Будет ли являться грехом желание похвастаться?
Для начала мы должны понять, что подразумевается под хвастовством.
Хвастовство – это чрезмерное восхваление или приписывание себе каких-либо качеств, свойств, поступков, действий и т. д., чтобы возвысить себя в глазах окружающих (в том числе, и своих).
В наше время хвастовство приобретает невиданные формы из-за развития соцсетей и интернета. Во всемирной паутине нередко люди выкладывают в больших количествах свои фотографии, сопровождая их разными хвастливыми комментариями. Делиться с людьми своей жизнью – нормально, но делать это с особой страстью, чрезмерностью, особым вниманием к своей персоне – это настоящее хвастовство. Но грех ли это?
Об отношении христианства к хвастовству мы можем узнать, как минимум, из Нового Завета. Во всеми известной Притче о фарисее и мытаре Христос учит: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). Это относится и к хвастовству: если постоянно и много хвастаться, то недовольство возникнет и у Господа, и у людей.
О хвастовстве мы можем найти мнения святых отцов Церкви. Например, Григорий Богослов считал, что «одним только хвалится хвалящийся – тем, чтобы разуметь и усердно искать Бога». Остальные же качества и свойства, которыми любят хвалиться люди (красотой, славой, силой, юностью и т. п.) не прославляются в православии. То есть, Григорий Богослов считает, что не только хвастаться, но даже просто хвалиться о таком не принесет пользы.
Протоиерей Андрей Ткачев, говоря об опасности хвастовства, обращается к 39-ой главе Книги пророка Исаии. В ней мы можем прочесть о том, как Вавилонский царь, Меродах Валадан, прислал к иудейскому царю Езекии письмо и дары. Езекия очень обрадовался послам и стал им показывать свои сокровища и дом, и «ничего́ не оста́лось, чего́ не показа́л бы им Езеки́я в до́ме своем и во всем владе́нии своем» (Ис. 39:2). Вскоре пророк Исаия пришел к Езекии и спросил, кто эти люди, откуда они, что видели в доме Езекии; Езекия ответил, что эти люди пришли к нему из Вавилона и видели все, что есть у него в доме. Исаия в ответ передал слова Господа о том, что все, что есть в доме Езекии и что видели люди из Вавилона, будет унесено в Вавилон – ничего не останется. Сыновья Езекии, как сказал Господь, будут евнухами во дворце Вавилонского царя. На что Езекия отвечал: «Благо слово Господне, которое ты изрек».
Хвастовство Езекии привело к плачевным последствиям, однако он принял слова Господа смиренно. Праведный Езекия, к слову, почитается как благочестивый иудейский царь.
Протоиерей Андрей Ткачев говорит о том, что привычка жить напоказ очень распространена в наши дни. Людям хочется рассказать о своей жизни, успехах и достижениях. Популярную социальную сеть (запрещенную на территории Российской Федерации) он называет "ярмаркой тщеславия", где каждый пытается выставить напоказ свои поездки за границу, новые вещи, походы в дорогие рестораны. Ткачев называет подобную "жизнь нараспашку" дуростью, и говорит о том, что она заканчивается рабством разных форм (рабством в привычном понимании слова, рабством духовным, государственным).
Итак, мы поняли, почему хвастовство является грехом. Но является ли грехом желание хвастаться?
Всякий грех начинается с помысла. Протоиерей Феодор Бородин говорит о том, что если мы ловим себя на мысли и осознаем ее греховность, но не отгоняем от себя, то это будет грехом, то есть грешной мыслью.
Если мы осознаем греховность мыслей, и при этом не только не отгоняем их, но и начинаем им поддаваться и размышлять об этом, мечтать, то это будет уже следующей стадией греха – пленением. После пленения следующая стадия – грех делом. Правильнее всего при осознании греховности своих мыслей вовремя их отогнать, не поддаваясь искушению. Только так можно избежать греха.