Как относиться к человеку, который отравляет жизнь?
Наверняка каждый хотя бы раз в жизни сталкивался с таким человеком, который отравляет жизнь. Сейчас, на языке молодежи, таких людей называют токсичными, потому что от них мы, и не только мы, чувствуем ядовитость, желчность. Но как нам, православным христианам, относиться к такому человеку? В этом мы постараемся сегодня разобраться.
Итак, что же делать, когда приходится контактировать с таким токсичным человеком? Нередко в голову могут прийти следующие варианты: отстаивать свои собственные границы, контролировать свое состояние, не вовлекаться в чужие проблемы, сократить с таким человеком общение или вовсе, если есть такая возможность, вычеркнуть из жизни. Нередко люди руководствуются этими вариантами и чувствуют, будто бы стало все хорошо. Однако хорошо становится до той поры, пока все не возвращается на круги своя. Потому что такие способы – лишь временные методы, не устраняющие корень проблемы и саму причину.
В книге "Жить в присутствии Бога" современный афонский старец, архимандрит Эмилиан (Вафидис), высказывает мысль, что когда у человека закрадывается хоть малейшее колебание в своих отношениях с близким, все его тело начинает увядать, потому что он (то есть тот, у кого закралась мысль) не смог сохранить мира с ближним. Это очень важно понять: не ближний твой виноват в "токсичности", а ты, потому как не смог сохранить мир в душе своей.
Эти мысли являются истинным отражением евангельской фразы Спасителя нашего Иисуса Христа. Когда Сына Божьего обвиняют, ругают, критикуют, унижают, издеваются над Ним, Он сохраняет спокойствие. Когда целые города не каются в грехах, и, тем самым, поступают не богоугодно, Иисус произносит своим ученикам:
«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).
Иисус кроток и смирен сердцем – это пример, который Он подает нам, и которому мы, несомненно, должны следовать. Нам самим стоит быть кроткими и смиренными.
И сразу же приходят в голову слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». И это действительно самый ценный совет, который дает преподобный старец всем нам, чтобы жить мирно, по-христиански.
Протоиерей Александр Гаврилов в одной беседе по поводу "токсичности" также приводит в пример святого Серафима Саровского, для которого не было токсичных людей. Он рассказывает, что когда к старцу приходили такие люди, они тут же уходили в слезах покаяния. Отец Александр дает интересную метафору, что есть такие святые люди, у которых будто глазурь изобилует, и они дают ее человеку, не пробовавшему такую глазурь – «и получается вкусное мороженое». То есть здесь отец Александр говорит о том, что святые настолько близки к святости и христианскому идеалу, настолько преисполнены благодатью, что ею вольно или невольно делятся с людьми, у которых не достает той самой благодати. Также отец Александр подводит нас к очень важной мысли: мы злобимся на токсичных людей, потому что мы сами токсичны.
Протодиакон Сергий Шалберов рассуждает на тему токсичности так: у человека, несмотря на заповеданную нам любовь к ближнему, есть граница возможности и терпения, поэтому чтобы такой рубеж не переступать, нужно научиться человека любить (терпеть) и принимать таким, какой он есть, а не таким, каким бы мы сами хотели сделать его.
Старец советует не поднимать тревожных тем, которые могут спровоцировать агрессию, не отстаивать свою точку зрения, и если терпение на пределе, ни в коем случае не показывать этого, не выражать агрессию на агрессию. И да, несмотря на то, что в том контексте отец рассуждает о том, как поступать молодому человеку по отношению к старушке (маминой подруге), мы полагаем, что подобные мысли тоже имеют место быть и в общении с людьми, совершенно разными по возрасту и близости к нам.