Великий пост в 2024 году: как подготовиться, даты и календарь питания
В этом году Великий православный Пост начнётся восемнадцатого марта, а окончится уже в мае, четвёртого числа. Соблюдать Великий Пост христиане начинают за семь недель до начала празднования Светлой Пасхи, в то время как сам Пост состоит из так называемой Четыредесятницы (сорока дней), и завершается Страстной седмицей – последней неделей, предваряющей Пасхальные праздники.
Четыредесятница была установлена Церковным Уставом в память о посте, который на протяжении сорока соблюдал Спаситель, а Страстная седмица – для почтения и поминовения последних дней земной жизни, страданий, казни и погребения Сына Божьего. Таким образом весь Великий Пост, с учётом Страстной седмицы, длится сорок восемь дней.
Кроме того, нельзя забывать и о четырёх подготовительных неделях, предшествующих Посту, а также и о трёх седмицах после его окончания, две из которых являются сплошными (под понятием “недели” в христианском понимании подразумеваются воскресные дни, а недели в привычном для многих из нас понимании именуются “седмицами”).
Для чего верующие люди соблюдают Великий Пост?
Содержание статьи:
Великий Пост – этой наиболее строгий и продолжительный пост для Православного человека. Соблюдая его, христиане стремятся к подлинному покаянию и готовятся к важнейшему православному празднику – Пасхе, или Светлому Христову Воскресению. Основу Поста составляют осознанные и добровольные самоограничения, совершенствующие дух. Во время Поста христиане воздерживаются от принятия определённых видов пищи, меньше времени посвящают суетным занятиям и стремятся очиститься от прегрешений.
Недели подготовки к Великому Православному Посту
Неделя, длящаяся с двадцать пятого февраля по третье марта, называется “неделей о мытаре и фарисее”. Этот период христиане считают особым подготовительным этапом, предшествующем Посту.
В храмах, в моменты Литургии, в это время засчитывается Евангельский отрывок о мытаре и фарисее, и мытарь в данном случае символизирует сердечно раскаивающегося грешника, а фарисей, напротив, лицемерного праведника, порядочного лишь внешне, но не сознающего собственной порочности.
Отрывок этот звучит следующим образом:
Данная притча задаёт верующим людям особое настроение на весь последующий Пост – она доказывает нам, что лишь слёзные молитвы и подлинная смиренность, а не показная фарисейская добродетельность, помогут нам заслужить милосердие Небесного Отца. Иными словами, только посредством горячих молитв и смирения мы можем прийти к осознанию собственных ошибок и, соответственно, к праведным переменам. Этот отрывок говорит о том, что каждый христианин должен подходить к Великому Посту с покаянными чувствами и усмирённой гордостью.
Особенности богослужений этой недели
В этот период времени к привычным нам богослужениям мало-помалу примешиваются песнопения, содержащиеся в Постной триоди (так называется сборник, включающий в себя все Великопостные гимны и молитвы). Кроме того, с этого момента Всенощное бдение, завершающееся чтением Евангелия, дополняется также и пением покаянного молитвенного обращения:
Неделя, начинающаяся двадцать шестого февраля и заканчивающаяся второго марта, называется “сплошной седмицей”.
В это время христианам дозволяется отдохнуть от постных ограничений. Касаются эти послабления даже среды и пятницы. На этой неделе верующие люди могут есть всё, что захотят, устроив себе небольшие “каникулы” перед дальнейшим духовным подвижничеством.
Третьего марта начинается “неделя о блудном сыне”.
В храмах в этот день зачитывается Евангельский отрывок, рассказывающий историю блудного сына, оставившего свой кров ради развлечений и веселья, но впоследствии осознавшего свою ошибку.
Данный отрывок звучит следующим образом:
Эта притча помогает нам помнить о том, что человек, хотя часто и бывает немощен и слаб, всегда может обрести прощение милостивого Господа – своего любящего Отца, ведь Бог никогда не отвернётся и не отторгнет от Себя собственное чадо, ищущее прощения.
Особенности богослужений этой недели
В день наступления недели о блудном сыне в церквях поётся Постная триодь, а в минуту утренней службы впервые возносится сто тридцать шестой псалом:
Он напоминает христианам о том, что каждый человек находится в плену у своих прегрешений, и что освободить себя из этого плена он может только посредством постоянной борьбы с ними.
Девятого марта верующим людям предстоит отметить Вселенскую родительскую субботу.
В этот период в Храмах возносятся молитвы об усопших, и с особенным тщанием молятся о тех, кто погиб насильственной смертью и не был после этого отпет должным образом.
Подобные богослужения совершают несколько раз на протяжении года, однако заупокойные молитвы в такие дни не печальные и горестные, но отмеченные радостью и надеждой на грядущее общее Воскресение.
Десятого марта начнётся “неделя о страшном Суде”, называемая также “мясопустной”.
Тема страшного Суда в данном случае связана с главной темой чтения Евангелия во время богослужения – в этот день читаются отрывки, рассказывающие о грядущем Суде как над живущими, так и над почившими. А мясопустной эта неделя называется потому, что Церковь в по прошествии этого дня не дозволяет христианам есть мясные продукты.
Само славянское слово “мясопуст” в дословном обозначении звучит как призыв к прекращению употребления мяса.
Особенности богослужений этой недели
В минуты Всенощного бдения в это воскресенье поют только Великопостные тексты, содержащиеся в Покаянном каноне Андрея Критского “Помощник и Покровитель…”. В этот же период завершается и подготовка к Великому Посту. Богослужения этой недели пронизаны чувством осознания того, что всем нам предстоит ответить перед Господом за всё, содеянное при жизни.
Неделя, длящаяся с одиннадцатого по шестнадцатое марта, называется “Сырной седмицей” или, проще говоря, Масленицей. В этот период христианин должен постепенно перейти от привычного образа жизни к Великопостному укладу, который каждый верующий человек определяет для себя сам – в этом вопросе стоит учитывать пол, возраст, болезни а также собственную профессию.
Особенности богослужений этой недели
На этой неделе в Церквях ежедневно возносят молитвы из Постной триоди. Литургию не служат в среду и пятницу, отмечая таким образом покаянную христианскую скорбь. В этот период в Храмах впервые читают молитву, написанную Ефремом Сириным – она же, по совместительству, является одной из главных Постных молитв:
Кроме того, песнопения этой недели напоминают верующим людям о грехопадении Адама и Евы, произошедшем из-за невоздержанности, а также восхваляют Великий Пост и его Спасительные духовные плоды. Этими чтениями Церковь напоминает нам и о важности совершения благих дел, в то же время призывая всех грешников покаяться, пока такая возможность ещё есть.
Какие продукты дозволяется употреблять в пищу в этот период?
Сырная седмица является сплошной, а потому христиане могут есть яйца, молочные продукты (сыр, сливочное масло, сметану и молоко), а также рыбные блюда. Однако мясные продукты употреблять уже нельзя, о чём говорит нам и само название данной седмицы.
Семнадцатого марта Православные люди отметят начало сыропустной недели, называемой также и “Прощёным Воскресеньем”. Сам обычай, призывающий христиан к прощению, был заимствован у подвижников древности. Тогда Великий Пост они проводили в пустынях, покидая города и монастырские обители ради уединённых и истовых молитв. И при этом ни один подвижник не был уверен в своём возвращении домой к моменту празднованию Пасхи.
А потому, перед отправлением в этот полный опасностей путь, подвижники, прощаясь друг с другом, одновременно прощали друг другу и все обиды. Ведь это путешествие могло стать для них последним в земной жизни, а потому они и стремились к примирению и сердечному прощению.
Во время богослужения в этот день зачитывается Евангельский отрывок, содержащий в себе часть Нагорной проповеди – здесь Спаситель учит нас прощать своих близких, ведь, в противном случае, мы не сможем заслужить прощения Господнего:
Особенности богослужений этой недели
После окончания вечерни в храмах служится чин прощения: в этот момент прихожане, беря пример с древних подвижников, прощают друг друга для того, чтобы встретить пост с миром в душе. В этот период в последний раз поют сто тридцать шестой псалом, а тексты богослужений все чаще напоминают христианам об основной цели прохождения Великого Поста, то есть о встрече Пасхальных праздников. Кроме того, на время вечерни батюшки надевают облачения чёрного цвета.
Какие продукты дозволяется употреблять в пищу в этот период?
Название сыропустной недели происходит от слов “сыр” и “отпускаю”, а потому в этот период, в последний раз перед началом Поста, дозволяется есть молочные продукты и блюда, содержащие в своём составе яйца. Мясо в это время есть уже нельзя.
В этот день многие христиане пекут блины с сырной начинкой и едят их вместе со сметаной или сливками. Кроме того, часто подаются на праздничный стол вареники, пироги с творожной начинкой или сырники.
Православные семьи в этот период садятся за стол ровно семь раз, таким образом отмечая количество Великопостных недель. Употреблять спиртное в этот день нежелательно, а остатками трапезы лучше всего поделиться с домашними животными или выбросить их. После этого батюшки рекомендуют хорошенько вымыть посуду и прибраться на кухне.
Подготовка к Великому Посту – советы священнослужителей
Батюшка Александр Ермолин:
“…Прежде, чем начинать поститься, возьмите на это благословение у священнослужителя – он сможет подсказать Вам, каким правилам надлежит следовать в тех или иных случаях. К примеру, христиане, обладающие слабым здоровьем, могут поститься, меньше ограничивая себя в некоторых моментах.
Кроме того, определённые послабления необходимы беременным и кормящим женщинам, болящим, а также людям, не имеющим возможности питаться индивидуально. Я говорю о тех случаях, когда человек находится на лечении в санатории, в учебном учреждении или в местах лишения свободы. Однако и в подобных случаях благословение у батюшки взять всё же следует”.
Протоиерей Александр Авдюгин:
“…Главное в вопросе Поста: не переоценить собственные силы. Не задавайтесь целями, которые в итоге окажутся невыполнимыми и, следовательно, навредят как телу, так и духу.
Ведь какой-то единой для всех меры в данном случае нет. Безусловно, существуют определённые общие правила и советы, к выполнению которых нужно стремиться, но, повторюсь – здесь нужно оценивать свои реальные возможности”.
Что можно есть во время Поста?
Невзирая на множество ограничений, питаться в период Поста нужно сбалансированно, руководствуясь при этом перечнем допустимых продуктов. Итак, христианину разрешается употреблять в пищу: плоды – любые овощи, фрукты или ягоды (как в свежем, так и в сушёном виде); зелень и все виды салатов; бобовые – горох, фасоль, чечевицу, сою и так далее; любые злаки и орехи; грибы; мёд; хлебобулочные изделия, не содержащие в себе яиц и сливочного масла; чёрный хлеб; растительные масла в дни, когда это дозволительно.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Также читайте:
Насколько важно поститься в среду и пятницу? Священник дал ценные пояснения
Что нельзя есть православным, даже не в пост? В Законе Божием говорится о том, что причащаться нужно один раз в пост. Как же поступать правильно? Благие дела или посещение храма: что важнее для христианина?