Монастыри Русского Севера: какие обители и почему стоит увидеть своими глазами
Соловецкая монастырская обитель
Содержание статьи:
Спасо-Преображенскую мужскую обитель видел, конечно же, каждый из нас, потому как именно она изображена на пятисотрублёвой денежной купюре. В своё время трагическая судьба этого восхитительного места сыграла ключевую роль в истории нашей страны.
В наши дни Соловецкая обитель стала известнейшим религиозным центром для паломников, и неспроста – ведь даже те христиане, которым повезло не раз здесь побывать, всё равно уверены в том, что Соловки таят в себе множество секретов и интереснейших открытий.
Как правило, знакомство с островом начинается именно с монастыря – главной местной достопримечательности. И отношение к этой обители становится особенно восторженным, когда вспоминаешь о том, что это одновременно и монастырь, являющийся великолепным образцом древней архитектуры, и величественная оборонительная крепость, столетиями защищавшая Северные русские земли…
Однако познакомиться здесь следует не только с монастырём, соборами, Церквями, боевыми башнями и крепостями – внимание стоит уделить каждому камушку и каждому, пускай даже и невзрачному на вид, строеньицу – ведь всё это хранит в себе богатую историю этого поразительного места. Кроме того, не забудьте и о скитах, и о Ботаническом саде, и о Храме-маяке, и о музеях, и о каналах, и, в конце концов, и о прекрасной природе Соловков.
Кирилло-Белозёрский монастырь
Многие люди до сих пор не понимают, почему священноинок Кирилл, бывший настоятель Московской Симоновой обители, избрал своим приютом холодную и неуютную пещеру, располагавшуюся на берегу Сиверского озера.
Однако, согласно Преданиям, на эти дикие северные земли указала ему Сама Царица Небесная в тысяча триста девяносто седьмом году. Спустя время к священноиноку присоединились и последователи – так, мало-помалу, и образовалась Кирилло-Белозёрская обитель (в те дни называвшаяся Успенской Белозёрской).
В пятнадцатом веке этот монастырь сыграл значимую историческую роль – именно из-за него в России начался «золотой век русской Святости». В Белозёрскую обитель тогда «устремился духовный поток из Троицы-Сергия».
В Смутные времена Белозёрский монастырь остался единственной северной обителью, которую не удалось разорить интервентам. Кроме того, монастырь во все времена пользовался большой любовью русский правителей – например, Ивана Грозного. Однако при этом именно сюда ссылались все неугодные и опальные вельможи.
В тысяча девятьсот девяносто седьмом году часть территорий, принадлежавших обители, перешла во владение Вологодской епархии. Тогда же в Храме отслужили и первую Литургическую службу в память о преподобном Кирилле Белозёрском. Сегодня обитель продолжают активно восстанавливать, возвращая ей былое великолепие.
Троице-Гледенская монастырская обитель
Эта обитель была основана в давние времена, в конце двенадцатого столетия, одновременно с городком Гледеном. Таким образом, монастырь стал одним из первых христианских прибежищ на территории языческого Подвинья. Особым почитанием пользуется удивительный иконостас Гледенской обители – сегодня его считают одной из главных местных достопримечательностей.
Кроме того, этот монастырь может похвастаться не только своей давней историей, но и богатым, уникальным убранством, а также оригинальными для тех лет архитектурными решениями.
В тысяча шестьсот пятьдесят девятом году на территории обители был возведён из камня Троицкий собор – он отличался особой красотой и изящностью форм. Сегодня Троицкий собор стал музеем, и многочисленные туристы жаждут полюбоваться не только необыкновенным иконостасом, но также внутренним и внешним убранством самого Троицкого собора.
Успенский Трифонов монастырь
Эта обитель была основана преподобным Трифоном Вятским в тысяча пятьсот восьмидесятом году. Сам монастырь постепенно «вырос» из Благовещенского и Успенского Храмов, возведённых из дерева. Со временем все деревянные строения на территории обители были заменены каменными.
В тысяча девятьсот восемнадцатом году Трифонов монастырь закрыли, однако работа Успенского собора, тем не менее, не прекратилась – с тех пор он функционировал как приходская Церковь. Иноки Трифоновой обители были репрессированы, а освободившиеся помещения превратили в коммунальные квартиры, общежития, швейные фабрики, пекарни и мазутные котельные…
Но, к счастью, на удивительный иконостас дореволюционных времён можно полюбоваться и сегодня – он находится в Успенском соборе, который в то непростое время был отведён под архив.
Реставрацией обители всерьёз занялись в пятидесятые годы, однако не всё шло гладко – вскоре о монастыре снова позабыли и забросили. Реставрационные работы возобновили лишь спустя тридцать лет. А на рубеже восьмидесятых и девяностых годов монастырь снова открылся.
Спасо-Прилуцкий монастырь
Основателем этой обители был Святой Димитрий Прилуцкий – бывший ученик самого Сергия Радонежского. Появление этого монастыря отразилось на дальнейшем развитии целого региона, так как Прилуцкая обитель быстро превратилась в главный форпост Северной части русских земель. А весь секрет крылся в его выгодном местоположении – он находился на пересечении водных и наземных путей.
Долгие годы об обители трепетно заботились русские цари – они понимали, что Прилуцкий монастырь является очень важным военно-стратегическим и торговым пунктом. Однако это не помешало монашеской обители стать также и основным духовным центром для местных жителей – с ней связано и множество великих Святых подвижников, и огромное количество Православных Святынь.
К сожалению, двадцатый век стал для Прилуцкого монастыря роковым. Обитель была закрыта Советскими властями в тысяча девятьсот двадцатом году, а открылся монастырь лишь спустя шестьдесят семь лет. И только в тысяча девятьсот девяносто втором году Прилуцкая обитель была полноценно возвращена РПЦ.
Ферапонтов монастырь
Ферапонтова Белозёрская Богородице-Рождественская обитель – это и любимый многими христианами Православный монастырь, и объект, обладающей огромной культурно-исторической значимостью. Эта обитель считается одной из старейших на севере – основана она была Преподобным Ферапонтом аж в тысяча триста девяносто восьмом году.
Фрески для этого монастыря писались самим мастером Дионисием. Кроме того, именно здесь был заточён и низложенный патриарх Никон. Сегодня Ферапонтова обитель является одновременно и монастырём, и музеем.
Печенгский монастырь
В шестнадцатом столетии на дикой холодной земле, граничащей с Мурманской, инок Трифон обустраивал при Троицком Храме первые келии будущей монашеской обители. Как-то раз в одну из ветхих построек зашёл огромных размеров медведь, учуяв, по всей видимости, запах квасившегося там теста.
Трифон, увидев хищника, медленно приблизился к нему и запретил ему шевелиться, а затем велел уходить восвояси. С того дня ни один зверь больше не приближался к монастырю, не беспокоил монахов и даже не трогал оленей, принадлежавших обители.
Под конец тысяча пятьсот пятидесятых годов Трифон, оказавшись в Москве, был награждён Иваном Грозным – Царь вручил монаху особую грамоту, согласно которой Печенгская обитель с этих пор становилась оплотом русского государства на землях Крайнего Севера.
К сожалению, монастырь неоднократно разоряли, и иноки, переезжая с места на место, были вынуждены вновь и вновь возрождать его было величие. Сегодня Печенгскую обитель возрождают там, где она и возводилась изначально – на том самом месте, избранным для неё самим Преподобным Трифоном.
Борисоглебская монастырская обитель
Место для этой обители было выбрано Преподобным Сергием Радонежским. За время своего существования этот монастырь успел послужить людям и надёжной крепостью, защищавшей наши земли от западных недругов, и оплотом искренней, глубокой веры.
С Борисоглебской обителью связано имя великого инока Пересвета, павшего в Куликовском сражении. Кроме того, отсюда же давал своё благословение войску Минина и Пожарского и Святой Иринарх.
Особенно любили этот монастырь и многие русские правители – он казался им по-настоящему «домашним» и «близким сердцу».
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Читайте еще:
Кому и почему не надо уходить в монастырь?
Где жизнь легче: в монастыре или в миру? Чем жизнь в обители отличается от нашей 12 православных старцев наших дней Хочу пожить в монастыре. Какой выбрать? Советует батюшка