Что такое “порча” в церковном понимании?
В народе под словом "порча" понимается негативное духовное воздействие, причиняемое недоброжелателями посредством ритуалов. Различают порчи на болезнь, одиночество, красоту (то есть на отнятие красоты), на разлад в отношениях и даже на смерть. Люди часто боятся порчи, но как к этому относится наша Православная Церковь?
Церковь признает действенность и опасность колдовства. Но важно помнить, что действуют колдуны и гадалки не своими собственными силами, а силами бесов, за помощью к которым они и обращаются. Бесы, падшие духи действительно могут навредить человеку. Получается, нам следует опасаться порчи или сглаза?
На самом деле, нет. От негативного влияния бесовских сил может защитить Господь, поэтому, если мы приняли Святое Крещение и не отдаляет себя от Бога тяжкими грехами, принимаем Его в своем сердце, живем в согласии с Ним и доверяем Ему, то никакие бесы не смогут подойти к нам. Какой-то недоброжелатель, конечно, может попытаться навести на нас порчу, но Господь, под защитой которого мы находимся, не позволит этому свершиться. Опасность подстерегает лишь тех, кто не хочет принимать Господа и Его защиту.
Преподобный Макарий Оптинский (Иванов) пишет, что «на право живущих и волю Господню творящих враг не имеет силы подействовать». Он также объясняет, что уж если враг целым легионом не смел войти в стадо свиней без позволения Господа нашего Иисуса Христа, то уж человеку он тем более не сможет причинить вреда, разве что в том случае, когда Господь попускает это, чтобы испытать веру человека, или же в наказание за грехи.
Обратимся к упомянутому фрагменту из Нового Завета, когда Иисус изгонял бесов.
Итак, Евангелие от Марка, глава 5. Иисус приходит в страну Гадаринскую, где Его встречает человек, "одержимый нечистым духом", которого никто не мог укротить: его сковывали оковами и цепями, но каждый раз одержимый разрывал цепи и разбивал оковы. Днями и ночами он кричал и бился о камни. Увидев Иисуса, одержимый бросился к Нему и поклонился, обратившись со словами:
"Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!".
Иисус повелел нечистому духу выйти из человека и спросил его имя, на что получил ответ, что имя ему легион, потому что их много. Бесы просили Иисуса, чтобы тот не высылал их из той страны вон, а после попросили позволения войти в стадо свиней, которое паслось при горе. Иисус позволил. Бесы вошли в свиней, и тут же стадо бросилось с обрыва в море и потонуло (Мк. 5:1-13).
Здесь мы можем наглядно видеть, какую власть имеет Господь над бесами, поэтому людям, пребывающим во Христе и живущим под Его защитой, опасаться нечего.
Преподобный Макарий Оптинский пишет, что если Господь не попустит ("не попустит" – то же, что не допустит), то ничего плохого не случится, а ежели попустит, то того не избежать. Он учит, что следует пытаться отсечь от себя вину, за которую Господь попустил, что с нами что-то случилось. То есть, нужно не искать виноватых в своем несчастье, а попытаться понять, за что нам это дано, за какой грех или грешное качество, и постараться избавиться от этого. Нужно также уповать на Промысл Божий и доверять Господу.
Вместо слова "порча" в Церкви используют понятия "одержимость", "беснование", "приражение". При этом, как объясняет архимандрит Иов (священник Афанасий Гумеров), одержимость не возникает просто так, причиной этому является грех. Получается, что человек, живущий по заповедям Божьим, бесов бояться не должен. Священнослужитель учит, что боязнь бесов, так называемая бесобоязнь, – признак нездоровья души. Страх должен быть лишь перед Господом.