Что мы знаем о колокольном звоне из истории Церкви?
Колокольный звон у каждого из нас прочно ассоциируется с Церковью Христовой. Однако, что примечательно, – колокола появились намного позже самого христианства, и точное время их зарождения до сих пор неизвестно. Об истории колоколов и колокольном звоне в Церкви мы сегодня и поговорим.
Стоит отметить, что до появления колоколов в Церкви тоже использовались инструменты для созыва христиан на богослужения – это било (деревянный или металлический пласт, по которому ударяют колотушкой). Однако в дальнейшем они постепенно заменились колоколами.
Существует легенда, которая повествует о зарождении колоколов с IV века на Западе. Некогда в итальянском городе Ноле жил святой Павлин Милостивый, который одним днем решил возлечь на лугу и отдохнуть. Его глаз подметил колокольчики. Во сне он увидел, как ангелы всходят с небес и издают нежные звуки, подобные пению, раскачивая эти прекрасные цветы. По возвращении домой, святой Павлин поручил мастеру изготовить колокол в такой же форме, в какой были полевые колокольчики. Также есть версия, что церковные колокола появились в VIII веке в Европе.
На Руси колокола появились вместе с ее крещением. К нам были привезены колокола из Европы, и русские священнослужители в первых построенных храмах в Киеве, Новгороде, Полоцке и других городах активно пользовались колокольным звоном.
Уже в XVII веке русские колокола стали звонить по другому принципу: так, если раньше для звона требовалось дергать весь колокол, стенки которого ударялись о металлический стержень, то теперь достаточно двигать этот самый "язычок", который сам бьется о стенки колокола и издает звон.
Колокола раньше были символом политической самостоятельности русских городов. Когда Московское княжество постепенно приобретала в свои владения другие княжества и города, князья нередко организовывали вывоз вечевых колоколов в Москву в знак победы над городом. Самый известный случай, произошедший при Иване III, запечатлен на картине Кившенко А. Д. "Вывоз вечевого колокола из Новгорода в Москву". Такие колокола созывали народ не только на богослужения, но и на народное голосование – вече.
Итак, разобравшись с церковными колоколами, мы можем перейти к колокольному звону.
Искусство колокольного звона заняло особое место в Церкви. Для этого появились специальные люди, умеющие воспроизводить различные колокольные звоны, – это звонари. Они могут и не являться священнослужителями, но их работа важна не меньше, чем служба чтеца или священника. В конце концов, они подают весть о начале службы. Как писал святой Иоанн Кронштадтский, богослужение начинается с первым ударом колокола. Отсюда мы можем подчеркнуть важность колокольного звона для всей Церкви.
Православная Церковь насчитывает 4 рода колокольных звонов:
- благовест – когда в колокол наносятся мерные удары и служат призывом к богослужению;
- перезвон – когда ударяют во все колокола по очереди (совершают перед освящением воды в дни храмовых праздников);
- сам колокольный звон – когда ударяют в два и более колоколов одновременно;
- трезвон – когда ударяют в несколько или во все колокола (звучит на всенощном бдении, литургии).
Также среди них выделяется погребальный звон, или перебор – когда ударяют поочередно в малый и большой колокол (на Страстной седмице и при похоронах христианина).
Благовест – один из важных колокольных звонов. Церковный устав относит его совершение к священнодействию, поэтому он предваряется особой молитвой или пением в храме. Благовест существует в различных вариациях, которые отличаются продолжительностью и громкостью звучания. Благовест сменяется трезвоном.