Что такое «созависимость»? Существует ли она? Иеромонах Прокопий (Пащенко)
Вопрос к батюшке:
Существует ли созависимость на самом деле или это какое-то новомодное слово?
Отвечает иеромонах Прокопий (Пащенко), насельник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря:
Скажу кратко, по поводу данного вопроса, я подготовил некую подборку, включающуюся лекции и тексты. Их можно найти, набрав в поисковой строке: «Справедлива ли концепция созависимости: лекции и тексты иеромонаха Прокопия».
Можно предположить, что эта теория является ложной. Ведь она возникла в атомизированном западном обществе, где люди уже утратили какие-то смысловые вертикали, которые позволяют им наладить конструктивное взаимоотношение друг с другом. Но это общество там, где увольняют с улыбкой. И термин этот предполагает, что вследствие того, что в семье появляется зависимость, остальные члены семьи деформируются.
Но в чём стоит ошибка? Что люди деформируются не столько потому, что появился какой-то зависимый член семьи, сколько потому, что у остальных членов семьи не было какой-то здоровой картины мира. Не было понимания, для чего они живут.
Например, давайте вспомним историю концентрационных лагерей. Некоторые люди, попадая в лагеря, сохраняли то качество, которое сейчас называют субъектностью. То есть способность поступать в соответствии с каким-то внутренним принципом, а не в соответствии с тем, к чему тебя толкает окружающая обстановка.
Если люди кругом теряют человеческий облик, отнимают у друг друга еду, то человек, у которого развитое качество субъектности, он понимает, что он не должен отнимать у другого еду. Потому что в таком случае я деградирую, теряю свою связь с Богом. Я морально падаю всё ниже и ниже. И вот те люди, которые падали морально, они погибали.
Люди же с таким качеством субъектности не теряли себя как человека. А вот если у человека нет вот этого качества, нет понимания, для чего он живёт, нет каких-то здоровых навыков взаимоотношения с ближними, то он неизбежно всюду будет страдать. В каких-то проблемных ситуациях, если назовут обидным словом, он будет об этом сутками думать.
Соответственно, задача состоит не столько в том, чтобы человека оторвать от контакта с родственником, который его мучает и издевается, а дать человеку стержень, чтобы он мог научиться в этой ситуации ориентироваться.
Может быть, действительно, некоторые ситуации приводят к тому, что человека нужно изолировать. К примеру, если возникают угрозы в жизни детей, когда пьяный папа кидает с ножом. Но если ситуация не стала столь критична, нужно вкладывать в самого человека, поднимать его уровень, и тогда он сам разберётся.
В этом смысле можно почитать женщинам книги, которые написаны авторами-женщинами, которые прошли концентрационные лагеря. К примеру, Ольга Адамова-Слиозберг написала автобиографическую книгу «Путь». Хоть она там ничего не пишет о вере, но хотя бы она пишет с позиции человеческой. Ну, что делать, в те годы многие люди были неверующими, но многие люди сохранили вот эту человечность в себе. Верующая женщина Ефросинья Керсновская написала книгу «Сколько стоит человек».
Эти люди оказывались в невероятно сложной ситуации, где вообще непонятно, как нужно поступать. Где жизнь ломала ежедневно, но почему-то они не сломались.
Развитие вот тех качеств, которые мы встречаем у этих женщин, выводит человека из проблемы. Помогает найти какой-то свой путь.
А вот попытка просто эту женщину отсечь от пьяного мужа приводит к чему? Допустим женщина с ним развелась. Но если она осталась на каком-то своем уровне, то она тут же находит какую-то другую проблему.
Она начинает печалиться от того, что она больна, от того, что молодость ушла, от того, что какие-то проблемы происходят на Ближнем Востоке. То есть, она всё равно найдет, о чём переживать.
И главная проблема, может быть, и ложность этой теории состоит в том, что она нацелена на отсечение человека от объекта, который вызывает страдания, а не на возрастание в человеке человеческого.
Современная концепция зависимости настроится на биологическом восприятии человека. Но мы понимаем, что ведь голод на всех действует, мы все биологически запрограммированы на голод. Но один человек убивает других, когда голоден, другой даже в какой-то критической ситуации делится с другим. Кстати, больше шансов выжить у второго, потому что второй сохраняет в себе трезвость ума и человеческое.
Соответственно, когда мы даём человеку вот эту некую добродетель – достоинство. А достоинство это способность подняться человеком над теми сигналами историческими, биологическими, тогда человек и выходит из этой проблемы. Он уже сам самостоятельно ищет путь, и самое главное, эта ситуация не довлеет над ним.
Он себя ведет настолько по-другому, что если, например, его раньше какой-то родственник унижал, то теперь просто уже рука не поднимается. Потому что понимает, что перед ним стоит уже не испуганное животное, а человек, у которого вот это человеческое достоинство к нему вернулось. А об остальном в лекциях и текстах, о которых я сказал.
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру
Читайте ещё:
Какой иконе молиться, когда муж пьет? Советует батюшка
Как перестать страдать от измены мужа? Советует батюшка Надоела жена. Как уйти красиво? Советует иеромонах "Никак не могу забыть бывшего мужа, а он уже с другой. Что мне делать, батюшка?" – Духовник ответил прихожанке