовал этим людям, но и раздавал им деньги. Иногда отец Иоанн возвращался домой без рясы и сапог, отдав их жителям трущоб. К 1896 году, когда состоялся приезд Иоанна Кронштадтского в Лосино-Петровский, слава о святом подвижнике разнеслась по всей империи и даже за ее пределами. Праведник получал около тысячи писем в день с просьбой о молитве. Ему писали не только православные, но и представители других религий. Известен факт, что «Святого Бонзу Иоанна» просили о молитве даже маньчжурские китайцы. Отец Иоанн, конечно, не мог читать сотни писем в день, поэтому он приносил стопки нераспечатанных конвертов в церковь и молился так: «Помяни Господи всех заповедавших мне молиться о них». Во время поездок в Москву и другие города отца Иоанна всегда окружали толпы народа. Столь же многолюдным было освящение подмосковной Никольской церкви, когда святой приезжал в Петровскую слободу – нынешний город Лосино-Петровский. Почему же всенародно почитаемый праведник согласился приехать из далекого Кронштадта, чтобы лично освятить эту подмосковную церковь? Во-первых, отец Иоанн не отказывался от поездок в Москву и другие города, если его просили об этом местные верующие. Во-вторых, вполне возможно, что между семьей священника Никольской церкви Лосино-Петровского и Иоанном Кронштадтским были особые доверительные отношения.
Краевед Алексей Симонов опубликовал в альманахе «Богородский край» репортаж 1896 года, посвященный приезду Иоанна Кронштадтского в Лосино-Петровский. В этой статье привлекает внимание тот факт, что первую литургию во вновь освященном храме отец Иоанн служил вместе с пятью священниками и дьяконами с одной и той же фамилией Ансеровы. Выходит, что Ансеровы принадлежали к целой династии священнослужителей, часть которых служила в Богородском уезде Московской губернии, а некоторые из них – в Санкт-Петербурге. Главой этого рода, по-видимому, был протоиерей Николай Александрович Ансеров – духовник Богородского благочиния и настоятель подмосковной церкви Петра и Павла. Четверо из пяти сыновей Николая Александровича Ансерова стали священнослужителями, причем один сын стал протодьяконом домовой церкви для военно-морского духовенства Санкт-Петербурга, а другой сын Александр там же диаконом в Троицком соборе. Возможно, подмосковный настоятель познакомился с Иоанном Кронштадтским через сыновей, которые, живя в Петербурге, не могли не знать почитаемого в народе настоятеля Андреевского собора портового Кронштадта. Благодаря этому знакомству Николай Ансеров и мог просить отца Иоанна приехать освятить церковь в Лосино-Петровском, где настоятелем был его родственник. Освящение Никольской церкви проходило при огромном скоплении верующих, которые съехались со всей округи. На всенощном бдении Иоанн Кронштадтский не выходил на помазание, когда священнослужители обычно выходят в зал к молящимся из алтаря, зато сам читал тексты канона. Всю ночь после вечернего богослужения и накануне освящения, которое должно было совершиться утром, вокруг дома, где ночевал гость из Кронштадта, караулил народ. В семь утра отец Иоанн с большим трудом, пробираясь через толпы верующих, вышел из дома и прошел к церковному старосте, а затем в храм.
Никольская церковь не могла вместить всех желающих участвовать в освящении, поэтому смельчаки забирались на крышу храма и наблюдали богослужение сверху через окна купола. За крестным ходом, который торжественно прошел после освящения собора, люди наблюдали издалека, забравшись на деревья и повиснув на оконных решетках. После торжественной службы и обеда Иоанн Кронштадтский уехал на станцию Щелково и через Москву отправился к себе домой.
В тенистом сквере рядом с храмом можно увидеть два памятника: Николаю Чудотворцу – святому, в честь которого был освящён храм, и Петру Великому (скульптор Салават Щербаков, 2017) – основателю города и деятелю, имевшему прямое отношение к созданию первой приходской общины Лосино-Петровского. Однако на этом список достопримечательностей, связанных с российским императором, не заканчивается.
Пётр Первый изображён на одной из фресок Никольского храма. Узнаваемый без малейшего труда образ императора запечатлён на фреске "Перенесение мощей Святого благоверного князя Александра Невского". Сюжет фрески описывает реальные исторические события, в которых принимал деятельное участие Пётр Первый. По его инициативе мощи великого русского правителя, полководца, прославленного в лике святых, были торжественно перенесены из Владимира в Петербург. Император лично руководил этим процессом и считал, что заступничество святого укрепит не только боевой дух армии и российского общества, но и благословит процветание новой российской столицы – блистательного Петербурга. К сожалению, многие туристы не знают о существовании этой фрески. Между тем, она весьма примечательна. Не так уж часто можно встретить изображения российских государей в церковной живописи!
Храм Николая Чудотворца в Лосино-Петровском не закрывался в советские годы, он сохранил то внутреннее убранство, которое освящал отец Иоанн. Увидеть своды храма и иконы, перед которыми молился почитаемый русский святой, можно и сегодня, приехав в Лосино-Петровский.
Все фотографии выполнены автором статьи.