28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресение
Вербное воскресенье называют также Неделей ваий (ветвей), Неделей пальмовых ветвей, Неделей цветоносной. Сегодня мы окунемся подробнее в историю этого дня.
В вербное воскресенье Церковь вспоминает торжественный Вход Господень в Иерусалим, который описан во всех четырех Евангелиях. По случаю празднования еврейской Пасхи, в Иерусалиме собиралось большое количество народа. В числе прочих в город направился и Иисус, только что воскресивший Лазаря (день, предшествующий Вербному воскресенью – Лазарева суббота).
Чудесное воскрешение заставило людей поверить в то, что Иисус действительно Мессия. Такое отношению к Иисусу не понравилось иудейским первосвященникам, они захотели убить и Его, и Лазаря. Несмотря на все это, Иисус прибывает в Иерусалим – скромно, на ослике, тем самым исполняя ветхозаветное пророчество о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь». Встречают его восторженно, как истинного царя, и выстилают ему дорогу пальмовыми ветвями. Оказавшись в городе, Иисус отправился в храм и выгнал оттуда продающих и покупающих. Он опрокинул столы торговцев со словами:
«Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников».
Евангелисты подчеркивают, что тот факт, что до Христа никогда никто не садился на осла, говорит о ритуальной чистоте животного.
Более того, интересно, что изначально в Иерусалим все паломники входили пешими в знак почитания и уважения Святого города и храма. При этом, евангелисты, описывая события поездки Христа на осле в Иерусалим, говорят лишь о приближении Иисуса к Иерусалиму, но не о въезде в него. В Евангелии от Матфея написано: «И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?» (Мф.21:10). Однако не совсем очевидно, как Он вошел – верхом или пешим?
Также можем заметить, что прибытие Христа на осле является событием, похожим на ветхозаветное помазание Соломона на царство. В 3-ей Книге Царств, в первой главы рассказывается, что Соломона посадили на мула и повели к Гиону. И далее, когда Соломона помазали елеем на царство, народ возликовал: да живет царь Соломон! (3Цар.1:38-39).
Вербное воскресенье является двунадесятым праздником – одним из двенадцати важнейших православных праздников, не считая праздника Пасхи. Пасха, к слову, не относится к двунадесятым, а стоит обособленно среди других праздников. В этом году Вербное воскресенье выпадает на 28 апреля, Пасха – на 5 мая.
Вербное воскресенье не имеет предпразднества, но оказывается связано с Лазаревой субботой, бывшей накануне. В Лазареву субботу, когда вспоминается чудесное воскрешение Лазаря, на богослужении звучит тропарь, общий для Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, а на Всенощном бдении добавляется еще один. На вечернем богослужении в субботу происходит освящение верб (происходит оно также и утром в воскресенье).
По поводу того, почему в Вербное воскресенье используют вербу, объясняет священник Сергей Круглов. Так, он говорит, что освященная верба заменяет собой пальму. Веточки пальмы использовались народом, когда Христос въезжал в Иерусалим, но поскольку в России, из-за климата, пальмы – большая редкость (растут только в самой южной части нашей страны), то заменили пальмовые ветви на веточки вербы.
Но почему именно на вербу, а не на другое растение? Отец Сергей поясняет, что «это, пожалуй, единственное растение, которое к моменту довольно-таки ранней весны повсюду расцветает». Верба символизирует приход весны, но для нас, русских христиан, верба еще символизирует встречу Господа нашего Иисуса Христа.