г. Смоленск. Храм Михаила Архангела (Свирская церковь). | Истории храмов России | Дзен
16 июля
В старинном городе Смоленске сохранилось три церкви, построенные в XII веке. Петропавловский храм находится на правом берегу Днепра, а Михаило-Архангельский (Свирский) и Иоанна Богослова – на Левобережье, недалеко друг от друга. Местные жители называют храм Архангела Михаила или Свирскую церковь на холме «Михайловым чудом», потому что она не похожа на традиционные образцы русского зодчества. Стройный высокий храм с пологими треугольными крышами больше напоминает готический замок-башню. Только барабан со шлемовидной главой говорит о том, что перед нами действительно памятник традиционной смоленской архитектуры. При княжении князя Давида Ростиславича в Смоленске продолжилось активное храмоздательство – причём, приобретшее новые архитектурные черты. Дело в том, что в 1186 году князь Давид ходил на Полоцк, и полочане, не решившись вступить в сражение, заключили с ним мирный договор, по которому Полоцк фактически оказался подчинённым Смоленску. А так как в это время среди полочан были весьма искусные в каменном деле мастера, то естественно, что Давид Ростиславич не преминул воспользоваться их услугами. Оригинальные архитектурные традиции Полоцка, отличные от южнорусских, до того господствовавших в Смоленске, прекрасно принялись на смоленской почве, что доказывает строительство храма Михаила Архангела – третьего из сохранных смоленских "домонгольцев". Михайло-Архангельский храм возводился во второй половине 1180-х – начале 1190-х годов на западной окраине Смоленска. Церковь была поставлена на возвышенном месте – холме, у подножия которого в далёком прошлом в Днепр впадала речка Смядынь. В то время это было бойкое место, перекрёсток торговых и военных путей из Северных (Северских, Свирских) земель. Возможно, отсюда и пошло второе название церкви. По другой гипотезе один из приделов в XVI веке был посвящён святому преподобному Александру Свирскому.
Заказчиком постройки выступил сам князь и потратил на неё изрядную сумму. Очевидно, церковь была княжеской – то есть находилась или на княжьем дворе, или неподалёку от него. Великий князь Ростислав – основатель династии Смоленских князей, при крещении был наречён Михаилом. Вполне вероятно, что Давид Ростиславович посвятил храм своему отцу. Давид Ростиславич ежедневно (или почти) бывал в ней. "Сам босяков обычай имеет – по вся дни ходя ко церкви святаго Архистратига Божия Михаила, иже бе сам создал во княжении своем…", – это сообщение современника. Смолян новая церковь поражала своей непохожестью на все другие здешние храмы, своей подчёркнутой каждой деталью "возвышенностью" (в отличие от очень "устойчивых" византийско-киевских церквей).
Согласно Ипатьевской летописи 1197 года. церковь Михаила Архангела названа самым богато украшенным храмом на Руси: "Такое же несть в полунощной стране, – восхищался летописец, – и всем приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом и камением драгим украшены, и всею благодатию исполнена" ("История Государства Российского". III, 455 прим 97). К сожалению, это – видимо, действительно великолепное – внутреннее убранство не только не дошло до наших дней, но и вообще просуществовало сравнительно недолго.
Храм Михаила Архангела, построенный в самую блестящую эпоху Смоленска, видел и иные времена. Когда город захватили поляки и вошёл в состав Речи Посполитой, он стал костёлом, 1812 год оставил ядро в его стене, а 1940-е едва не стёрли его с лица земли. Прошло совсем немного лет после её возведения, и церковь утрачивает свой особый статус. Известно, что в течение некоторого времени (как долго – непонятно) при храме существовала монашеская обитель. Она не оставила сколько-нибудь значительного следа в истории Смоленска, не дав ему ни известных подвижников благочестия, ни новых изрядных зданий. Вообще, судя по всему, все постройки в ней – за исключением собственно Михайло-Архангельского храма – были деревянными и, следовательно, недолговечными. Если к 1611 году обитель ещё существовала, то ей, конечно, пришлось горько, когда в город ворвались поляки, взъярённые упорством смолян. Хорошо известно, как вели себя интервенты в захваченных ими монастырях. Но коль скоро никаких сведений об умерщвлении здешних иноков не известно, с большой долей вероятности можно утверждать, что храм Михаила Архангела уже не был монастырским. Оценив его красоту, поляки "переоборудовали" его в костёл, и в этом качестве Свирский храм просуществовал ещё по меньшей мере два десятилетия.
В ходе войны 1632-1634 годов, когда крепнущее Московское государство попыталось вернуть себе Смоленск, церковь, по-видимому, получила серьёзные повреждения. Война окончилась поражением москвичей, но не известно, удосужились ли поляки поправить храм в оставшиеся им двадцать лет владычества в Смоленске. Может быть, он дожидался воссоединения Смоленска с Московией в руинированном состоянии. Для православного богослужения храм возобновили – согласно большинству источников – лишь в первые годы ХVIII века, при митрополите Сильвестре (Крайском). А вскоре к нему пристроили тёплый придел, ныне не существующий. Всего к концу ХIХ века Михайло-Архангельская церковь имела, помимо главного, три престола. Придельные престолы были освящены во имя: князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, столь почитаемых строителем храма Давидом Ростиславичем (ежегодно 24 июля к месту убиения князя Глеба на Смядынь совершался крестный ход), Алексия, человека Божия (небесного покровителя царя Алексея Михайловича, который в 1654 году возглавил победоносную битву за Смоленск) и благоверного князя Александра Невского (патрона Александра I, изгнавшего из России французов, принёсших столько бед Смоленску в 1812 году).
Во время Отечественной войны Свирская церковь была разграблена французскими солдатами, а все деревянные элементы пошли на дрова. После освобождения Смоленска от французов храм был восстановлен, по одним сведениям, на деньги смоленского купца Василия Хлебникова, по другим – благодаря личному вниманию императора Александра I. Что касается последнего придела, то здесь всё обстоит не так-то просто. Предполагается, что изначально он был посвящён прп. Александру Свирскому. И, возможно, именно по этому приделу церковь получила своё второе название – Свирская. Только вот беда: достоверных сведений о том, что придел имел именно такое посвящение, нет. И в связи с этим исследователи делают предположение, что Свирская – означает "северская". Что тоже, вообще говоря, не выглядит убедительно. Вплоть до начала ХХ века профессиональных обследований не производилось. Более того, долгое время он считался гораздо моложе своих лет. Дату его повторного освящения при митрополите Сильвестре считали годом основания. Хотя в ХIХ веке эта ошибка уже разъяснилась, но предметом серьёзного изучения памятник древнерусского зодчества стал лишь в 1920-е годы (храм был закрыт в 1930 году). При этом в нём, несмотря на протесты реставраторов, расположился склад, а после Великой Отечественной войны он два десятилетия простоял без кровли, постепенно разрушаясь.
Церковь Михаила Архангела (Свирская). Фото 1949 г. выполнена после обмера храма П. А. Барановским. Автор П. В. КлепиковЦерковь Михаила Архангела (Свирская). Фото 1949 г. выполнена после обмера храма П. А. Барановским. Автор П. В. Клепиков
Знаменитый исследователь древнерусской архитектуры, П.Д. Барановский исследовал памятник с 1920 по 1948 г., когда сообщил о завершении исследований. Увы, результаты не были опубликованы. Он заложил зонды и обнаружил остатки несохранившейся фасадной обработки памятника. В 1951 году он выполнил первую графическую реконструкцию памятника. Реставрация, проведённая в храме Михаила Архангела в 1960-е годы по сохранившемуся проекту П. Д. Барановского, позволила отчасти восстановить его древний облик, утраченный в поновлениях ХVIII-ХIХ веков и разрушениях ХХ века. Однако она коснулась лишь внешности церкви. Внутри храм оставался пуст и неустроен.
В 1963 году специалистами Центральных научно-реставрационных мастерских, при устройстве кровель храма были удалены некоторые архитектурные детали более позднего времени. По проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой в 1976-1982 гг. была проведена реставрация фасадов с восстановлением некоторых архитектурных форм ХII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом и др.) и реставрацией отдельных деталей ХVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы). Были проведены реставрационные работы возведённой в 1775-1785 годах невысокой сплошной ограды с надвратной колокольней в северо-восточном углу.
В 1990 году храм передали Смоленской и Вяземской епархии. Вновь был проведён основной объём восстановительных работ. Богослужения возобновлены в 1991 году, а в 1994-м храм Михаила Архангела освятил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Настоятелем Михайло-Архангельского храма был назначен протоиерей Михаил Каденков. Белокаменный резной иконостас и престол храма был освящён 21 ноября 1999 года.
Интересный факт из истории церкви: в 1833 году в храм Михаила Архангела была перенесена гробница князя Давида Ростиславича, найденная в руинах собора Смядынского Борисоглебского монастыря. А до этого тогдашний смоленский губернатор Н. И. Хмельницкий отчасти по неразумению, отчасти из соображений экономии распорядился брать из древних развалин бут и кирпич для постройки дороги. Найденную гробницу также ждала участь мостовой, но её отстоял археолог Н. Н. Мурзакевич. Гробницу перенесли в Михайло-Архангельскую церковь, а после революции она оказалась в музее и вновь стала жертвой хозяйственного рвения – на сей раз директора этого музея. Её разбили на куски с целью устройства… кормушки для свиней. И вот так, "фрагментарно", гробница теперь представлена в музейной экспозиции. Классик русской археологии Н. Н. Воронин (1904-1976) писал о Михайло-Архангельском храме следующее: "Этот смоленский храм стоит в ряду тех памятников искусства, в которых русский национальный характер отрывался от киево-византийских художественных норм и создавал свой идеал прекрасного". Уникальность храма Михаила Архангела заключается в его композиционном решении.
В основе здания лежит традиционная крестово-купольная структура, но на смену могучему (и в силу этого как бы "приземлённому") кубу приходит особая устремлённость ввысь. Пытаясь преодолеть статичность, древний зодчий использует простой и действенный приём: основной объём храма, довольно высокий, он окружён с трёх сторон высокими, геометрически-чёткими притворами. Им вторят равновысокие боковые апсиды алтарной части – тоже прямоугольные снаружи. Между ними вздымается мощная центральная апсида, полукруглая в плане. Башнеобразный объём венчает стройный, компактный барабан. Общую композицию поддерживают детали – например, угловые пучковые лопатки, заостряющие внимание на вертикальном членении стен. Прежде, при постройке, фасады храма имели трёхлопастные завершения, что тоже дополнительно "разрабатывало" высотную тему. Подобное решение видим в черниговском храме Параскевы Пятницы, выстроенном под явным воздействием полоцко-смоленских образцов буквально через несколько лет после Михайло-Архангельской церкви. Вообще, башнеобразные храмы, к каковым принадлежит Свирский храм Михаила Архангела, в конце ХII – начале ХIII возводились повсеместно. Полоцк и Смоленск стали первыми в этом отношении, а затем наступил черёд Киева, Овруча, Чернигова, Новгорода. Новгородский храм, во многом повторяющий черты Свирской церкви, сохранился до наших дней. Это церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207). Что касается Смоленска, то в нём подобных церквей насчитывалось около десяти. А сохранилась лишь одна.
Как уже было сказано, храм представляет собой вытянутую вверх башню с тремя притворами – с севера, запада и юга и апсидой с восточной стороны. Благодаря этому здание в горизонтальной плоскости образует крест. Храм имеет довольно внушительные размеры: его ширина 28 м, длина 28,6 м, высота 38,5 м. Чрезвычайно большая высота основного объёма подчёркнута массивными притворами и центральной апсидой. Динамика постройки усилена сложнопрофилированными пучковыми пилястрами. Основной объём храма сложен из характерной для домонгольского зодчества плинфы (тонкого кирпича). Основной массив стен, столбы, подпружные арки и барабан сложены из характерной для домонгольского времени плинфы, имеющей размер 3.5-4 х 20-20.5 х 27-28 см. Верх стен и своды, ремонтировавшиеся в конце ХVII – начале ХVIII века, сложены из большеразмерного кирпича, а карниз четверика выполнен из более мелкого кирпича – вероятно, во время ремонта 1820-х годов. Изначально всё здание было оштукатурено, но древнейшая штукатурка почти не сохранилась.
В ХVIII и ХIХ веках здание штукатурилось вновь, но к моменту реставрации даже и позднейшая штукатурка была утрачена. Реставраторы приняли решение восстановить известковую обмазку (характерную облику храма в ХVIII веке), а некоторые участки кладки оставить открытыми. В процессе этих ремонтов форма почти всех окон подверглась изменению. Многие были растёсаны, что исказило облик храма. Реставрация, проведённая в ХХ веке, позволила восстановить оконные проёмы, принадлежащие в основном к трём типам – основные окна (щелевидные, с бровками над ними и с откосами наружу и внутрь), маленькие окна с внешними уступами, освещавшие нижний ярус притворов, и тройные окна в средних частях прясел над притворами, повторявшие своими очертаниями трёхлопастные завершения фасадов. По центру каждого из притворов прорублены восьмиугольные окна. Единственный барабан храма со шлемовидным завершением выглядит очень лёгким и гармоничным благодаря восьми высоким окнам. Они никогда, в отличие от окон четверика, не растёсывались. Напротив, в ХVIII веке их заложили на одну треть высоты, а четыре из них позднее заложили полностью. При реставрации закладки были удалены. В ансамбль Свирской церкви входит также колокольня и ограда, возведённые в 1775-1785 годах попечением купца Василия Григорьевича Хлебникова, тогдашнего старосты храма.
Фото с видом храма. Кон. ХIХ в.Фото с видом храма. Кон. ХIХ в.Почтовая открытка (Открытое письмо), выпущенная в 1887-х гг.Почтовая открытка (Открытое письмо), выпущенная в 1887-х гг.Иконостас Михайловской (Свирской) церкви. Нач. ХХ века.Иконостас Михайловской (Свирской) церкви. Нач. ХХ века.Фото храма в 1912-1916 гг. Из собрания Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева.Фото храма в 1912-1916 гг. Из собрания Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева.
Архитектурные формы ХII века хорошо сохранились внутри церкви, а утраченные элементы легко "домысливаются" – так, сняв позднюю штукатурку в северном и южном притворах, реставраторы обнаружили на торцевых стенах следы срубленных коробовых сводов, членивших притворы (как и западный) на два яруса. В верхнем ярусе притворов помещались в древности хоры, связанные между собой проходом, проложенным в толще стены (подобный проход сохранился, кстати, в новгородской церкви св. Параскевы Пятницы). Впоследствии хоры заняли западную часть основного объёма, и элементы конструкций, связанные со старинными хорами, оказались не нужны. Проходы в стенах, ослаблявших их прочность, заложили. Со временем хоры в притворах планируется восстановить. Важнейшую часть убранства составляли фрески. К настоящему времени от них остались лишь незначительные фрагменты, так как при очередной росписи церкви в ХVIII старая штукатурка была сбита. Лишь кое-где реставраторам удалось раскрыть следы растительного орнамента и тому подобные элементы. Росписи, кстати, украшали не только интерьер Свирского храма, но и его наружные стены, о чём говорит наличие киотов над входами. Неизвестно, что было изображено в них, но над одним из киотов (южном) виден как бы контур орнаментальной ленты. Естественно, иконостас и прочие дореволюционные элементы убранства в храме также не сохранились. Тем не менее, в 1999 году был окончен белокаменный резной иконостас, образцом для которого послужил иконостас московской Пименовской церкви в Новых Воротниках, выполненный в 1897 году по проекту Фёдора Шехтеля.
Интерьер храма в наши дни.Интерьер храма в наши дни.
Одноглавая смоленская церковь стоит на прочном фундаменте из массивных валунов, которые были уложены без раствора на глиняное основание в вырытые в песке траншеи. Стены сложены из небольших плоских обожженных кирпичей – плинфы на известковом растворе. Нижняя часть стен для прочности присыпана песком.
Внешний декор храма строгий и лаконичный. Фасады украшают уступчатые ниши, простые пояски, бровки из поребрика и рельефные кресты. За восемь с лишним столетий драматичной истории Свирской церкви от первоначальных декоративных арок сохранились только следы. Западный фасад выглядит более красочно, поэтому воспринимается как главный. Зеленый луг, который окружает храм – это старинное кладбище, снесенное при советской власти. Одна из редких фотографий христианского погоста была сделана еще в XIX веке. На территории стоит небольшой домик причта, который построен из современных материалов, поэтому диссонирует с домонгольским храмом.
Старинный погост возле Михайловского храма. Фото нач. ХХ века.Старинный погост возле Михайловского храма. Фото нач. ХХ века.