24 февраля
Среди огромного лесного массива уютно расположилась старинная усадьба Алмазово, главным украшением которой является великолепный храм, построенный в честь победы над Наполеоном. В ранних писцовых книгах 1584-1623 г. эта местность называлась "пустошь Ошитково". Место тогда и впрямь было пустынным, пока царь Михаил Фёдорович не пожаловал эту землю своим соратникам Осипу и Михаилу Елизаровым. В 1639-1647 годы Ошитковом владели Афанасий и Иван Елизаровы, а с 1707 года зять Елизаровых – дворянин Семён Ерофеевич Алмазов. В этом году решил он возвести здесь деревянную церковь. В 1726 году его сын Иван Семёнович Алмазов возводит уже каменный храм во имя Сергия Радонежского. Освящение его состоялось в 1730 году. За селом долгое время сохранялось название Сергиевское, позже – Алмазово. В 1753 году село приобрёл Никита Акинфеевич Демидов (1724-1789), который строит в Алмазово усадьбу. К 1813 году Демидовы создали здесь, среди лесов, на совершенно ровном, заболоченном месте уникальную усадьбу. Наиболее впечатляющим в Алмазове был усадебный парк, основу которого составляла искусственно созданная водная система. На просторном участке, среди регулярного берёзового сада, между островом, где находился господский дом, и прудом у горы Сион, возвышался усадебный театр. В 1800 году на месте этого театра было решено построить новый великолепный дом, соответствующий новому вкусу, а напротив него – уникальный храм в стиле классицизма. Известно, что к ремонтным работам в усадьбе привлекался Доменико (Дементий Иванович) Жилярди. После того как наполеоновские солдаты разграбили Москву и окрестности, Николай Никитич Демидов (1773-1828) случайно узнаёт об одной очень ценной реликвии из Алмазово и выкупает у казаков, захвативших французские трофеи, похищенный французами золотой крест алмазовской церкви. Этот крест долго хранился в храме как напоминание о войне 1812 года.
Проект будущего храма был составлен отпущенным на волю крепостным Демидова, главным исполнителем его задумок, садовником, а затем архитектором, получившим образование в мастерской Д. Жилярди, Андреем Гавриловичем Ткачёвым. Трёхпрестольная церковь в стиле классицизма была выстроена за пять лет и в 1819 году освящена: 9 сентября – главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, 10 сентября – Сергиевский придел (тёплый) и 11 сентября – Никольский. Храм среди местных жителей продолжал именоваться Сергиевским, хотя главной святыней в нём была чтимая Казанская икона. Не исключено, что сей образ принадлежал первоначальным владельцам, получивший эту землю за верную службу в Смутное время. Новая церковь была украшена живописью в "итальянском" стиле, что соответствовало духу времени и её архитектуре. Иконы для трёх иконостасов писал учитель рисовального класса при Московском университете Артемий Петрович Дроздов, а роспись интерьера производил Павел Николаевич Балашов со своей бригадой. Два колокола, в дополнение к пяти существующим, отливал в Туле на собственном заводе купец Фёдор Иванович Черников. Большой на 150 пудов и малый – на 50. Звон их хорошо разносился по округе, что было немаловажно, так как храм обслуживал не только владельцев усадьбы и дворовых людей, но и приписные деревни Никифорово, Кишкино и Жеребцы. На стенах северной паперти до середины ХХ столетия сохранялись мраморные доски, напоминавшие прихожанам о храмостроителях – Иване Алмазове и Николае Демидове, небесному покровителю которого посвящён был северный придел. Здание обладает хорошими пропорциями и сдержанным декором (в основном это прямоугольный руст и пилястры), дополненным фресковой живописью на поле фронтона и в нишах. Кубический объём храма увенчан световой ротондой, перекрытой куполом с люкарнами. Трёхъярусная колокольня завершена высоким и стройным шпилем.
Процветание усадьбы Алмазово прекратилось после смерти Николая Никитича Демидова. Усадьба перешла во владение А. Ф. Тургеневой, а затем к генерал-майору М. Ф. Чихачёву, который способствовал в ней богадельни при Сергиевской церкви. Он завещал усадьбу попечительскому комитету Императорского Человеколюбивого общества – крупнейшей благотворительной организации. Революционные преобразования вновь превратили это место в пустошь, постепенно зарастающую лесом. Маленькое кладбище при церкви было осквернено, мрамор и гранит с надмогильных плит пошёл на хозяйственные нужды. Устояли только два домика причта и богадельня, в которых ныне размещается школа-интернат для слаборазвитых детей. От села осталось 15 дворов, большей частью используемых как летние дачи. "Перераспределение" богатств первый раз затронуло храм в 1919 году. Что из церковного имущества при этом исчезло, осталось неизвестным. Некоторые подробности сохранились в протоколе об изъятии церковных ценностей в мае 1922 года. Евхаристические сосуды были забраны из двух алтарей, напрестольные кресты – из всех трёх, ободраны серебряные оклады с трёх напрестольных Евангелий и со всех чтимых храмовых икон; забрали и кадило, и пожертвованный храму древний образ Спаса Нерукотворного, хранившийся, согласно владельческой записи, в роде Чихачёвых с ХIV века.
Церковь была закрыта в 1930-е годы. После этого живший при ней священник каким-то образом ухитрился получать иногда разрешения от властей на совершение богослужений в некоторые большие праздники. Последняя служба была совершена на Троицу 1941 г., ровно за две недели до начала Великой Отечественной войны. В послевоенное время храм окончательно пришёл в ветхость: кровля провалилась, двери, рамы, полы, остатки иконостасов и всё, что можно было разобрать, – расхищено. По соседству с храмом, в оставшиеся здания бывшей усадьбы въехал детский дом "Юный Строитель", летом 1941 года здание бывшей церкви было отдано этому детскому дому. Подростки с завидной регулярностью лазили по заброшенному зданию, подчас часто писали на стенах различные надписи. Ограда и кирпич были проданы колхозу "Ворошилов" Щёлковского района. Живописная местность с великолепным парком, каналами и прудами стала зарастать лесом и заболачиваться. Лишь в 1992 году стараниями тогдашнего завхоза школы-интерната для слаборазвитых детей, отставного военнослужащего Анатолия Зиновьева, была собрана церковная община и под руководством назначенного молодого настоятеля Андрея Ковальчука начата работа по возрождению храма. Запустевшее было место вновь ожило. Первая литургия была отслужена в доме Вячеслава Никитича и Марии Александровны Базякиных 13 декабря 1992 г. в день почитания апостола Андрея Первозванного. В 1993 г. у пока ещё разрушенной Сергиевской церкви поставили дом, в котором проходили службы. Одновременно восстанавливали храм.
С началом регулярных богослужений стал мало-помалу возрождаться осквернённый и разрушенный храм: были разобраны прогнившие своды, расчищались и укреплялись стены, начались восстановительные работы. Многое поначалу делалось силами прихожан. Но вскоре появились жертвователи и неравнодушные люди. Окрестные жители и сотрудники некоторых расположенных поблизости учреждений стали помогать приходу личным участием, организацией работ, материалами, финансами. И вот уже на Пасху и на Троицу 1998 года, пусть без пола, без штукатурки, без иконостаса прошли Богослужения в освящённом престоле в честь Казанской иконы Божией Матери. 16 июля 2011 года освящение Сергиевского и Николаевского приделов возглавил благочинный Щёлковского округа протоирей Андрей Ковальчук, который и поднимал из руин алмазовский храм. А 21 октября этого же года новые девять колоколов, заказанные специально для этой церкви к престольному празднику Казанской иконы Божией Матери, были подняты на верхний ярус колокольни и теперь радуют прихожан и окрестных жителей прекрасно подобранным звоном. В 2002-2003 годах в Свято-Сергиевской церкви производились масштабные внешние и внутренние работы, в результате которых храм засиял новыми красками, были расписаны интерьеры и изготовлены великолепные иконостасы трудами резчика Андрея Владимировича Фехнера. Иконостас храма ручной работы. Он сделан из орехового дерева. Иконы для иконостасов написал Антон Александрович Яржомбек, росписями интерьера занимался художник-иконописец Андрей Юрьевич Бубнов-Петросян, а руководил творческим процессом – Владимир Любарский. Храм расписан современными художниками из Москвы, внёсшими какой-то свой, своеобразный колорит в росписи храма. Войдя в храм, сразу обращаешь внимание на фрески, которыми расписан храм. Оригинальность изображений не передашь, их надо просто видеть. В данный момент, я просто вставил фотографии, сделанные мною в храме, чтобы каждый смог увидеть красоту и великолепие этих фресок.
Главный престол храма преподобного Сергия Радонежского в честь Казанской иконы Божией Матери, левый придел в честь святителя Николая, а правый в честь преподобного Сергия.
Обычно восточная сторона храма – это всегда алтарь, а западная – Страшный суд. В алмазовском храме Страшный суд сделан тоже своеобразно и оригинально. На фресках храма также изображены некоторые притчи. Праведников, стоящих по правую сторону от Спасителя, олицетворяют овцы, а грешников ( справа, по левую сторону от Спасителя) – козлы. Здесь показано полностью противоположное отношение Спасителя к ним. Смысл этой притчи в том, что у Спасителя много званных, но мало избранных. Десять дев ждут жениха. По древнему обычаю, когда он придёт, они должны были окрещать его зажжёнными фонарями. Фонарь состоял из фирменной лампадки и масла. Получилось так, что пять юродивых своё масло растратили, а пять других дев своё масло сохранили. Когда жених пришёл, пять были готовы, пять – нет. Смысл притчи в том, что люди должны быть готовы к пришествию Иисуса Христа в любой момент. Особенность в том, что здесь висят два светильника. Вставить их в композицию храма довольно сложно, потому как везде они мешались. По задумке авторов этой росписи, это очень остроумная и продуманная идея вставить светильники именно в композицию этой притчи.
Тематика храма, пропорции композиций – идеальные, все фрески как будто движутся, словно живые. Причём в композициях росписи храма наблюдается своеобразная простота. Но композиция росписи храма красивая и очень продуманная. А вот это фрагмент росписи правого придела храма, освящённого в честь преподобного Сергия. Здесь изображён Град Москва, а снизу Кремль. Слева изображён Василий Блаженный, а справа – Иоанн Большой Колпак.
Вы, наверное, знаете, что храм Василия Блаженного в Москве на самом деле храм Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был переименован в честь Василия Блаженного потому, что там хранятся его мощи. Хотя мне кажется, это тоже немного неправильно. Но считается, что на молитвах Василия Блаженного держалась Москва. И Иоанн Большой Колпак ему тоже помогал. Поэтому впоследствии было решено переосвятить храм в честь Василия Блаженного. Увиденное словами не опишешь! Никогда не мог подумать, что в такой тихой, ничем не приметной глуши может стоять такой великолепный храм! Архитектура, как и интерьер этого храма уникален и великолепен. Потрясающе! Вот где оказалась настоящая жемчужина Подмосковья. Если сказать точнее, алмазовский храм – самый настоящий, без преувеличения, АЛМАЗ Подмосковья.
Очень интересна история самой усадьбы Алмазово и прилегающих территорий, это была по-настоящему грандиозная усадьба своего времени, при усадьбе Алмазово был и парк с системой искусственных прудов и каналов. До наших дней сохранились, пруд, каналы и искусственная гора Сион, правда уже далеко не в презентабельном виде. В сохранившемся флигеле самой усадьбы сейчас располагается детская школа-интернат.
Все фотографии выполнены автором статьи.