В чем разница между суждением и осуждением?
Господь сказал всем нам: "Не судите, да не судимы будете" (От Матфея, 7:1). Известно, что осуждение – это грех, причем такой, которому подвержено огромное число людей. И зачастую мы даже не замечаем в своих разговорах, как кого-то осудили… Осуждать – нельзя, но выносить суждение – можно. Так в чем разница?
Содержание статьи:
- 1 Господь сказал всем нам: "Не судите, да не судимы будете" (От Матфея, 7:1). Известно, что осуждение – это грех, причем такой, которому подвержено огромное число людей. И зачастую мы даже не замечаем в своих разговорах, как кого-то осудили… Осуждать – нельзя, но выносить суждение – можно. Так в чем разница?
- 2 Дорогие братья и сестры! Священник Евгений Подвысоцкий, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери ст. Ясенской Краснодарского края, ежедневно совершает молебны. По праздникам совершаются Богослужения. Если у вас есть молитвенные нужды, то пишите записки о здравии и об упокоении ваших близких на WhatsApp!
Слова эти очень похожи между собой, но суть в корне отличается. Человек как существо разумное и обладающее свободной волей, не может не выносить свое суждение об окружающей действительности.
Например, когда человек идет в магазин и выбирает какой-то товар, он не хватает первое попавшееся с полки, а рассуждает – какой товар ему подходит по цене, сроку годности, составу, вкусу, производителю и так далее… Это – суждение, то есть, акт мышления. Здесь может быть и осуждение – товар плохой, просроченный, не такой и т.д. Это простейший пример, который показывает, что полностью отделить личность человека от процесса суждения и в какой-то мере – осуждения – невозможно.
Но вот если один человек выносит свой суд о другом, говорит плохо, сплетничает, обсуждает, оскорбляет, тыкает пальцем в чужие грехи, недостатки и т.д. – это уже большой грех и так делать нельзя! Да, мы можем знать грехи того или иного человека, но нужно молчать, не распространяться об этом и сказать самому себе о том, что я не имею права судить других.
"Например, мне предлагают делать с человеком бизнес. А я знаю, что он вор, негодяй и сребролюбец. Я не буду с ним делать бизнес. Я знаю, кто он, и на основании своего знания я моделирую свою деятельность. Я не делаю с ним чего-то, но я не произношу вслух суда над ним. Я с ним не пойду. Почему – не ваше дело. В данном случае я совершаю внутренний суд, но не произношу осуждения. Мы не можем не судить: меньше – больше, громче-тише, тепло-холодно… Но если ты будешь вслух произносить негативную информацию, то это будет грех, конечно", – пояснил протоиерей Андрей Ткачев.
То есть, человек может выносить некое суждение о происходящем вокруг него, оценивать, что хорошо, а что – плохо, но нельзя судить другого человека и говорить, что вот он грешник, не спасется, будет гореть в аду… Этот суд – не наша мера, а Божия!
Дорогие братья и сестры! Священник Евгений Подвысоцкий, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери ст. Ясенской Краснодарского края, ежедневно совершает молебны. По праздникам совершаются Богослужения. Если у вас есть молитвенные нужды, то пишите записки о здравии и об упокоении ваших близких на WhatsApp!
Рассуждение нам дано не просто так, мы должны его использовать. Опираясь на опыт взаимодействия с окружающими, на их поступки, сами для себя мы вполне решаем, можем ли мы с этим конкретным человеком строить какие-то отношения, работать вместе, доверять, крестить детей, идти в разведку и т.д.
В этом смысле совершается суждение, но тайное, внутреннее, на основании которого человек понимает, как можно или нельзя взаимодействовать с окружающими, он как бы делает выводы. Но если мы обсуждаем кого-то вслух, смеемся, говорим гадости, обзываем, сплетничаем, выносим свой суд о человеке вслух, да еще и в присутствии других, то мы нарушаем заповедь и грешим.
"В мире человек должен действовать. Действует человек на основании суждений. Суждение совершает различение: хороший-плохой, большой-маленький… Мы обязаны судить. Мысль – есть суд. Но произносить вслух мы не имеем права. Потому что судья – Бог . Вот такую тяжесть нам дал Господь", – сказал протоиерей Андрей Ткачев.
Господь ожидает от каждого из нас ответственности за свои поступки, слова и действия. Мы должны думать сами о том, как мы строим свою жизнь, как взаимодействуем с другими, что о них говорим… У нас нет миллиона инструкций на каждый шаг. Но есть главное руководство – Евангелие. И нужно всеми силами стараться жить в согласии с тем, что заповедовал нам Бог!
Помоги Господь!