Что означает выражение “впасть в прелесть”?
В современном русском языке слово "прелесть" имеет положительную окраску. Однако происходит оно от старославянского "льсть" (лесть), что означает "обман, заблуждение".
Изменение значения происходит при известном русском писателе – А. С. Пушкине. Даже он употреблял слова "прелесть" и "прелестный" в двух значениях: «во лжи прелестной обличу» (первоначальное значение слова), «еще ты дремлешь, друг прелестный» (новое значение, с положительной окраской). К слову, приставка "пре-" в первоначальном значении слова означала превосходную степень лести: "пре" (превосходная степень) +"лесть" (обман, заблуждение).
Так, слово "прелесть" в привычном нам значении имеет положительный оттенок, и когда мы хотим сказать о ком-то или чем-то хорошем, мы говорим "прелестный". Однако в духовной сфере слово "прелесть" имеет совершенно иной смысл, негативный.
Прелесть – это ложное состояние души, когда человек как бы "льстит себе" тем, что он особенный, обладает особой святостью или расположением у Господа. Состояние это имеет бесовскую природу, причем "впадает в прелесть" человек не столько из-за бесов, сколько из-за своих страстей: гордыни, тщеславия. И это очень опасное состояние, очень тонкое, поскольку человеку в реальности кажется, что он действительно особенный и святой, что крайне часто считается ошибочным.
Отвечая на вопрос о том, что означает выражение "впасть в прелесть", иеромонах Иов (Гумеров) обращается к Книге Бытия. Так, в 13-ом стихе 3-й главы мы видим следующее: «И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела». Здесь слово "обольстил" означает обманул.
В книге Второзакония мы также видим слово с корнем "лесть" в негативном значении: «и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну, и звезды, и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им <…>» (Втор. 4:19). Иеромонах Иов (Гумеров) обращается также к словам нашего Спасителя, который предостерегал нас от прелести:
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мк. 13:5).
Как объясняет священнослужитель, термином "впасть в прелесть" определяют такое состояние человека, при котором его обманывают бесы. Обман происходит хитро и аккуратно: под видом добра и истины происходит внушение ложных мыслей. От этого опасного состояния можно избавиться путем скорбей. Священнослужитель также говорит, что в этом состоянии находятся люди, которые долгое время живут во грехе без покаяния. Противоядием от прелести он называет смирение.
Протоиерей Максим Первозванский предостерегает от состояния "прелести". Так, он говорит, что впасть в прелесть человек может незаметно, и зачастую происходит это из-за того, что в нем скрыта гордыня и тщеславие. Впадающий в прелесть обычно гордится своей верой, сравнивая себя с другими людьми и полагая, что он достоин больше, и тщеславится, когда воспринимает некие переживания как духовные и необходимые, когда мнит себя высокодуховным.
Распознать это состояние в самом себе сложно, поэтому священник рекомендует, в первую очередь, не возвеличивать себя и свое состояние, а смириться, считать себя обычным человеком, к которому Господь относится так же, как и ко всем, и не требовать от Него и других особого отношения. В крайнем случае, можно обратиться к своему духовному наставнику, который даст нужный совет.
Протоиерей Василий Вольский говорит, что существует множество признаков того, что ты начинаешь впадать в прелесть:
- уверенность в своей правоте;
- желание всегда настаивать на своем;
- нежелание слушать других;
- пренебрежение к начальству и власти;
- увлеченность своими снами;
- привычка брать подвиги не по силам.
Протоиерей говорит, что все мы находимся в прелести, но существуют крайние состояния.
Святитель Игнатий Брянчанинов давал следующий совет для тех, кто желает уберечься от прелести: нужно понимать, что ты в ней находишься.