г. Вязьма. Женский монастырь Иоанна Предтечи. Церковь иконы Божией Матери “Одигитрия”. | Истории храмов России | Дзен
11 июля
Этот небольшой монастырь в Вязьме знаменит уникальным трёхшатровым Одигитриевским храмом; подобная ему, осталась в России лишь "Дивная" церковь Свято-Алексеевского женского монастыря, находящегося в Угличе. Великолепно отреставрированный и уникальный по архитектуре, храм, вознёс к небесам три шатра. Зайдите на территорию Святой Предтечевой обители, посетите её храмы, обойдите вяземский Одигитриевский "шедевр" со всех сторон, посидите в беседке рядом, полюбуйтесь полётом фантазии зодчих, впечатлитесь подвижничеством Петра Дмитриевича Барановского, чьими усилиями стало возможным это всё восстановить и сохранить потомкам. Как говорят современные архитекторы, Одигитриевская церковь в Вязьме – один из лучших памятников русской архитектуры ХVII в., облик которого определен тенденциями столичного зодчества 2-й четверти ХVII столетия. Многострадальная Вязьма, испытавшая на себе все превратности Смутного времени, в 1630-е годы начала привыкать к мирной жизни и заново отстраиваться. Блестящим памятником этого периода является Одигитриевская церковь Предтечева монастыря, возведённая на пожертвования царя Михаила Фёдоровича и его дяди. Появлению в Вязьме трёхшатровой Одигитриевской церкви, являющейся ныне одним из самых известных памятников храмового зодчества, предшествовало основание здесь монастыря во имя Иоанна Предтечи. В конце 1535 года в окрестности Вязьмы пришёл чернец Герасим, уроженец Переславля-Залесского, с учеником Симеоном. Место, избранное им для строительства кельи, на первый взгляд было не вполне удобно: неподалёку находился "притон" известных всей Вязьме буянов, предводительствуемых непутёвым отпрыском боярского рода Телепневых. Как сказано в Житии преподобного Герасима, "на месте том бысть сход корчемником и зернышком, и съезд разбойником, и душегубство велие, и убийство, и кровопролитие". Терпением и кротостью старец усмирил дебоширов. За несколько лет вокруг его кельи выросло иноческое общежитие, и в 1542 году Герасим, испросив у царя Ивана Васильевича и митрополита Московского Макария благословенные грамоты, основал монастырь. Бразды правления в нём он передал Симеону, а сам удалился в излюбленную им Болдину обитель.
Первый храм монастыря был деревянный Предтеченский. Строительство его велось, вероятно, ещё при преподобном Герасиме. А его ученик Симеон, управлявший монастырём около тридцати лет, возвёл ещё один – деревянный тёплый Вознесенский. У молодой обители был пока не тот "статус", чтобы обзаводиться каменными строениями. Хотя известно, что определённым вниманием со стороны сильного мира сего она пользовалась: в 1566 году её посетил Иван Грозный, а в 1598-м году – Борис Годунов, пожаловавший монахам 10 лавок в Вязьме, дом близ соборной церкви, рыбные ловли, пахотные и сенокосные угодья. Вскоре пришли бедствия, которых не ждали. В годы Смутного времени Предтечев монастырь был ограблен; отряды польских гетманов Жолкевского и Ходкевича растащили остатки ризницы и подожгли все деревянные здания. Распалённые, быть может, недостатками добычи (всё уже ограбили до них), они убили всех насельников обители. Восстанавливаться Иоанно-Предтеченский монастырь начал только после Деулинского перемирия, заключённого между Русским государством и Речью Посполитой в конце 1618 года. Возрождение принято связывать с посещением Вязьмы митрополитом Филаретом (Романовым), отцом царя Михаила Фёдоровича и будущим Патриархом.
В 1620-е годы положение обители оставалось, в сущности, незавидным. По Вяземским писцовым книгам 1627 года, в ней были "церковь Усекновения Главы Святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, древяна шатровая", "церковь Вознесение Господне состроена 1624 года стоит без пения и обвалилась", а также "колокольница в столбах досчаная". Братии считалось "игумен Данило да четырнадцать человек". В 1635 году началось каменное строительство в Предтеченском монастыре: на пожертвования царя Михаила Фёдоровича и боярина Ивана Никитича Романова в 1635-1638 годах был возведён соборный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия", с приделами во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (северный) и Симеона Богоприимца (южный). Любопытно, что ктиторы Одигитриевской трёхшатровой церкви находились между собой в сложных отношениях. Боярин Иван Никитич Романов по прозвищу "Каша" доводился родным дядей царю Михаилу Фёдоровичу. О церкви же, строенной на средства Романовых, обыкновенно говорится, что её поставили вместо сгоревшего Иоанно-Предтеченского храма. Однако непонятно, когда именно прежний храм горел. Ясно, что по возрождении монастыря в 1619 году вся его территория представляла собой сплошное пепелище, но к 1627 году, в нём имелся новый деревянный Предтеченский храм. Таким образом, пожар должен был иметь место уже в конце 1620-х – начале 1630-х годов. Можно предположить, что церковь сгорела в 1634 году, когда Вязьму в ходе русско-польской войны 1632-1634 годов заняли войска польского короля Владислава. Но точных сведений об этом нет.
Возведением Одигитриевской церкви в Предтечевом монастыре начался сравнительно благополучный период его истории. На протяжении второй половины ХVII века росло благосостояние обители, она обстраивалась каменными зданиями и обрастала земельными угодьями. По реформе 1764 года Иоанно-Предтеченский монастырь, отнесённый к Смоленской епархии, был причислен ко 2-му классу. Двести лет минуло с событий Смуты, и Смоленщине вновь пришлось пережить все ужасы 1812 года. С приближением французов многие жители Вязьмы покинули город. С ними ушли и монахи Иоанно-Предтеченского монастыря. В обители остались только престарелый иеромонах Иоасаф и послушник Иона. Храмы Вязьмы пережили нашествие двунадесяти языков с тяжелейшими потерями. Не стала исключением и Предтечева обитель. По свидетельству издания "Смоленск и его губерния в 1812 году" (Издание 1912 г.), "Свято-Предтеченский мужской монастырь был совершенно разграблен, разорён и опустошён. От зданий церковных и монастырских остались лишь обгорелые стены. Богатые оклады на иконах, утварь и ризница, царские грамоты и библиотека со всеми книгами и документами частью сгорели, частью были расхищены. Многие драгоценности монастыря, большое количество серебра и золота, спрятанные в соборной монастырской церкви Одигитрии в некоторых местах, отысканы и унесены; немногое из спрятанного уцелело". Таким образом, вернувшаяся в монастырь по окончании войны братия оказалась, как и двести лет назад, на пепелище. Нужно было заново обустраивать жизнь. Первой "исправили" тёплую Вознесенскую церковь. Одигитриевский храм стоял в развалинах до 1832 года, когда, наконец архимандрит Вениамин (Кетлеров), заручившись "помощью и усердием доброхотных дателей", приступил к его ремонту. Ремонт не обошёлся без переделок, приведших к искажению облика церкви. С запада к ней пристроили прямоугольную в плане трапезную, перекрытую четырёхскатной кровлей, а над приделами и алтарными апсидами появились ампирные фронтоны. В 1837 году перестроенный Одигитриевский храм заново освятили.
После Октябрьской революции Одигитриевскому храму, как и самому монастырю снова пришлось нелегко. В 1929 году власти расторгли договор с верующими на пользование храмами "бывшего монастыря", и на его территории разместилась спичечная фабрика, а после освобождения Вязьмы от фашисткой оккупации – пивоваренный завод. В уникальном трёхшатровом храме Смоленской иконы Божией Матери расположился в 1946 году Вяземский архив. Такое использование церкви, учитывая тогдашние реалии, нельзя назвать вопиющим, но беда в том, что к середине 1940-х годов она уже находилась в очень сложном состоянии, "убитая" не столько бедствиями войны, сколько безалаберной эксплуатацией советских хозяйственников. Научную реставрацию Одигитриевского храма произвели только в советское время, причём реставраторам очень помогли материалы исследований, проведённых П.Д. Барановским в Предтечевом монастыре ещё в 1912 году.
Одигитриевская церковь принадлежит к самым ранним памятникам русского узорочья. Эталоном этого стиля традиционно считается храм Троицы в Никитниках; его декоративное оформление во многом схоже с оформлением Одигитриевской церкви. Другой образцовый представитель русского узорочья – храм Рождества Богородицы в Путинках. Возвращаясь к трёхшатровому завершению Одигитриевского храма, отметим, что подобные решения верха церковных зданий связаны с планировочными изменениями четверика, происходившими в первой половине ХVII века. В этот период распространились бесстолпные, вытянутые по оси север-юг храмы. "Вытягивание" сообщало камерность храмовому пространству, приближало молящихся к иконостасу. Интересно отметить, что в ХIХ веке такая "интимность" уже казалась излишней и к основному объёму Одигитриевского храма в 1830-е годы пристроили трапезную часть, где и находилось во время службы большинство богомольцев. Существенной особенностью интерьера храма является центральный световой шатёр. Как отмечал историк архитектуры М.В. Вдовиченко, "среди трёхшатровых памятников ХVII в. средняя световая глава больше нигде не встречается, да и среди пятиглавых и трёхглавых посадских церквей такое решение – редкость". В 1912 году проведено исследование состояния Одигитриевского храма известным архитектором-реставратором П.Д. Барановским, материалы которого легли в основу реставрационных работ, проведенных в 1960–1980 годы.
Как мы видим, в фасадах широко применены лекальный кирпич, белый камень, зеленые поливные изразцы. Над асимметричным нижним объемом с пятью полукруглыми апсидами, выдвинутыми на одну прямую, поднимается верхний ярус четверика, вытянутый с севера на юг. Над тремя рядами некрупных килевидных кокошников почти вплотную поставлены в линию три стройных шатра, обильно декорированные мелкими кокошниками и другими элементами кирпичного узорочья, характерного для зодчества московского региона 2-й трети 17 в. Возможно, и боковые приделы, симметрично примкнувшие к храму, также завершались шатрами (сейчас горку кокошников над низкими приделами завершает главка). Симметрию прихотливой объемной композиции оттеняет асимметричное размещение наличников на северном приделе, где очелье заходит в один из килевидных кокошников, завершающих объем. Органичное богатство в силуэте и декоре восточной половины здания контрастирует с простотой квадратной трапезной, смещенной с его оси к северу и возведенной, видимо, в сер. 1830-х гг. (до 1832 г. храм 20 лет стоял в развалинах). Внешний декор этого низкого объема под крутой вальмовой кровлей намного строже, чем на храме, приделах и алтарях, хотя лопатки, плавно переходящие в архитрав над полочкой, делают строгий западный фасад довольно пластичным. Тогда же приделы получили ампирный облик: горку кокошников сменила полусфера кровли с тремя пологими фронтонами в основании; более крутые фронтоны возвели над приделами и алтарями. Ампирные формы исчезли при реставрации Одигитриевского храма, которая закончилась к 1994 г.
Стены храма расчленены парами полуколонн в нишах. Архитрав прерывается килевидными наличниками окон. В кокошниках первого яруса квадратные изразцы поставлены на угол. Под шатрами ребра восьмигранных барабанов украшены цепочками из дынек. Белокаменные резные дыньки входят и в рамочные обрамления окон. Ребра шатров подчеркнуты белокаменными гуртами. При величавой, уравновешенной и органичной объемной композиции интерьер кажется конгломератом затесненных помещений, не связанных единством движения. В храме сомкнутый свод прорезан световым кольцом средней главы. Трапезная внутри состоит из Г-образного основного помещения и двух близких к квадрату. Все они перекрыты коробовыми сводами с лотками. Под северо-западной частью трапезной находится подвал из пяти камер, в него ведет с западной стороны узкий сводчатый коридор. Все три помещения северного придела перекрыты полуциркульными сводами по линии запад-восток. Над южным крыльцом – полуциркульный свод с распалубками, над южным приделом – свод сомкнутый. Пространство храма было связано с трапезной арочными проемами. Такие проемы ведут и в апсиды под цилиндрическими сводами, переходящими в конхи. В сводах уцелели голосники. Интерьер Одигитриевской церкви не производит того впечатления, которого ждешь при взгляде на её снаружи. Четверик, представляющий собой в плане почти квадрат, затеснён, "задвинут" трапезной, связанной с ним низким арочным проёмом. Трапезная, в свою очередь, также кажется тесной, будучи разделена на две части. Помещения трапезной перекрыты коробовыми сводами с лотками. Вход в придел Симеона Богоприимца – с улицы. В Предтеченский придел можно попасть через трапезную.
Иконостас главного придела.Иконостас главного придела.
От старинного внутреннего убранства храма не осталось ровным счётом ничего. Убранство ХVII века погибло в 1812 году, а интерьеры ХIХ столетия не пережили богоборческой эпохи. Первое изъятие икон и утвари из Одигитриевской церкви произошло, как нетрудно догадаться, в 1922 году, под предлогом помощи голодающим, а окончательному разграблению она подверглась в 1929-м году, когда решением исполкома горсовета здания монастыря были окончательно отчуждены от верующих и переданы под хозяйственные цели. В 1929 году власти расторгли договор с верующими на пользование храмами "бывшего монастыря", и на его территории разместилась спичечная фабрика, а после освобождения Вязьмы от фашисткой оккупации – пивоваренный завод. В уникальном трёхшатровом храме Смоленской иконы Божией Матери расположился в 1946 году Вяземский архив, филиал Смоленского государственного архива. Такое использование церкви, учитывая тогдашние реалии, нельзя назвать вопиющим, но беда в том, что к середине 1940-х годов она уже находилась в очень сложном состоянии, "убитая" не столько бедствиями войны, сколько безалаберной эксплуатацией советских хозяйственников.
Фото 1900-1912 гг. Фотография в паспарту взята с сайта: pastvu.ruФото 1900-1912 гг. Фотография в паспарту взята с сайта: pastvu.ruФото 1941 г. с аукциона e-bay.deФото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Научную реставрацию Одигитриевского храма произвели только в 1962-м году, опытные реставраторы во главе с архитектором В. В. Петровым, которым очень помогли материалы исследований, проведённых П.Д. Барановским из села Шуйского Вяземского уезда в Иоанно-Предтеченском монастыре ещё в 1912-м году. Следующий этап рестарации памятника архитектуры приходится на 1975-1979 годы. Тогда Одигитриевским храмом занималась группа профессиональных реставраторов из организации "Росреставрация" Министерства культуры РФ во главе с ведущим архитектором Кравченко Романом Валентиновичем и реставратором Соколовым Дмитрием Сергеевичем (1947-2015).
Фото обоих храмов монастыря, в 1977-1979-х годах.Фото обоих храмов монастыря, в 1977-1979-х годах.
Третий этап реставрации храма иконы Божией Матери "Одигитрия" начался в 1999 году, завершившись в 2001 году освящением главного престола в честь иконы Божией Матери "Одигитрия" (12 августа 2001). В конце 2000-х годов реставрировались шатры церкви. 10 октября 2012 года состоялось Великое освящение церкви в честь иконы Божией Матери "Одигитрия" епископом Смоленским и Вяземским Пантелеймоном. В Одигитриевской церкви хранится одна из самых почитаемых икон России – образ иконографического типа Одигитрия "Путеводительница", Смоленская икона Божией Матери.
Уже, четверть века, Одигитриевская церковь, предмет гордости и восхищения вязьмичей, гостей города и паломников, входит в комплекс действующего Предтечева монастыря – как и задумывалось в далёком ХVII-м столетии, увы, безвестными средневековыми строителями. Правда, монастырь теперь не мужской, а женский.
Все фотографии выполнены автором этой статьи. Если Вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы узнавать историю того или иного храма России.