Как исполнить заповедь «непрестанно молитесь»? Советы святых отцов
Вопрос:
«Как правильно исполнить заповедь Божию, которая нам дана через апостола Павла? Мы читаем «непрестанно молитесь». Это первое послание к фессалоникийцам, 5 глава, 17 стих. Как ее правильно исполнить по учению святых отцов?»
Начнем со святителя Василия Великого, который был великий подвижник и написал первый монашеский устав. Он в пространных аскетических правилах объясняет, как именно исполняется эта заповедь.
Он говорит:
«Для молитв и псалмопения, как и для многого другого, пригодно всякое время. <…> Таким образом мы достигаем душевной собранности, когда, по вышесказанному, при всяком действии будем у Бога просить успеха в делании, воздавать благодарение Даровавшему деятельную силу и соблюдать цель благоугождения Ему».
То есть и само дело должно быть такое, которое может быть Богу угодно. Ты не можешь просить благословения у Бога, если собираешься делать грех.
«Ибо если не употребим при этом такого способа, то как может быть совмещено сказанное у апостола: непрестанно молитесь и занимались трудом и работою день и ночь».
Если начинаешь спрашиваешь благословение у Бога, делаешь то, что может быть Богу угодно, и заканчиваешь благодарением.
Еще у Василия Великого сказано:
«Должно ли непрестанно молиться, и возможна ли такая заповедь? Молитва есть прошение благ, воссылаемое благочестивыми к Богу. Прошения же, без сомнения, не ограничиваем словами; ибо не думаем, что Бог имеет нужду в словесном напоминании, но знает полезное, когда мы и не просим.
Поэтому что же говорим мы? То, что надобно не в словах заключать молитву, а, напротив того, поставлять более силу молитвы в душевном произволении и в добродетельных делах, непрерывно продолжаемых чрез целую жизнь».
То есть сама жизнь должна быть как молитва, направленное к Богу сердечное расположение и дела, которые ты делаешь, должны быть Богу угодны. Вот это является частью молитв.
«Непрерывно продолжаем их через целую жизнь. Ибо сказано: «аще… ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся в славу Божию творите». Это он нам напоминает первое послание к коринфянам апостола Павла, 10:31.
И дальше Василий Великий поясняет более пространно, как это можно делать на практике:
«Сидишь за столом – молись; вкушаешь хлеб – воздавай благодарение Давшему». Кому? С большой буквы «Давшему» – Бог, Он дал такую пищу, как хлеб, чтобы из зерна произрастал колос, и можно было спечь хлеб.
«Надеваешь хитон (одежду) – благодари Давшего; облекаешься в плащ – усугуби любовь к Богу, даровавшему нам покровы, пригодные для зимы и лета, сохраняющие жизнь нашу и закрывающие наше безобразие. Прошел ли день? Благодари Даровавшего нам солнце для отправления дневных дел и Давшего огонь освещать ночь и служить для прочих житейских потреб».
Или как сейчас электричество дает возможность нам включить свет и будет светло. Господи, слава Тебе, что такая возможность существует, что так устроен мир, что я могу прийти домой, там тепло, нажал, вот тебе, пожалуйста, свет. Слава Тебе, Господи!
«Ночь пусть доставит тебе другие побуждения к молитве. Когда воззришь на небо и устремишь взор на красоту звезд, молись Владыке видимого и поклонись наилучшему Художнику всяческих, Богу, Который все премудро сотворил».
Идешь, смотришь на небо:
«Господи, какая красота! Слава тебе, Господи, что ты всем этим прекрасным меня окружил. Лучше любой картинной галереи. Небо надо мной, окружающие меня растения, прекрасные горы, леса, все, что это, это ты художник сделал. Слава тебе!»
«Когда увидишь, что вся животная природа объята сном, опять поклонись Тому, Кто и против воли нашей посредством сна разрешает нас от непрерывности трудов и через малое успокоение опять приводит в бодрость сил. <…> Таким образом непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но через все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывной и непрестанной молитвой».
Вот так учит Василий Великий.
Не произносить одну и ту же молитву многократно, нет, вот так нужно делать. Это учение святых отцов, на которых стоит наша церковь, которые в основании, которые духоносны.
Возьмем святителя Тихона Задонского, нашего замечательного русского святого.
Он говорит:
«Молиться же всегда и непрестанно означает не то, чтобы всегда читать написанные псалмы или молитвы, и делать поклоны, – это невозможно, ибо любому христианину надобно дело, согласное званию своему, делать, а также утружденная плоть требует упокоения, сна, и прочего, но значит то, чтобы часто, во всяком начинании и деле, ум, сердце и воздыхание к Богу возводить и просить тем у Него милости, помощи и защиты».
Начал делать, «Господи благослови» и трудись во славу Божию.
Преподобный Анастасий Синаит тоже говорит:
«Апостол говорит здесь совсем не о молитве, изрекаемой устами, как и Христос глаголет: “Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Пославшего Меня”».
И дальше поясняет Анастасий Синаит:
«А поэтому тот, кто постоянно творит добро – либо совершая благодеяния, либо исполняя другие служения по Богу, тот и непрестанно молится. Вот кто непрестанно молится, кто совершает благодеяние, вот он непрестанно молится. Ибо можно молиться и на ложе, и в пути, и за трапезой, и на рынке, и в любом месте».
Как подробный пример святителя Василия Великого, одеваешь ли одежду – поблагодари Бога, пищу ли взял, делаешь ли что – все в славу Его делай, и будешь непрестанно молиться.
И апостол Павел нам говорит в первом послании к коринфянам (10:31):
Будем и мы с вами так жить. Благодаря Бога. Перед всяким делом говоря:
«Господи, благослови».
По окончании всякого доброго дела говоря:
«Слава тебе, Господи!».
И само это дело, делая как бы пред лицом Божьим. Будем тем самым непрестанно молиться.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео с канала священника Валерия Сосковца
Читайте еще:
Икона Богоматери «Споручница грешных» – ее чудеса и о чем ей молиться
Псалтирь: что это и почему так важно ее читать Что делать, когда каешься, но снова грешишь в том же? Священник объяснил, как поступать Произнесите эти 3 слова, если стало совсем плохо. Совет знаменитой монахини