darbogu

г. Серпухов. Собор Николая Чудотворца (“Николы Белого”). | Истории храмов России | Дзен

0 102

4 марта

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки.

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он-2

Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную строительную историю. Первые ее упоминания встречаются с 1500-х гг. К этому времени, как свидетельствуют источники, улица, на которой теперь находится здание, уже называлась Никольской. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI – начала XVII века (в частности, в описях Серпухова 1552 и 1620 гг.). "Только храм в честь Николая Чудотворца в 1649 году является уже каменным, отчего стали называть его Николою Белым… Это была первая каменная церковь в городе и на посаде, вторую подобную церковь построили в сельце в честь жен Мироносиц, затем третьим каменным храмом стал Троицкий собор в 1696 году", – читаем мы в "Истории Серпухова" П. Симсона.

Высказывалось предположение о том, что в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Оно основывается на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских сооружений XVII века. Почти все местные жители были прихожанами «Николы». Были среди них не только простые горожане, но также «Гостиной сотни торговый человек», подьячий, даже один местный помещик. Видимо, именно состоятельные верующие к 1649 году смогли собрать средства на постройку каменного здания. Предполагается, что старая деревянная церковь могла сгореть во время нашествия поляков (1610).

В 1713 году издается указ о постройке каменной церкви в честь святого Николая. Инициатором постройки являлся подьячий земской избы Серпухова Михаил Попов. Уже в марте 1721 года Михаил Попов пишет: "…и ныне я по своему обещанию вместо той ветхой церкви каменную построил и верх на той церкви сделал по чину". В том же году храм освятили. Храм представлял собой тогда увенчанный одной главой четверик с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Здание было сложено из тесаных блоков местного известняка. Отсюда и происходит ставшее общепринятым местное название храма – Никола Белый. В таком виде памятник просуществовал до 30-х годов XIX века.

В 1831 году был составлен проект перестройки здания церкви. Сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями: архитектор Таманский и архитектор Шестаков. Поскольку инициалы обоих зодчих в подписях на чертежных листах отсутствуют, встает вопрос об идентификации этих лиц с теми или иными "каменных дел мастерами", которые известны историкам русской архитектуры. В собранных М. В. Дьяконовым материалах к словарю архитекторов XVIII – XIX веков, работавших в Москве и Подмосковье, есть данные о трех Таманских и шести Шестаковых. Однако при ближайшем знакомстве с биографиями всех их удается выяснить, что поставить свои подписи под сохранившимися в архиве проектными чертежами могли в 1831 году только двое из них: Федор Михайлович Шестаков и Иван Трофимович Таманский. Таким образом авторами проекта стали академик Императорской академии художеств Федор Шестаков и Иван Таманский – ученик знаменитого Матвея Казакова. В 1835 году началось строительство ныне существующего храма Святителя Николая с приделами Святителя Алексия митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского.

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он-3

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он-4

Собор Николая Чудотворца на почтовых фотокарточках нач. ХХ века.Собор Николая Чудотворца на почтовых фотокарточках нач. ХХ века.Собор Николая Чудотворца на почтовых фотокарточках нач. ХХ века.

Возведенный в 1835-1857 годах храм Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и оштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная и многоярусная колокольня претерпели в ходе их сооружения некоторые изменения по сравнению с проектом. После революции богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу.

Примечателен факт посещения храма святителем Тихоном 2 июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус кафедрального собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 году, во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила(Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша" находился именно в храме Николы Белого: в 1929-м его закрыли. По рассказам старожилов, иконы собора были снесены на реку и сожжены на льду…

Фото соборной колокольни в 1966 году.Фото соборной колокольни в 1966 году.Фото соборной колокольни в 1966 году.

В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны здесь были устроены прачечные. В последнее время перед открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под склад химических материалов, который был размещен в соборе по настоянию председателя исполкома С. Н. Кудрякова с главной целью-избежать сноса храма, а такие предложения имелись! В канун 1000-летия крещения Руси о соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике, заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 году он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998-го – как приходской храм. В процессе восстановления были обнаружены древние захоронения. Памятью о погребенных здесь стал памятный крест. Установлена здесь еще одна стела – жертвам политических репрессий советских лет. В 1995 году во время пребывания святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове администрация города вручила предстоятелю Русской православной церкви ключи от храма.

В 1999 году на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ святителя Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300-пудовый благовестник. В 2003 году уроженцем города Серпухова Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом пять тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами. С 2002 года восстанавливать собор стала Группа компаний СУ-155.

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он-7

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он-8

Фото выполненные в феврале 2024 года.Фото выполненные в феврале 2024 года.Фото выполненные в феврале 2024 года.

В соборе находится чудотворный образ Божией Матери "Поможение родам", пред которым совершаются молебны с акафистом, составленным настоятелем собора протоиереем Владимиром Андреевым, а также местночтимые образа святого Николая Чудотворца, великомучеников и исповедников Серпуховских. Особо любят и почитают в городе образ Божией Матери "Взыскание погибших". В 2002 году была восстановлена традиция с 23 июля по 23 августа совершать крестные ходы во все монастыри и храмы города с этим образом Божией Матери. Освящение возрожденного Никольского собора в Серпухове состоялось 12 июля 2005 года. Ювеналий, митрополит Московский и Коломенский освятил все 5 престолов. Это стало уникальным случаем в истории города. Освящение совпало с празднованием 625-летия Куликовской битвы (1380), активное участие в которой принимал Серпуховской князь Владимир Храбрый, многие жители города. 28 июля 2005 года состоялось уже патриаршее богослужение. Предстоятелю Русской Церкви, Алексию II, сослужили 7 архиереев, многочисленное духовенство. Присутствовал на торжествах губернатор Московской области, Б. В. Громов.

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он-10

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он-11

Фасады и архитектурные детали собора.Фасады и архитектурные детали собора.Фасады и архитектурные детали собора.

Полностью оправдывающий название своей расцветкой, собор окружен столь же белоснежной оградой. Оформление прилегающей территории достойно отдельного рассказа, особенно восхищает обилие хвойных деревьев и цветов. Высокая многоярусная колокольня видна отовсюду в городе, необычно и завершен храм Николы Белого. Цилиндрический световой барабан, издали похожий на ротонду с куполом, увенчан своей миниатюрной копией. Собор Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и оштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная, и многоярусная колокольня, претерпели в ходе их строительства некоторые изменения по сравнению с проектом – изменилось частично оформление их завершения. Основной храмовый объем и колокольня с входной группой соединены приземистой трапезной, тоже с небольшой главой. Главный четверик обстроен со всех сторон и сверху. Юг и север заняты портиками боковых приделов, восток – апсидой, наверху барабан максимально возможного диаметра. Портики аналогичной конструкции, но меньших габаритов пристроены и к колокольне, это еще два придела.

Оформление боковых приделов – одно из наиболее заметных архитектурных элементов, отличающих храм Николы Белого. Колоннады из шести стволов с ионическими капителями, характерными завитками волют, держат треугольные фронтоны. Карнизы фронтонов оторочены простыми консолями, скорее декоративного назначения. Других украшающих элементов архитекторы не использовали. Своеобразие завершения трапезной состоит в конструкции главы, венчающей ее крышу. Невысокий цилиндр надстройки продолжен вторым, меньшего размера и усеченным. Четыре оконных проема полукруглой формы ориентированы по сторонам света. Каждая из составляющих храм Николы Белого частей имеет свои особенности, каждая своеобразна и красива. Безусловно привлекателен и весь ансамбль. Вместе с главным престолом в Никольской церкви были устроены два дополнительных в боковых нефах трапезной – святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Кирилла Белоезерского. Несколько мозаичных святых образов были видны на заглавной фотографии обзора, будут они и на заключительной. Выше всех размещено изображение Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых христианских святых. Из образов нижнего яруса – Петр и Феврония, считающиеся покровителями супружеской верности и семейного союза. Фигуры в нимбах стоят под сенью изображения Христа, их благословляющего. Роскошь и торжественность оформления алтарной преграды соответствует высокому статусу кафедрального, который носит храм Николы Белого. Четырехъярусный иконостас не составлен из разрозненных окладов с образами, он имеет единую композицию. Декор состоит из колонн и перемычек, украшенных затейливой резьбой и покрытых позолотой. Необычна арка над Святыми вратами с круглыми окладами икон.

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он-13

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он-14

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он-15

Интерьер собора Николая Чудотворца.Интерьер собора Николая Чудотворца.Интерьер собора Николая Чудотворца.

Солея и амвон обнесены позолоченной металлической решеткой с ажурным воздушным узором. Перед ней установлено несколько аналоев для праздничных и особо почитаемых святых образов. Крайняя справа в нижнем ярусе иконостаса – особо чтимая чудотворная икона Богородицы – Поможение родам.

Верхняя часть алтарного иконостаса оформлена как классический портик, напоминая, как выглядит снаружи храм Николы Белого. При таком ярусе фотосьемки доступно рассмотрение второго великолепного элемента декора, стенных росписей. Говорят, что здешняя религиозная живопись содержит все главные библейские сюжеты, размещенные на стенах и куполе. Образа помещены и между окнами барабана.

Основание цилиндрического барабана – ротонды опоясано изнутри балконной решеткой, вернее, ее живописной имитацией. В сочетании с многочисленными оконными проемами создается впечатление круговой галереи, опоясывающей алтарь и прилегающую территорию. Вызывает огромное сожаление, что почти столетие храм Николы Белого пребывал в забвении, несколько поколений сменилось, лишенные этой прелести.

Двенадцать оконных проемов, все апостолы Христа в промежутках между ними впечатляют. Они хорошо видны, если не слишком слепит солнце. Выбранный фотографом ракурс позволяет рассмотреть конструкцию потолочного светильника со множеством бронзовых рожков, но закрывает росписи. Читателям ничего не остается, кроме как доверить описанию содержащихся в них сюжетов обозревателем. Именно большой купол цилиндрического барабана, венчающего храм Николы Белого, содержит основные моменты библейских сказаний. Росписи изображают и совет Святой Троицы перед сотворением мира, и другие ключевые моменты истории человечества в интерпретации евангелистов. Изображены пророки и патриархи Ветхого Завета, более поздние основатели христианского вероучения, русские святые.

Территория внутри ограды, окружающей храм Николы Белого, отличается красотой оформления и хорошим уровнем благоустройства. Качественное плиточное мощение всей площади, четкие линии бордюров дополняются настоящими шедеврами ландшафтного дизайна. Различные породы хвойных деревьев, красивые сами, служат отличным фоном для цветущих растений. Они в отличном состоянии, виден хороший уход. Кроме разнообразной растительности, церковный двор содержит нетипичные для таких мест сооружения. Осталось неясным предназначение небольшой парковой беседки – синей крыши пирамидальной формы на тонких стойках. Мраморное подобие водонапорной колонки на самом деле – оформленный святой источник, издавна здесь существовавший. Он похож на фонтан с высоко расположенным краном для пуска воды.

На территории храма расположен траурный монумент — памятник жертвам политических репрессий большевистского периода — не достопримечательность храмового двора, а реальное мемориальное надгробие. Оно перенесено на подворье с согласия родственников невинно убиенных, с соблюдением ритуала перезахоронения. Памятник состоит из плиты черного камня с крупными буквами текста посвящения и женской фигуры из белого мрамора. Образ скорбящей напоминает о множественных потерях, понесенных народом в дополнение к жертвам гражданской и Великой Отечественной. Заботливо выращенные кусты роз и соседство с храмом делает монумент не столь живописным, сколько особо торжественным и значимым.

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он-17

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он-18

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он-19

Все фотографии выполнены автором этой статьи.

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.