г. Тула. Церковь Рождества Христова (Николо-Зареченская, Демидовская). | Истории храмов России | Дзен
25 июляМадрид95,7K интересуютсяАмстердам174,5K интересуютсяИерусалим128,5K интересуютсяРыбинск153,6K интересуютсяКабардино-Балкария153K интересуютсяКучугуры52,2K интересуютсяТула171,5K интересуютсяДмитров68K интересуютсяГреция187,3K интересуютсяДжубга101,3K интересуютсяБарселона191,4K интересуютсяМюнхен102,9K интересуютсяКуба288,7K интересуютсяОренбургская область40,4K интересуютсяБурятия118,2K интересуютсяТомск144,8K интересуютсяФранция313,8K интересуютсяСеул182,2K интересуютсяБали335,8K интересуютсяРжев50,6K интересуются
ИСТОРИЯ ХРАМА. Николо-Зарецкий храм (Церковь Рождества Христова) в Туле – одна из выдающихся церквей, сохранившихся до наших дней, связанная с округой и духовными, и историческими корнями. Важнейшими вехами в истории Тулы, является возникновение в городе русских оружейников Кузнецкой слободы и деятельность представителей династии знаменитых российских предпринимателей Демидовых, многие из которых упокоены в здешней земле. Писцовые книги – надёжный и верный источник сведений по истории наших православных храмов. В Туле самые ранние письменные документы такого рода датируются 1587-1589 годами, ещё до появления Кузнецкой слободы. Она была основана в 1595-м по указу государя Фёдора Иоанновича: царь даровал землю для жительства тридцати кузнецам, знатокам оружейного дела, именуемым тогда "самопальными мастерами". Для них был выделен участок, окаймлённый с трёх сторон реками – Упою, Тулицей и Тростянкой. "Самопальники" и положили начало Кузнецкой слободе, благо получили немалые привилегии и льготы. Заниматься этим ремеслом здесь было выгодно, и к 1704 году численность цеха увеличилась до 750 мастеров, а 75 лет спустя достигла полутора тысяч. С 1820 года тульские "самопальники" официально зовутся "оружейниками". Разумеется, население новой тульской слободы нуждалось в духовном окормлении.
Почтовая фотокарточка с видом Николо-Зареченской церкви. Нач. ХХ века.Почтовая фотокарточка с видом Николо-Зареченской церкви. Нач. ХХ века.
В писцовых книгах ХVII столетия, в записях от 1625 года, упоминается летняя Никольская церковь и зимний, тёплый храм, освящённый в честь Рождества Христова. Они и стали предшественниками Николо-Зарецкой церкви, а в числе их прихожан значатся представители известной купеческой фамилии Демидовых. Туляки издавна именовали эту церковь как по основным алтарям – Никольский, Христорождественский, так и по местоположению – "за Упою рекою" или "в Казённой слободе". На исходе ХIХ столетия утвердилось официальное название – храм Рождества Христова "на Оружейной стороне", однако в обиходе Божий дом продолжали именовать и Николо-Зарецким, и даже Николой Богатым. В советском краеведении 1920-1930-х годов эта церковь часто именовалась "Николой Казённым" по имени слободы; в числе её редких названий (1930) – "Никола Зелёный", поскольку так были выкрашены её фасады.
Тридцатые годы ХVIII века стали порой радикальных перемен в духовной жизни слободы тульских оружейников. Две деревянные церкви было решено заменить каменным двухэтажным храмом. Его строили с 1729 по 1735 год в стиле петербургского барокко благодаря финансовой помощи Акинфия Никитовича Демидова, наследника знаменитого хозяина как металлургических заводов на Урале, так и оружейных предприятий в Туле. Новое здание имело два этажа: в тёплом нижнем обустроили престолы во имя святителя Николая Чудотворца и апостола Андрея Первозванного, а в летнем верхнем храме освятили престол в честь Рождества Христова. Есть предположение, что и деревянные предтечи нового храма были освящены так же: летняя – Никольская, а зимняя – Христорождественская, и к тому же у них был общий приход. Потому и сменившую их каменную церковь в народе называли и храмом Рождества Христова, и Никольским, что в Оружейной слободе. В честь храма был назван и тамошний Никольский переулок, который в 1924 году власти переименовали в Оружейный.
Со временем в Христорождественской церкви появился ещё один придел, освящённый во имя святого Тихона, Калужского чудотворца. Акинфий Демидов наряду с постройкой нового храма затеял и масштабные работы по капитальной реконструкции их родовой усадьбы в Кузнецкой слободе. Её начал ещё отец предпринимателя Никита, и потому у сына был ещё один резон к возведению храма: на церковном кладбище нашли свой последний покой отец и другие члены его семьи. Этот погост был обустроен возле одной из двух деревянных церквей, к северу от местоположения нынешнего Николо-Зарецкого храма; он оставался действующим до начала 1770-х годов. В его земле нашли упокоение почти все "самопальные мастера" Кузнецкой слободы, цвет тульского оружейного дела. После упразднения кладбища там установили памятный крест. Над могилой Никиты Демидова впоследствии был установлен медный саркофаг, богато инкрустированный бронзой, и воздвигнута часовня. Тогда же, в ХIХ веке, могила основателя династии тульских оружейников была утрачена, а при советской власти все захоронения в родовом демидовском склепе не раз вскрывали и разграбляли, так что пропали даже надгробья. По сведениям современных краеведов, в этой усыпальнице изначально находилось около 20-ти погребений, в том числе и детских. Впоследствии семейная усыпальница Демидовых в Николо-Зарецком храме стала частью музейной экспозиции и является сегодня единственным в России внутрицерковным захоронением первых представителей династии Демидовых.
Дом-музей династии Демидовых. Современное состояние здания.Дом-музей династии Демидовых. Современное состояние здания.
Демидовская церковь, как частенько именовали её в Туле, возводилась по традиционной структурной схеме российских православных храмов: от алтарной части с востока до западной области, центральной частью которой была колокольня. Однако на сей раз в привычный порядок вещей вмешалась всесильная стихия: в начале октября 1730 года новостройка церковной звонницы, предположительно возведённая над усыпальницей храмоздателей, обрушилась. Под тяжестью её конструкции провалились своды здания. К несчастью, полтора десятка человек погибло, и ещё девять получили тяжёлые увечья. Архимандрит Дионисий тотчас наложил запрет на служение в храме. Оно возобновилось спустя две недели по специальному решению Синода после настоятельной просьбы Акинфия Демидова. Чтобы подобной трагедии не повторилось, решили возвести новую колокольню по другую сторону Никольского переулка, отдельно от основного объёма. Над переулком от верхнего этажа Николо-Зарецкой церкви до звонницы провели крытую "железную" галерею, соединив таким образом здания храма и колокольни. Однако 2 мая 1779 года в тульском Заречье запылал огромный пожар, в ходе которого пострадал и Николо-Зарецкий храм: были разрушены верхний этаж, кровля здания и галерея, что вела на колокольню. Большой ущерб был нанесён и жилищам прихожан, поэтому им пришлось думать не о восстановлении церкви, а о ремонте своих домов. Собранных ими денег на ремонт храма не хватало, и пять лет спустя архиерей разрешил сбор пожертвований. Разумеется, в первых рядах меценатов были Демидовы, но при этом о Николо-Зарецкой церкви радели и другие состоятельные благотворители. В их числе были представители такой известной тульской семьи, как Баташёвы: Андрей и Иван Родионовичи немало сделали для восстановления Божиего дома. Вместе с ними Христорождественскую церковь возрождали оружейники Лялины и Коротковы; сохранились документы, свидетельствующие о том, что спустя столетие, в 1880-е годы, купец Аким Коротков служил старостой Христорождественской церкви Тулы. Помогали деньгами купцы Зверевы, Белоусовы и другие авторитетные люди города. Постепенно храм восстановили, и он засиял красками новой росписи.
В 1838 году перестроили придел, освящённый во имя апостола Андрея Первозванного. Спустя 22 года состоятельные прихожане вместе с протоиереем Иоанном Мясновским собрали необходимые средства и оплатили повторное золочение церковной главы. В числе других значительных новшеств на рубеже ХIХ-ХХ веков появился новый придел, который освятили во имя преподобного Тихона, Калужского чудотворца. На исходе столетия при Демидовском храме действовал приют, где жили обездоленные женщины (в 1898 г. открылись двери церковноприходской школы при храме).
В трагические для России и всей Европы год Первой мировой войны Николо-Зарецкую церковь огородили с южной и западной сторон: кованые решётки были установлены на белокаменные цоколи вдоль улиц со знаковыми для храма названиями – Никольского переулка и Демидовской. Год 1924-й стал знаменательным в жизни Николо-Зарецкого храма: он был внесён в список церквей и монастырей Тульской губернии, которые подлежали постановке на учёт в отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса). Это означало физическое сохранение храма от варварского разрушения. Семь лет пребывания большевиков у власти полностью лишили жителей Тулы каких бы то ни было иллюзий по поводу их обещаний. И если поначалу в государственном охранном списке городских храмов значились собор, 18 церквей и одна часовня, то уже к 1935 году он сократился до четырёх храмов. Среди них была и Богом хранимая церковь Рождества Христова. Меры по охране храмов в стране победившего пролетариата были не просто актуальны – жизненно необходимы.
Сразу после революции не только в Туле, но и по всей стране начались беззаконные экспроприации ценностей из православных храмов, фактически граничащие с откровенными грабежами. Однако большевики вместо того, чтобы пресечь беззакония, творившиеся с их молчаливого согласия, готовили масштабную кампанию по изъятию церковного имущества. И она грянула весной 1922 года. На исходе марта за 2-3 недели из церквей одной только Тулы, в том числе и Николо-Зарецкой, облечённые властью мародёры вывезли 9 фунтов и 28 золотников золота, а также 221 пуд 30 фунтов и 11 золотников серебра. Три года спустя здание Николо-Зарецкой церкви передали общине "верующих староцерковного течения", а уже в 1930-м власти начали всерьёз подумывать о закрытии исторического храма тульских оружейников. На его здание у чиновников имелись самые разные виды, но превалировала идея о передаче церкви Осоавиахиму, чтобы эта организация, предшественница современного ДОСААФа, устроила здесь свой Дом химической обороны. Только обращения верующих жителей Тулы во ВЦИК и его президиум способствовали отмене этого варварского плана, грозившего уничтожить всё внутреннее убранство и богослужебную утварь храма. Однако в 1934 году власти всё-таки взяли реванш. 13 августа повторным решением тогдашних "отцов города" церковь Рождества Христова была закрыта. При этом власти даже не позаботились о сохранности её имущества, на дверях был сорван замок, и в течение двух дней в храме бесконтрольно хозяйничали мародёры. Лишь тогда органы милиции опомнились и перекрыли доступ в опустевшее здание. Жалкие крохи уцелевшей церковной утвари были переданы в городской краеведческий музей.
Пришло время что-то решать с новыми хозяевами освободившегося большого комплекса построек. После долгих прений президиум Мособлисполкома, закрывший храм, решил передать его в ведомство "Автодора", чьи патриотические лозунги знакомы нам по сатирическому роману "Золотой телёнок", написанному Ильфом и Петровым за три года до закрытия тульского храма: "Все в Автодор! Наладим серийное производство советских машин! Железный конь идёт на смену крестьянской лошадке!" По замыслу чиновников "Автодор" должен был организовать в здании Николо-Зарецкой церкви свой Военно-учебный центр. Пока же суд да дело, храм решили приспособить в качестве амбара для хранения нового урожая зерна. Это нанесло внутреннему убранству огромный ущерб: уничтожили иконостас верхней церкви, разбили или повредили ценные паникадила невьянских мастеров, пропали чугунные престолы, жертвенники и даже надгробные плиты из усыпальниц. Документы тех лет бесстрастно фиксирует разорение и запустение, царившие в здании Божиего дома после смены очередных его "хозяев", а также новые планы по его дальнейшему "обустройству". На втором этаже была произведена побелка нижней части стен с частичным уничтожением живописи, которая счищена с тех мест, где краски облупились и осыпались. В склепе Демидовых надгробие Никиты Демидова 1725 года было убрано с прежнего места и разбито. Были сняты крест с навершия главного храма, а затем и оно само. Очевидно, властей прельстило высококачественное листовое демидовское железо, из которого были изготовлены эти детали. Нижний ярус колокольни и часть храма, где располагалась усыпальница Демидовых, были кощунственно отданы под жилой фонд. К счастью, избежал уничтожения демидовский некрополь, прожектерам не удалось надстроить третий этаж здания и "освоить" его величественную колокольню, поскольку хозяйничавшая на тот момент в здании автошкола попросту не нуждалась в этом высоком здании.
С 1 сентября 1937 года в храме, по некоторым сведениям, был оборудован пункт правительственной связи. Он находился справа от входа в алтарную часть, на глубине 7,5 метров. Колокольня Николо-Зарецкой церкви за годы советской власти пытались взорвать трижды, но всякий раз Господь отводил беду: то не просверлили нужные шурфы под взрывчатку, то просто забыли подвезти детонаторы, а на третий раз грянула война. Колокольня очень даже пригодилась военным. Когда в страну нагрянули гитлеровские полчища, на колокольне Николо-Зарецкой церкви постоянно дежурил наблюдатель, которого называли, как у снайперов, "кукушкой". Он неусыпно наблюдал, не летят ли самолёты противника бомбить Москву. В послевоенную пору здание Демидовской церкви в Оружейном переулке являлось собственностью райисполкома Зареченского района. В 1960-1980-е годы храм числился подведомственным отделу культуры Тульского горисполкома, и его арендовала база снабжения Тульского треста столовых, которая разместила в здании продовольственный склад.
Накануне Олимпиады-80 в Москве решено было провести реставрацию Николо-Зарецкой церкви. Но поскольку она проходила при отсутствии исходной проектно-технической документации, были допущены серьёзные просчёты, к примеру, фрагменты прежнего декора уцелели лишь на северном фасаде, прочая же лепнина была бездумно уничтожена. Также замуровали уличный вход в подвальное помещение с западной стороны трапезной. Позднее в храме проводились и другие работы, причём с разной степенью успеха. Реставрационные работы были проведены в 1994 году накануне юбилейных демидовских дат – 300-летия их первого металлургического завода и 250-летия со дня смерти А. Н. Демидова. При этом в отсутствии первичных чертежей и проекта здания разработчики использовали старинные фотографии и технические документы, которые нашлись в Государственном архиве Тульской области. Окончательно же храм Рождества Христова удалось восстановить лишь после того, как в 1999 году, накануне его престольного праздника, здание было возвращено Тульской епархии. Средства на возрождение храма в бывшей слободе славных оружейников собрали прихожане, причт и частные благотворители. Одних только грузовиков с мусором вывезли из храма с десяток.
Большую помощь и ныне продолжают оказывать потомки Демидовых – финансовую оказывает Михаил Александрович Демидов, духовную – Нина Григорьевна Демидова. Весной 2004 года храм обрёл долгожданный голос: на звонницу Николо-Зарецкой церкви подняли и установили семь колоколов, изготовленные в Воронеже по старинной технологии. Дар храму передал генеральный директор компании "Туларегионгаз" Сергей Очаков. Со временем удалось отреставрировать и нижний храм, были восстановлены все три его алтаря. С 2006 по 2008 год они были заново освящены, и Божий дом вновь обрёл былую целостность и благолепие. АРХИТЕКТУРА И ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО. Выдающийся тульский историк, патриарх местного краеведения первой половины ХIХ столетия Николай Фёдорович Андреев в 1856 году опубликовал уникальную книгу "Описание видов города Тулы". Признаваясь в любви к родному городу, он отмечал: "Бесспорно, что одна из лучших, красивейших в архитектурном отношении церквей, это – Рождество Христово, что на Оружейной стороне". Здание храма выстроено в канонах петербургского барокко конца ХVII – начала ХVIII века. Так полагали и дореволюционные краеведы, и искусствоведы Советской России, относя в справочнике "Вся Тула и Тульская губерния" от 1925 года саму церковь к бесспорным историческим памятникам, а её архитектуру – к "стилю старого Петербурга". Это относится и к декоративному убранству тульского храма, а композиционно его здание носит черты скорее дворцовой, нежели культовой архитектурной постройки. При этом Николо-Зарецкой колокольне более присущи черты ярославской архитектуры кон. ХVII-нач. ХVIII века.
Председатель Тульского отдела Общества сохранения памятников искусства и старины в России граф Юрий Александрович Алсуфьев, автор шеститомника "Памятники искусства и старины Тульской губернии", в 1914 году оставил следующее описание Николо-Зарецкой церкви: "Она выстроена под влиянием западного стиля 17-го века, причём детали колокольни (оконные наличники), несомненно, стоят в близкой преемственной связи с русским барокко конца 17-го века. Если зайти с северной стороны храма, где не режет глаз назойливый навес над подъездом южной стороны, вас поразит стройное благородство линий общей обработки фасада. Как изящны эти лёгкие гирлянды над окнами и декоративные пилястры, как хороша кованая решётка двери-окна второго этажа! Весьма удачна и окраска церкви – зелёное с белым. Великолепны два бронзовых паникадила в верхней церкви". Впрочем, можно расценивать главную составляющую колера этого храма и как нежно-салатовую, и даже фисташковую. Окраска придаёт нарядный, "столичный" вид его удлинённому двухэтажному симметричному зданию с повышенной средней областью. Завершает его четырёхгранный изогнутый купол с красивым фонарём под живописной главкой в форме изящной вазы. Подлинное украшение Николо-Зарецкого храма – его многочисленные окна прямоугольной формы. Они дополнены пилястрами, которые, в свою очередь, украшены фигурными капителями. Основной же купол, каплевидной формы и с башенкой-фонарём, имеет встроенные окна арочной формы, которые украшены изображениями ликов христианских святых. Оформление широких фасадов Николо-Зарецкого храма в духе петровского барокко довольно-таки сдержанное, но при этом вполне органично. Отличительная черта отделки наружных стен – обилие карнизов, играющих чисто декоративные функции. Декораторы фасадов здания применили рустовку стен нижнего этажа, а окна отделены друг от друга скромными вытянутыми рамками.
Колокольня, прежде украшенная часами-курантами, более позднего происхождения, нежели основной объём здания. Её строение в стиле суздальских и ярославских звонниц ХVII века представляет собой покоящийся на четверике высокий столпообразный и ступенчато убывающий восьмерик в отличие от шатрового типа, весьма распространённого в период строительства тульской звонницы. Примечательно, что аналогично устроена и Невьянская башня, которую Акинфий Демидов возвёл в этом уральском городке к 1725 году. Это позволяет сделать предположение об одном и том же, неизвестном ныне, зодчем, который мог строить оба здания для заказчика Демидова. В ХIХ веке "оркестр" звонницы тульской церкви Рождества Христова насчитывал 13 колоколов, крупнейший из которых был более четырёх тонн весом. Звонарь добирался до колоколов по металлической галерее, соединявшей место его службы со вторым этажом основного объёма. Ныне в звоннице установлены семь колоколов, каждый из которых изготовлен с тщательным соблюдением специальных старинных технологий литья. Управлять ими помогает современная электронная система "Электронный звонарь". С колокольне связан трагический случай. 3 октября 1730 года только что построенная колокольня, находившаяся над могилой Никиты Демидова, обрушилась. При этом пятнадцать человек погибли, девять получили увечья. После этого ужасного случая проект церкви изменили, и колокольню построили отдельно, на другой стороне Никольского (ныне Оружейного) переулка.
Оружейный переулок и обезглавленный храм в 1970-е годы.Оружейный переулок и обезглавленный храм в 1970-е годы.Колокольня храма в нач. ХХ века.Колокольня храма в нач. ХХ века.Основной объём церкви. Фото нач. ХХ века.Основной объём церкви. Фото нач. ХХ века.
Декор фасада колокольни. Фото выполнено 12 июля 2024 г.Декор фасада колокольни. Фото выполнено 12 июля 2024 г.
Внутреннее убранство здания церкви Рождества Христова отлично от большинства православных храмов, поскольку оно делится на два храма, верхний и нижний. В верхнем расположен главный престол в честь Рождества Христова, нижний содержит три алтаря: главный посвящён святителю Николаю Чудотворцу, а два других освящены соответственно во имя апостола Андрея Первозванного и во имя святых царственных страстотерпцев – Николая, Александры, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и Алексея. Важная часть внутреннего устройства тульской церкви – расположенный в подвальном помещении храма, под часовней, родовой некрополь радетелей этого храма, семьи Демидовых. Об этом свидетельствует надпись на мемориальной доске: "Здесь, в родной усыпальнице, покоится прах строителя храма, выдающегося русского предпринимателя, организатора металлургической промышленности Акинфия Никитича Демидова, 1678-1745, и его сына, создателя ботанического сада Григория Акинфиевича Демидова, 1715-1761". Есть в Николо-Зарецкой церкви и другие захоронения: перед приделом, слева от входа покоится один из настоятелей храма, протоиерей Иоанн Мясновский, и за стеной похоронена его супруга. А под престолом святых царственных страстотерпцев упокоен действительный тайный советник, генерал-адьютант его императорского величества Павла I кавалер Ромашев. Он скончался в Петербурге, но высочайшим повелением был захоронен здесь. О причинах этого информации нет, она утеряна за давностью лет. Вполне естественно, что храм, в обиходе нередко именуемый Демидовским, обустраивался с использованием их железа. Оно было положено на полах и ступенях как нижней, так и верхней областей здания; на железных плитах покоится и свод здания. При этом церковный свод интересен тем, что собирался и устанавливался без единого гвоздя, без заклёпок и без применения кузнечной сварки. Крепёж осуществлялся только в узловых участках всей внутренней конструкции здания, и потому сводов, устроенных по такой технологии, во всём мире существует считанные единицы, что отмечали и зарубежные специалисты, специально посещавшие тульский храм.
Интерьер Николо-Зареченского храма.Интерьер Николо-Зареченского храма.
Советский академик Генрих Людвиг описал в своих работах уникальную кровлю Николо-Зарецкого храма. По его сведениям, аналогичных стропильных систем во всём мире только три, а та, где нет крепёжных материалов, существует только в Туле. В этом смысле Николо-Зарецкий храм абсолютно уникален, а секрет столь удивительной сохранности его внутреннего устройства, наверно, весьма прост: 97%-ное, практически чистое, демидовское железо, в отличие от зарубежного, не ржавеет. Оно было исключительного качества, неслучайно за рубежом его даже называли "старым русским соболем". Во внутреннем убранстве храма немало объектов, к которым его настоятель, человек энергичный и трудолюбивый, с технической сметкой, лично приложил руку. Сразу после реконструкции здания настоятель храма, отец Виктор Матвеев собственноручно изготовил первый дубовый иконостас храма – "когда я ещё по дереву резал!" Благолепие внутреннего убранства своей церкви настоятель в буквальном смысле ковал сам. Например, лестницу, ведущую на второй этаж здания. При изготовлении её ворот отец Виктор руководствовался книгой архитектора Джованни Микелуччи "Металл в руках старых мастеров", а в качестве образца выбрал флорентийские ворота ХVIII века, периода строительства Николо-Зарецкого храма. И, конечно, украсил врата поверху демидовским гербом. Ныне дубовый иконостас работы протоиерея Виктора Матвеева заменён на более дорогой и роскошный, изготовленный из фаянса. Он приобретён на средства меценатов храма, многие из которых даже не проживают в Туле. Верхняя часть храма всегда считалась летней, поэтому изначально служить здесь в праздник Рождества Христова представлялось сложным. Однако проблема обогрева была решена с помощью полых колонн и системы дымоходов, устроенных в полах. Помещения отапливались стоявшими на улице печами, которые работали по принципу самовара – традиционной тульской знаменитости: чем выше труба, тем выше пламя, и тем теплее полы в храме. Как говорят сегодня в этой церкви: "Наши дедушки умели делать!"
Фото с видом храма 12 июля 2024 г.Фото с видом храма 12 июля 2024 г.
Все фотографии выполнены автором этой статьи. Если Вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы узнавать историю того или иного храма России.