darbogu

Почему Пасха – это не конец поста и духовных дел, а только начало?

0 11

Даже неверующие прекрасно знают, что весной христиане 47 дней держат Великий пост, и потом этот пост завершается праздником Пасхи. Но что же дальше? Ведь даже тем, кто давно ходит в церковь, кажется, что особый период церковного времени в году на этом закончен, и дальше все должно продолжаться уже как обычно.

Но пытаясь узнать, если ли еще какие-то значимые даты после Пасхи, христианин сталкивается с очень интересными вещами.

Он вдруг узнает, что на самом деле Пасха празднуется 40 дней, а не один. Он узнает, что после Вознесения Господня тоже ничего не заканчивается — есть некий период вплоть до дня Святой Троицы, который Церковь отмечает как важный.

Церковь нас призывает 40 дней поститься, быть в покаянии, в самоуглублении, в наблюдении за Господом Богом, сострадании Ему. А после Пасхи наступает пятидесятидневный период, называемый Пятидесятницей.

Это очень древний церковный период особого времени.

Да, после Пасхи есть еще один период, который почему-то многим неизвестен, но который тоже нужно соблюдать и чтить. Это время, когда мы должны заниматься чем-то особым, время, когда мы должны духовно трудиться.

Как духовно трудиться после Пасхи и что нужно делать?

Протопресвитер Александр Шмеман писал в одном из своих трудов:

Период Пятидесятницы до праздника Троицы — это время церковного года, с самых первых веков христианства заточенное под то, чтобы мы учились радоваться и радовались в этот период.

  • Радовались воскресшему Спасителю;
  • радовались тому, что Царство Божие пришло в этот мир;
  • радовались и ощущали состояние того, что мы приблизились к Царству Небесному.

Именно поэтому в древности в этот период нельзя было поститься.

Мы сейчас вновь будем поститься в среду — снова все возвращается на круги своя.

Отец Андрей Ткачев говорит, что мы должны успеть соскучиться по посту и в среду, наконец, начать это делать.

Но большинство из нас думают:

«Может быть, когда-нибудь потом?».

Если бы мы жили раньше, в первые века христианства, то вместе с возможностью быть казненными в любой момент за свою веру, мы бы получили возможность не поститься в эти 50 дней. Такая была тогда дисциплина, и она отражает смысл этого периода.

Также в эти 50 дней (и до сих пор) есть традиция не молиться коленопреклоненно. Есть разные мнения на счет того, можно ли вообще совершать земные поклоны в этот период.

Но ясно здесь одно: молиться, стоя на коленях, в эту Пятидесятницу не благословляется как минимум в храмах. Так что в церкви вы не увидите коленопреклоненных молитв.

Бывает, поется акафист в храме, и на последних строчках все стоят на коленях. Или говорят:

«Коленопреклоненно святителю Николаю помолимся»

и все встают на колени.

Так вот, до Пятидесятницы будет запрещено это делать.

Почему так? Потому что в этот период мы с вами переживаем Царство Божие, пришедшее к нам со Христом в этот мир, ощущение и радость от того, что мы спасены.

Христиане привыкли быть кающимися, бить себя в грудь, в чем-то себя обвинять, копаться в своих грехах, а многие даже полюбили все это делать. Но мы должны научиться и другому.

Если, например священник предложит в Пасху исповедоваться, то это будет странно, потому что на Пасху священник читает Слово огласительное Иоанна Златоуста, которое определяет в целом всю Пятидесятницу. В нем Иоанн Златоуст говорит:

Суть такова: пусть никто не плачет о грехах, давайте все радоваться, давайте ликовать, телец заколот, Христос принес себя в жертву за нас, Он предлагает быть вместе с ним, и давайте все радоваться.

А мы радоваться не умеем и порой сами создаем себе препятствия на своем духовном пути.

Препятствия к вере и радости: какими они могут быть?

Иногда мы сталкиваемся с «душной» верой. Иногда она живет в нас самих. И это даже не христианство.

В чем выражается «душное» христианство? В этом случае человек максимально погружен в себя, он отслеживает в себе мельчайшие проявления греховной природы. И не просто их отслеживает и сразу в них кается, а он зацикливается на них, начинает выстраивать причинно-следственную цепочку, ходит с листочком, куда записывает все свои мелкие прегрешения.

Он часто любит исповедоваться, чтобы облегчить свою душу, чтобы не было за спиной этих грехов. Такой человек много внимания уделяет правилам.

Можно даже назвать его фарисействующим.

Он старается соблюдать все, что только можно — все, что Церковь накопила за долгие годы, и часто не вникает в смысл того, что делает.

К примеру,

нельзя в эти 50 дней вставать на колени. Если кто-то в церкви сделает подобное, то вполне может от такого человека получить пинок. Ведь наказывающий думает, что человек, преклонивший колени, идет в ад, (из-за такого нарушения правил) и, значит, надо его поднять.

И происходит вот такой перекос.

Как еще это может выражаться?

Такие люди могут выгонять других людей из храма, потому что у них накрашены губы.

Такие люди могут не разрешить себе причащаться, потому что они чистили зубы и случайно cглотнули воды.

То есть внешние правила, на которые они уповают, очень сильно заслоняют для них смысл делаемого.

Такие люди, и это самое страшное, мало радуются. Есть и такое, кто запрещает себе причащаться, потому что считают, что недостойны делать это и слишком грешны. И иногда это не просто философия жизни, а еще и отсутствие переживания Евхаристии как радости, как встречи с Богом.

Такие люди воспринимают христианство как что-то не то, не совсем верно. В них

  • нет свободы;
  • нет легкости;
  • нет простоты;
  • нет той детскости, к которой нас призывает Христос.

В той или иной степени все мы этой болезнью заражены.

Но вещь в том, что мы должны в себе перерасти эту болезнь, это законничество, перешагнуть через него и вырасти.

Чему и как можно радоваться?

Радость в христианстве возможна, адекватна и уместна тогда, когда мы относимся к нашей вере очень серьезно и когда мы ее воспринимаем как ощущение, как переживание Царства Небесного.

Именно поэтому период Пятидесятницы так важен. Именно поэтому так важно учиться и в этот период работать над собой – думать об этом, читать, слушать.

Переживание Царства Божия и того, что Бог рядом

Что такое Царство Божие?

Царство Божие – это состояние человека, который находится рядом со Христом. У вас бывало такое, что вы кого-то очень сильно любите, и вы ощущаете, что вам хорошо с этим человеком, он для вас близок и дорог? И вот вы рядом с ним.

Как вы себя будете чувствовать рядом с ним? Вам наверняка будет хорошо. Можно даже сказать, что вы будете греться в лучах его любви, и сами ему эту любовь дарить. Вы будете его мысленно благодарить за то, что он такой хороший, что он так сильно вас любит. Вам будет хорошо рядом с ним и будет хотеться много времени проводить рядом с ним.

У учеников Христа, когда Тот уже ушел из этого мира и воскрес, такие случаи тоже были.

Однажды они шли в Эммаус и встретили какого-то человека, который завел с ними беседу. Они разговаривали о Христе, и ученики не знали, что он воскрес, они не верили в это особо. А этот случайный спутник утверждал, что так оно и есть, он даже привел примеры из Ветхого Завета.

И что-то им так хорошо стало рядом с ним, что они даже предложили ему поужинать вместе.

Они ужинают, преломляют хлеб, и ученики узнают, что это был Христос. И говорят:

«Не горело ли сердце наше рядом с ним?».

Или, когда на горе Фавор Петр и Иоанн говорили:

«Хорошо нам здесь, Господь».

И христианство, и Церковь – это возможность пребывания рядом с любимым Богом. С одной стороны, это попытка Его все больше и больше полюбить, а с другой – откликнуться на Его любовь и пребывать рядом с Ним, и ощущать эту радость и благодарность Ему.

Мы должны мерить свое христианство вот этим. Мы ощущаем это, мы стремимся к этому. У нас есть желание быть с Богом. И мы ощущаем, что нам хорошо рядом с Ним. Хорошо после молитвы, хорошо, когда мы отказались от греха, или мы согрешили, но слезно покаялись, или мы сходили в церковь, или мы причастились, или мы исповедовались.

Ощущение того, что Бог рядом, Он снова с тобой, вы вместе, вы близко. Есть ли оно у нас? Если оно у нас есть, то это замечательно.

А если у нас этого нет, если мы меряем наше христианство чем то другим – исполнением правил, внимательной борьбой со своими страстями, когда мы смотрим не на Бога, а на себя внутрь, желанием исправлять других, нелюбовью к Евхаристии. То вот это и есть то душное христианство.

За правилами мы не видим самого главного и не ощущаем радости, потому что невозможно быть счастливым от того, что ты исполнил правила. Это удовлетворяет какие-то наши внутренние греховные потребности.

К примеру, сделали все пункты списка, чтобы нервы были в порядке. И все вроде бы хорошо, вроде бы все исполнили. Но радости здесь мало. До конца все исполнить невозможно.

И есть обязательно какая-нибудь закорючка, соринка в нашем глазу, которая мешает нам проморгаться, и уж так мы переживаем из-за этой соринки, потому что слишком ищем вот этой чистоты.

Поэтому мы должны находить в себе ощущение радости пребывания с Богом, испытывать, переживать этот опыт.

А дальше наступает борьба. У некоторых людей есть борьба со страстями без переживания опыта Царства. Мы должны рассказывать о том, что сначала опыт переживания Царства, а потом уже борьба, которая тоже наступит.

Господь говорит:

Мы понимаем, что, если не будем себя сдерживать и свои мысли контролировать, то не будем рядом с Богом. Если будем грешить, то мы же от Бога отходим. Если мы не будем понуждать себя готовиться к Евхаристии, то не будем ощущать радости встречи с Богом.

То есть мы знаем, что там, в церкви, сейчас с ним встречаются все христиане. Но нам было лень подготовиться, лень красиво одеться и лень встать рано утром. И мы туда не пошли.

Если у нас не было опыта присутствия Бога, то мы попускаем себе иногда не ходить, а потом себя за это же и корим.

А если мы знаем, какой радости себя лишили, то, скорее всего, мы оденемся и побежим.

У нас будет борьба:

  • нам придется рано вставать;
  • нам придется покупать нищим хлеб (потому что не хочется проходить мимо);
  • нам придется себя сдерживать в мыслях и высказываниях;
  • и вообще, нам придется нашу жизнь строить по Евангелию.

Потому что мы хотим быть со Христом и хотим радоваться пребыванию рядом с Ним.

Радость – радостью, но как же быть со страданиями?

В этой жизни невозможно обойтись без страданий. Христианин ты или нет, верующий или неверующий, ты по-любому будешь в этой жизни в какие-то моменты страдать. Таков закон жизни.

И сам Христос – Бог, ставший человеком, – по-человечески пострадал. И всю жизнь страдал, и покинул этот мир, пережив очень серьезные страдания и испытания.

Поэтому от страданий нам никуда не деться. Мы можем попросить у Бога, чтобы какой-то части страданий не было. Он их уберет. Но какая-то часть страданий останется.

И порой даже их бы и не было, если бы мы не были христианами. Потому что Господь говорит своим ученикам:

Каков ответ христианства на это?

И это не то, что Христос избавляет от страданий. А то, что и в момент страданий, который бывает у каждого, Он держит нас за руку. Когда нам очень тяжело, если мы в этот момент со Христом, то чувствуем, что Он рядом. Когда случается горе, поддержка друзей является и вправду нам поддержкой. Кто-то деньги скинул, кто-то из них нам написал, кто-то готов прийти, кому-то мы можем позвонить, с кем-то увидеться, кому-то поплакаться.

Близкий, любящий нас человек всегда готов помочь. И мы ощущаем в огромной степени, что Бог, Он тоже рядом с нами. И это тоже дает нам возможность переживать страдания иначе.

Еще одна важная вещь в Пятидесятницу

Есть еще одна важная вещь, которой мы должны учиться в Пятидесятницу. Нам необходимо учиться тому, что самая главная цель нашей жизни – быть со Христом. И христианин старается в своей жизни дойти до такой степени, чтобы наша земная жизнь уже не казалась ему чем-то основным, главным, первостепенным.

Мы должны научиться жить не этой жизнью, а жизнью будущего века.

Да, в этом мире еще властвует смерть. Да, в этом мире еще есть болезни. Да, в этом мире еще есть неудачи, бедность, какие-то другие горести, проблемы во взаимоотношениях, но здесь мы уже причащаемся к тому будущему веку, где всего этого горя не будет.

Поэтому мы должны относиться к этому соответствующим образом.

Как апостол Павел. Он вел тяжелую жизнь, ему было очень плохо, тяжело и трудно, но Господь был с ним рядом. Тот же говорил, что хотел бы уже давно умереть и соединиться с Богом.

После окончания земного пути есть период успения, когда мы спим и еще не воскресли, и только потом воскресаем. Это и есть большое счастье и радость.

Поэтому странны те христиане, которые, когда всходит благодарный огонь (а есть поверье, что, если огонь не сойдет, то жизнь закончится), радуются, что будем жить еще один год.

Это может нас удивлять.

Чему ты радуешься? Радуешься тому, что Царство Небесное во всей полноте будет когда-то потом, а не в этом году?

И вот эти 50 дней – попытка полюбить Царство Небесное. Полюбить, и тогда наше с вами страдание, наша с вами земная жизнь уже будет окрашена совершенно по-другому.

Мы к болезням относимся не так, как святые. Мы к ним относимся как к скорби, тяжести. Мы говорим что-то типа:

«Убери от нас, Господи, это, пожалуйста».

Это естественное природное отношение к болезням.

А святые относились иначе и даже говорили, что это Бог их посещает. Потому что они видели в этом возможность приблизиться к Нему, отрешиться от земного, перестать так сильно любить свое тело, квартиру, дела закончить. То есть даже страдания могут быть превращаемы в победное шествие ко Христу.

Если все это подытожить, то 50 дней вплоть до Троицы – это время, когда мы призваны жить в особом режиме, когда мы призваны радоваться и ликовать Царству Божьему, пришедшему сюда к нам на землю через Христа, к тому, что Христос от нас не уходил, а сказал, что всегда будет с нами до скончания века, причащаться, искренне веруя и ощущая, что мы соединяемся с Богом, стараться смотреть не внутрь себя, а на Бога.

Если нас что-то отделяет от Бога, убирать это из жизни и снова смотреть на Бога. Читать какую-нибудь литературу, связанную с воскресением Христовым, с Пятидесятницей, с жизнью в Духе Святом, святых слушать, читать, изучать.

Стараться находить что-то более ликующее. Не покаянную аскетику, время которой уже, вероятно, прошло. Сейчас мы к другому призваны.

Никто пусть не плачет о грехах, – говорит Иоанн Златоуст.

Понятно, что, если согрешим, то поплачем и сразу же вернемся к Богу, ощутим, что мы снова с Ним.

Вот это Пятидесятница. Давайте мы будем этим заниматься.

Не забывайте молиться о тех, кому трудно. В нашем ликовании о Царстве Небесном давайте не будем забывать о нуждах тех людей, которым сейчас страшно, грустно, тяжело, больно. Будем делиться душевным теплом, молиться за них.

Но нужно при этом помнить, что все это пройдет. Небо свернется, как свиток. Будет новое небо и новая земля. И там мы будем вместе с Богом. И эти 50 дней – это время научения будущей жизни в Царстве Небесном.

Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊

Текст сделан на основе видео:

Читайте еще:

Причастие без поста: как готовитьсяСвятые места19 апреляКакие два слова нужно повторять, как можно чаще?Святые места12 февраля 2023Этот двухступенчатый метод поможет легко пройти пост. Объясняем, что надо делатьСвятые места9 апреля«Посты не сделают из нас праведников или подвижников»: батюшка о том, кому и зачем на самом деле нужно пощениеСвятые места25 марта

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.