darbogu

г. Санкт-Петербург. Троицкая Александро-Невская Лавра. | Истории храмов России | Дзен

0 41

19 июляДжубга101,3K интересуютсяКаспийское море64,5K интересуютсяВладикавказ145,9K интересуютсяАбрау-Дюрсо140,2K интересуютсяЕссентуки79,8K интересуютсяТропические острова45,5K интересуютсяГорячий Ключ67K интересуютсяКучугуры52,2K интересуютсяТунис141,3K интересуютсяКасабланка27,1K интересуютсяЕвпатория202,7K интересуютсяГорнолыжные курорты в России30,2K интересуютсяТериберка206,8K интересуютсяКировск77,3K интересуютсяЕлабуга60,9K интересуютсяЧечня86K интересуютсяРыбинск153,6K интересуютсяПрага317,9K интересуютсяМайами86,5K интересуютсяОрджоникидзе106,4K интересуются

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией. Считалось, что именно здесь, при впадении Чёрной речки (ныне Монастырки) в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами. Место, выбранное для Александро-Невского монастыря, имело историческое значение. Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Однако знаменитая битва произошла не в устье Черной речки, а в устье реки Ижоры, сорока верстами выше по Неве, где еще в XVI веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Тем не менее, легенда существовала, и, может быть, основанием для нее послужила другая битва – 18 мая 1301 года, когда новгородцы, которых вел князь Андрей, сын Александра, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в 1300 году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра.

Идея строительства нового монастыря впервые возникла у Хутынского архимандрита Феодосия (Яновского), передавшему свою мысль князю Меншикову. От последнего, согласившегося отдать часть своих владений под монастырь, идея перешла к Петру I. Новая столица требовала наличия при ней священных реликвий. Одну из них, мощи святого князя Александра Невского, Пётр решил поместить в новой обители. После взятия Выборга императором была осмотрена местность и дано название будущему монастырю – Свято-Троицкий Александро-Невский. Государь распорядился выделить более 10, 5 тысяч кв. метров земель под устройство монастыря. В июле 1710 года архимандритом Феодосием при стечении народа здесь был установлен деревянный крест с надписью: "Повелением Царского Пресветлого Величества на сем месте имеет создатися монастырь". На правом берегу Чёрной речки было решено строить монастырские строения, на левом берегу – партикулярные, то есть частные. Проектировка монастырского комплекса была поручена Доменико Трезини. Причём в данном случае поручена была именно проектировка, но не строительство. Наблюдение за всеми строительными работами поручили Христофу Конрату. В 1712 году здесь стали появляться первые деревянные строения: заложены деревянная Благовещенская церковь и часовня. Вокруг них возникла монастырская слобода. С постройкой церкви в монастырь стали приезжать из города богомольцы. Когда монастырь несколько обустроился, его стали населять монашествующими. Собственного, местного притока монашествующих не было, и он населялся вызванными из других монастырей. Предположено было сосредоточить в Александро-Невском монастыре лучшие монашеские силы всей России. По спискам, составленным архимандритом Феодосием, царским и сенатским указами вызывались монашествующие из монастырей почти всех епархий. 25 марта 1713 года первая церковь обители была освящена. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Феодосий. Для постройки и содержания созидаемого петербургского монастыря к нему приписаны: богатый Иверский Валдайский Святоозерский монастырь со всеми вотчинами и доходами; село Ояцкое с принадлежащими к нему деревнями и со всеми угодьями от Новодевичьего монастыря. Кроме того, на построение и содержание в монастыре госпиталя была приписана половина монастырских вотчин Олонецкого уезда. Для удобной связи с Адмиралтейской частью города от монастыря до Новгородского тракта в 1712-1713 годах силами монахов была проложена просека, ставшая впоследствии частью Невского проспекта. Александро-Невский монастырь задумывался Петром I не только как духовное учреждение. Здесь он предполагал устроить приют для инвалидов Северной войны и душевнобольных, госпиталь. Эти заведения здесь так и не были открыты. Но в 1720 году при монастыре открылась типография, а в 1721 году – школа. Школа позднее преобразовалась в семинарию, а затем – в Духовную академию. Её выпускниками в разное время стали композитор Пётр Турчанинов, святой Иоанн Кронштадтский. Проект монастыря Трезини подготовил в 1715 году: были готовы чертежи и проектная модель. Через год этот проект был утверждён Петром I и использован художником Зубовым при создании одной из изображающих Петербург гравюр. В архиве Меншикова сохранилось его распоряжение: "Указ господину архитектору Трезину. По указу Его Царского Величества велено в… монастыре святого Александра Невского начать построение нынешнего лета, а по доношению архимандрита Феодосия, что к заложению в начале церкви архитектора не имеет, и того ради предлагаем, что надлежит… ехать в упомянутый монастырь Вам и по предложению архимандрита Феодосия церковь заложить… апреля 28 дня 1717 года". Сразу после этого распоряжения начали рыть канавы под фундамент. Трезини только составил проект. Из-за его занятости другими работами руководство строительством монастыря поручили саксонцу Кристофу Конрату. Первым стали строить правое монастырское крыло: Благовещенскую церковь (заложена 21 июля) и Духовской корпус.

Гравюра А. Ф. Зубова. 1717 г.Гравюра А. Ф. Зубова. 1717 г.Гравюра А. Ф. Зубова. 1717 г.

В 1716 году при монастыре было основано Лазаревское кладбище (ныне некрополь XVIII века), при котором в 1717 году была построена каменная церковь Святого Лазаря. В 1717 году в церкви Святого Лазаря была похоронена сестра Петра I Наталья. В Лазаревском некрополе впоследствии были похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. Росси, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский. После отъезда Христофа Конрата в Москву 1 июля 1720 года строение монастыря поручили Теодору Швертфегеру. Швертфегером был составлен новый проект главного монастырского храма. Трезини предусмотрел собор расположенным так, что главный фасад смотрел в сторону Невы, а вход на восток. Тем самым нарушались правила строительства православного храма, по которым вход с храм должен быть с запада, а алтарь на востоке. По всей видимости, именно это заставило Петра I приказать архитектору пересмотреть план Трезини. Кроме того, для приданию монастырскому ансамблю большей симметрии Швертфегер разместил в юго-западной части набережной линии ещё один храм. Сад, который Трезини планировал между монастырём и Невой, Швертфегер поместил к западу от обители. После Швертфегера строительство в разное время продолжали П. М. Еропкин, М. Д. Расторгуев, И. Е. Старов.

В 1717-1723 годах на месте деревянной Благовещенской церкви по проекту Трезини построили каменный храм. Это здание сейчас является самой старой постройкой на территории лавры. 12 сентября 1724 года здесь освятили придел Александра Невского на втором этаже, а 25 марта 1725 года – Благовещенский придел на первом. Освящение придела Александра Невского в Благовещенской церкви входило в общий план мероприятий, входящих в церемонию переноса мощей Святого князя Александра Невского из Владимира в Александро-Невский монастырь. Данное событие стало чрезвычайно заметным в жизни города. Процессию с мощами святого князя близ Усть-Ижоры встречал на ботике Петра I лично император.

Благовещенская церковь стала местом захоронений значительных людей и царственных особ. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова, Наталья Алексеевна (сестра Петра I).

В 1724 году при монастыре был разбит сад, построены оранжереи. Просека от Новгородского тракта была обсажена берёзами. Напротив Благовещенской церкви был построен наплавной, а позднее подъёмный мост. К 1725 году завершены работы над тремя уступами главной линии (Духовской) монастырского комплекса.

Работы над южной частью монастырского комплекса начались в конце 1727 года, когда до карниза были выведены стены собора. Начинал их Т. Швертфегер. После прихода к власти императрицы Анны Иоанновны строительством монастыря заведовали Швертфегер, подполковник Военной коллегии Аничков, М. Г. Земцов, П. М. Еропкин.

Возведение главного Троицкого храма то прекращалось, то вновь возобновлялось. К 1740-м годам особой комиссией недостроенное здание было признано непригодным для использования.

Южную часть монастыря в 1742 году продолжил возводить Пьетро Антонио Трезини. До 19 сентября 1744 года укладывался фундамент. В докладе об окончании этих работ Трезини указывал, что строителям мешала плохая дождливая погода. Дождь шёл практически ежедневно с 16 августа, но всё равно фундамент был сделан "с добрым порядком". В следующем июне императрица Елизавета Петровна повелела наконец-то заложить храмы и назвать их в честь благоверного князя Фёдора и Иоанна Златоуста. Возведение стен Фёдоровской церкви было завершено в июне 1747 года. Её облик практически полностью повторил формы Благовещенской церкви.

П. А. Трезини уехал из России в 1751 году. К этому времени три построенных флигеля Фёдоровского корпуса были покрыты пильными досками и покрашены в красный цвет. Тогда же была переделана в двухскатную без перелома кровля трёх флигелей Духовского корпуса. Строительство продолжалось по проектам Трезини, но под руководством других людей: каменных дел мастеров Эркуле Казасорпа, Иоганна Георга Вейса, Антонио Антониетти. Последний возводил Семинарский и Просфорский корпуса, Митрополичий дом. С 1 июля 1753 года руководство строительством Александро-Невского монастыря осуществлял Игнатио Росси. Возведение Фёдоровского корпуса и Фёдоровской церкви завершили в 1754 году.

Уже к середине XVIII первые построенные корпуса Александро-Невского монастыря обветшали. В июле 1748 года Канцелярия Александра-Невского монастыря требовала построить новую деревянную колокольню. В аварийном состоянии находились жилые покои: "В полатах а особливо в ризничих жить невозможно, в которых от потолку подмаска валица, чего ради и потолок столбами подперт… и в кельях мазанках построенных с начала монастыря, в которых почти все монашествующие живут, верхние и нижние переклады и потолки весьма погнили и жестоко нагнулись да и стены весьма ненадёжны, чего ради ежели б во многих местах не имелось подпоров, то б давно и розвалилось всё а подмаска многократно падала и ныне падет, понеже везде бывает от ветхости теча немалая и жить во оных кельях весьма опасно дабы не учинилось падения… а кроме показанных келейных мазанок для жительства братии других в будущую зиму келий не имеется". Когда главный собор был почти достроен, 29 марта 1753 года императрица приказала разобрать его вплоть до фундамента. Разборку завершили к августу 1755 года. В 1756-1758 годах западную часть монастыря обозначил Митрополичий (Архиерейский) дом. Автором его проекта часто называют М. Д. Расторгуева, так как его фамилия обозначена на чертежах. Но судя по другим документам, Михаил Дмитриевич Расторгуев был всего лишь архитектурным учеником, в обязанности которого входило копирование проектной документации. Самостоятельным проектированием он никогда не занимался, и умер в 38 лет в том же чине. Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Немного позже к западному фасаду Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон с лестницей, ведущей на второй этаж.

Сооружение циркумференции вокруг монастырского двора началось в 1756 году. Его проектированием занимался итальянский архитектор Джузеппе Венероне, который перед этим создал проект нового главного собора. Строительство циркумференции было поручено Антониетти, который в мае 1769 года вернулся на родину. Его место 1 июля 1769 года занял архитектор Пауль Йозеф Шпекле.

Отделка внутреннего убранства Фёдоровской церкви была завершена к 1766 году. В 1770 году в первом её этаже была освящена церковь во имя Иоанна Златоуста, а во втором – во имя Фёдора Святославовича.

Спустя более чем пол века с начала строительства монастыря его служители всё ещё испытывали недостаток в служебных постройках. В феврале 1771 года архиепископ Санкт-петербургский Гавриил писал кабинет-секретарю Г. Н. Теплову о том, что храмов на территории монастыря предостаточно, а вот для ризницы и библиотеки места совсем нет. Для решения этой проблемы он попросил: "…на углу, которой к Чорной речке, место назначенное для верхней церкви отделать для ризницы, а внизу кельи ризничему, так чтоб из них вход в ризницу был. В другом углу верхней и нижней этаж отделать для библиотеки". Положительный ответ на такой запрос был получен в октябре следующего года.

Возведение циркумференции было завершено в 1774 году. Территория монастыря стала замкнута почти полностью, брешь оставалась лишь на месте главного храма. Новый проект соборной церкви был составлен архитектором И. Е. Старовым и в феврале 1776 года представлен Екатерине II. После сооружения фундамента 30 августа 1778 года произошла закладка Свято-Троицкого собора в присутствии императрицы. Его строительство началось в мае следующего года. В 1783-1785 годах по проекту Старова были построены въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Кроме того, Старовым была перепланирована площадь перед лаврой – площадь Александра невского. Здесь им были построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

30 августа 1790 года состоялось освящение Свято-Троицкого собора. Тогда же в него из Благовещенской церкви была перемещена рака с мощами Александра-Невского. Авторство скульптурного убранства храма принадлежит Ф. И. Шубину. После постройки Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался ремонту, никогда не менял внутренний облик.

Свято-Троицкий собор хранит несколько картин известных живописцев: "Образ Благовещения Пресвятой Богородицы" Рафаэля Менгса, "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса.

18 декабря 1797 года по повелению императора Павла I монастырь получил статус лавры (наивысший статус для монастыря).

В 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова. Многие присутствующие сомневались, пройдёт ли под сводом лавры высокий балдахин катафалка с гробом. Как говорит легенда, сомнения развеял уверенный голос одного из ветерана суворовских походов: "Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил". Лаконичную надпись на могильной плите придумал лично генералиссимус: "Здесь лежит Суворов". С 1806 года в нижнем этаже Фёдоровской церкви начали производить захоронения. Здесь хоронили грузинских и имеретинских царевичей, многие управлявшие монастырём духовные лица.

В 1818-1821 годах в Благовещенской церкви произошли перестройки, связанные с расширением Духовского корпуса лавры. В 1821 году архитекторов В. П. Петровым были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки.

Из-за тесноты Лазаревского кладбища рядом с ним было основано новое место захоронения, которое стали называть Ново-Лазаревским. Здесь, ныне в некрополе XIX века, похоронены: Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. А. Иванов, Б. М. Кустодиев, В. И. Демут-Малиновский, Б. И. Орловский, П. К. Клодт, В. П. Стасов, В. Ф. Комиссаржевская, Н. К. Черкасов.

В 1840 году подверглись переделке храмы Фёдоровской церкви. В первом этаже была устроена церковь благоверного князя Фёдора, во втором – церковь во имя святого Николая Чудотворца. Верхняя церковь прихожанами стала называться Никольской домовой, в отличие от Никольской кладбищенской церкви.

Гравюра 1839 года. Это лист 27 из книги "Voyage pittoresque et archéologique en Russie: exécuté en 1839 sous la direction de M. Anatole de Démidoff". Anatolīĭ Demidov, principe di San Donato; André Durand; Denis Auguste Marie Raffet Издательство: Paris: Gihaut Frères, (1840). Автор: Андре Дюран (Andre Durand), фигуры: Огюст Раффе (Auguste Raffet) Источник: https://vivaldi.nlr.ru/le000000001/viewГравюра 1839 года. Это лист 27 из книги "Voyage pittoresque et archéologique en Russie: exécuté en 1839 sous la direction de M. Anatole de Démidoff". Anatolīĭ Demidov, principe di San Donato; André Durand; Denis Auguste Marie Raffet Издательство: Paris: Gihaut Frères, (1840). Автор: Андре Дюран (Andre Durand), фигуры: Огюст Раффе (Auguste Raffet) Источник: https://vivaldi.nlr.ru/le000000001/viewГравюра 1839 года. Это лист 27 из книги "Voyage pittoresque et archéologique en Russie: exécuté en 1839 sous la direction de M. Anatole de Démidoff". Anatolīĭ Demidov, principe di San Donato; André Durand; Denis Auguste Marie Raffet Издательство: Paris: Gihaut Frères, (1840). Автор: Андре Дюран (Andre Durand), фигуры: Огюст Раффе (Auguste Raffet) Источник: https://vivaldi.nlr.ru/le000000001/view

К востоку от лавры первоначально планировалась разбивка сада. Но в 1861 году здесь было основано ещё одно монастырское кладбище – Никольское. Здесь похоронены адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский.

В 1868-1871 годах по проекту епархиального архитектора Григория Карпова на средства купца Н. И. Русанова была построена Никольская (кладбищенская) церковь. В цокольном этаже этого храма была устроена семейная усыпальница Русановых. В 1869-1873 годах по проекту Н. П. Гребёнки на Ново-Лазаревском кладбище была построена Тихвинская церковь.

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-3

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-4

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-5

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-6

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-7

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-8

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-9

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-10

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-11

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-12

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-13

Фотографии и почтовые фотокарточки с видами храмов и строений Александро-Невской Лавры, выпущенные в кон. ХIХ - нач. ХХ вв.Фотографии и почтовые фотокарточки с видами храмов и строений Александро-Невской Лавры, выпущенные в кон. ХIХ – нач. ХХ вв.Фотографии и почтовые фотокарточки с видами храмов и строений Александро-Невской Лавры, выпущенные в кон. ХIХ – нач. ХХ вв.

В феврале 1917 года численность братии составляла 113 человек, в том числе 63 монашествующих и 50 послушников. Монастырь продолжал действовать до 17 февраля 1932 года, когда в ночь на 18 февраля в Ленинграде были арестованы все монашествующие. К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские. К 1936 г. все храмы лавры были закрыты, с тех пор на ее территории размещалось до 17 учреждений.

Интерьер Троицкого собора. Чуть левее от центра - Рака с мощами святого Александра Невского. Фото 1890-х гг.Интерьер Троицкого собора. Чуть левее от центра – Рака с мощами святого Александра Невского. Фото 1890-х гг.Интерьер Троицкого собора. Чуть левее от центра – Рака с мощами святого Александра Невского. Фото 1890-х гг.

В 1922 году мощи Святого князя Александра Невского были перенесены в музей религии и атеизма, который располагался в Казанском соборе, а серебряная рака отдана в Эрмитаж. Из Благовещенской церкви были изъяты все ценности. В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. Сюда свозили уникальные надгробия с других городских кладбищ, предназначавшихся со временем к уничтожению. С 1932 года ему стала принадлежать надвратная церковь. В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения. Тихвинская церковь Ново-Лазаревского кладбища была передана почте. В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры. Стоит также сказать, что в 1930-х годах на территории упразднённой Лавры разместились разнообразные мастерские, городская станция переливания крови и другие госучреждения, числом до 17-ти: аэроклуб, физкультурное общество «Спартак», овощехранилище, ЦНИИ "Прометей", а также общежития для рабочих и служащих ленинградских предприятий.

Фото Троицкого собора в 1947 году. Фотограф: Шимановский Сергей Гаврилович.Фото Троицкого собора в 1947 году. Фотограф: Шимановский Сергей Гаврилович.Фото Троицкого собора в 1947 году. Фотограф: Шимановский Сергей Гаврилович.

Свято-Троицкий собор возвращён церкви 5 апреля 1956 года, при нем образовался приход. Настоятелем собора стал правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии. 3 июня 1989 г. трудами митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) в собор были возвращены мощи св. Александра Невского. 14 сентября 1995 г. в Троицком соборе состоялось первое монастырское богослужение, а 3 ноября 1997 г. приходское собрание Троицкого собора было упразднено и собор получил статус монастырского.

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-17

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-18

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-19

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-20

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-21

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-22

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-23

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-24

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-25

Фото Свято-Троицкого собора. 9 мая 2018 г.Фото Свято-Троицкого собора. 9 мая 2018 г.Фото Свято-Троицкого собора. 9 мая 2018 г.

В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

В 1988 году началась комплексная реставрация Благовещенской церкви. До недавнего времени церковь не принадлежала Александро-Невской лавре. Мощи Александра Невского вернулись в Свято-Троицкий собор лишь в 1989 году, хранившиеся в запасниках Музея Религии и атеизма при Казанском соборе. В здании бывшей Тихвинской церкви, которую выстроили в 1869-1873 гг. по проекту петербургского архитектора Гребёнки Николая Павловича, разместили выставочный зал Музея городской скульптуры, который и по ныне там находится.

Что касается истории лавры в советское время, то после издания Декрета об отделении церкви от государства монастырь продолжил свое существование до 1932 года. После на территории лавры возникли различные организации и учреждения, во время Великой Отечественной войны в помещениях обители располагался военный госпиталь. На сессии ЮНЕСКО 7-12 декабря 1990 года было принято решение о включении ансамбля Александро-Невской Лавры в список Всемирного наследия. Официальной датой начала возрождения Лавры стало 25 ноября 1994 года, когда на заседании Священного синода под председательством Патриарха Алексия II было принято решение об открытии Александро-Невской Лавры для возрождения в ней монашеской жизни. Этим решением было положено начало трудному процессу возрождения обители, которая в тот момент еще практически не имела помещений для устройства насельников. По благословению митрополита Иоанна в Лавре, в 1995-м году, состоялось первое монашеское богослужение в Свято-Никольской кладбищенской церкви. Возрождение монашеской жизни в монастыре началось в 1996 году, после того, как ЦНИИ "Прометей" стал передавать монастырское каре (занимаемое им комплекс зданий) епархии. Митрополит Владимир (Котляров) в 2001-м году издал распоряжение об официальной передаче в безвозмездное пользование Лавры фактически уже занимаемые ею к тому времени здания Троицкого собора, Свято-Духовской, Феодоровской, Скорбященской и Исидоровской церквей, Феодоровского, Духовского и Семинарского корпусов. В 2002 году, 9 мая, на площади носящей имя Александра Невского был установлен конный памятник Александру Ярославичу, автором которого является скульптор Валентин Козенюк. По просьбе архимандрита Назария Государственный музей Эрмитаж возвратил в Лавру большое серебряное паникадило Троицкого собора 1791 года. В 2006-м году монастырю были переданы освобожденная «Прометеем» бывшая Исидоровская церковь-усыпальница, а также здание бывшей ризницы. Это позволило начать осуществлять планы по устройству общедоступной лаврской библиотеки и архива. В 2013 г. торжественно отмечалось 300-летие основания Александро-Невской лавры. Впервые после вызванного революционными потрясениями девяностолетнего перерыва, в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, прошел общегородской крестный ход по Невскому проспекту из Казанского собора в Лавру.

В начале 2020-х гг. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга передал Лавре Благовещенскую церковь: в марте 2021 г. — помещения верхнего этажа, в августе 2023 г. — помещения нижнего этажа. Ранее в здании церкви размещался Музей городской скульптуры, для него было найдено другое помещение. В 2023 г. в лавру из Государственного Эрмитажа была возвращена историческая рака, в которой пребывали мощи блгв. кн. Александра Невского. Серебряная гробница для хранения мощей св. Александра Невского была изготовлена по указу императрицы Елизаветы Петровны и находилась в Свято-Троицком соборе лавры. Для изготовления памятника было использовано около 1,5 тонн серебра. Гробница попала в Эрмитаж в 1920-е гг. Во время кампании по изъятию церковных ценностей советским правительством она была вскрыта, мощи были переданы в Музей религии и атеизма (их вернули из запасников музея в собор в 1989 г.), а гробницу хотели отправить на переплавку. Руководители Эрмитажа и Русского музея тогда обратились к правительству СССР, объясняя, что надгробие — памятник искусства, первое ювелирное изделие из серебра в России. Чтобы его спасти, Эрмитаж взамен отдал часть дублетов серебряных монет из своей коллекции.

После возвращения раку разместили в Благовещенской церкви на втором этаже — там же, где она стояла до того, как ее переместили в музей. 12 сентября 2023 г., в праздник перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского (1724), после Литургии в Благовещенском храме лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поместил в раку ковчег с частицей мощей святого князя.

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-27

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-28

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-29

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-30

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-31

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-32

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-33

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-34

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-35

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-36

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-37

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-38

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-39

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-40

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-41

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-42

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-43

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-44

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-45

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией.-46

Все фотографии выполнены автором этой статьи 9 мая 2018 года.Все фотографии выполнены автором этой статьи 9 мая 2018 года.Все фотографии выполнены автором этой статьи 9 мая 2018 года.

Если Вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы узнавать историю того или иного храма России.

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.