Преподобный Иосиф: как он стал одним из великих оптинских старцев?
22 мая – день памяти преподобного Иосифа Оптинского. Его часто называли “правой рукой” Амвросия Оптинского, одного из величайших Оптинских старцев. Амвросий был духовным отцом Иосифа, и, глядя на них, братья с тёплой улыбкой повторяли слова, сказанные когда-то блаженной старицей: “Что Амвросий, что Иосиф – всё одно”.
Господь щедро наградил старца Иосифа разнообразными духовными дарами: и прозорливостью, и даром исцеления болящих. Кроме того, отцу Иосифу часто являлась Приснодева, называя его “любимче мой”. Со временем он стал настоящим столпом Оптиной, придя на смену отцу Амвросию и отцу Илариону. Но как он пришел к своему истинному пути? Через какие лишения и преграды ему пришлось пройти? И какие примеры доказывают, что у него был настоящий дар прозорливости? Об этом и не только – далее в статье.
Жизненный путь cтарца
Содержание статьи:
Отец Иосиф, которого тогда звали Иваном Литовкиным, родился второго ноября тысяча восемьсот тридцать седьмого года в семье сельского председателя. В четыре года маленький Ваня лишился отца, а в одиннадцать лет – матери. Мальчику было нелегко – приходилось зарабатывать на жизнь, помогая хозяевам трактиров и бакалейных лавок, не брезгуя при этом никакими поручениями.
Ваня часто голодал, был вынужден скитаться и терпеть не самое доброе к себе отношение. Однако жизненные тяготы и людская жестокость не развратили и не озлобили мальчика. Он всегда стремился к Богу, однако же о жизни в монастырской обители пока не задумывался.
Но однажды юноша получил письмо, написанное его сестрой Александрой – девушка стала монахиней в Борисовской обители. Она посоветовала Ване отправиться в Оптину, к старцам. Именно там он и познакомился с отцом Амвросием, “новым светильником” Оптиной Пустыни. Ваня попросил старца о благословении на паломничество – он хотел остаться служить в совсем другой обители, однако ответ отца Амвросия оказался неожиданным: “Для чего тебе туда ехать? Оставайся тут, в Оптине”.
Тогда же, первого марта тысяча восемьсот шестьдесят первого года, и начался монашеский путь будущего преподобного…
Согласно Оптинским обычаям, все новоначальные должны были трудиться в трапезной. Это нелёгкое послушание обнаружило и укрепило благие духовные качества Ивана: многое он успел повидать за свою недолгую жизнь, и теперь от души радовался благодати, тишине и покою монастырской обители. А вскоре Небесный Отец даровал юноше новое утешение.
Ивана назначили келейником старца Амвросия. Молодой человек был очень рад этому назначению, ведь теперь он мог ещё больше времени проводить рядом с любимым батюшкой. Однако огромное количество посетителей смущало душевный покой юноши. Брат Иван не рассказывал о своей скорби отцу Амвросию, однако всё чаще он задумывался о других обителях, к примеру, о блаженном безмолвии Афона, где так тихо и спокойно…
Но отец Амвросий, угадав его желание, вновь остановил его. Множество скорбей и тягот вынес молодой человек, живя в обители: он терпел и ложные упрёки, и лишения, и недуги. Многие годы у брата Ивана не было даже собственного угла для отдыха, чтения и молитвы. Ночевал он в приёмной, до поздней ночи выслушивая и наставляя посетителей, а в час ночи уходил готовиться к утрене.
Тем не менее, все эти испытания сделали юношу ещё сильнее и чище – брат Иван стал совершенным послушником и иноком. В тысяча восемьсот семьдесят втором году он принял постриг и стал отцом Иосифом. В семьдесят седьмом году его рукоположили в иеродиакона, а в восемьдесят четвёртом – в иеромонаха. Иосиф в тот момент уже успел стать старшим келейником отца Амвросия.
Отец Иосиф отличался серьёзностью и сосредоточенностью – также он относился и к посетителям обители, передавая советы старца, ни разу не приукрасив и не переиначив их смысл. Тогда отец Амвросий всё чаще стал отсылать гостей к своему келейнику, и, что удивительно, его наставления всегда совпадали с наставлениями старца.
В восемьдесят восьмом году отец Иосиф слёг, поражённый сильной простудой. Его тотчас увезли в больницу, и четырнадцатого февраля отец Амвросий благословил своего духовного сына на принятие схимы. Вскоре и недуг отступил от отца Иосифа – старец Амвросий беспрестанно молился за него, и Господь внял этим сердечным обращениям.
В девяностом году отец Амвросий собрался поехать в Шамординскую обитель и впервые попросил отца Иосифа остаться. “Здесь ты нужнее”, – молвил старец.
Спустя один год отец Амвросий отошёл к Господу, и Иосиф остался один. Это горестное событие привнесло в его жизнь множество перемен – он стал и скитоначальником, и духовником Оптинских братьев и Шамординских инокинь.
Невзирая на проблемы со здоровьем и упорный, тяжкий труд, отец Иосиф никогда не делал себе послаблений: он всегда строго постился, почти не спал и облачался в старые, ветхие одежды. Не любил продолжительных бесед, но умел всего несколькими словами выразить всё самое главное – его краткие наставления всегда утешали и ободряли людей. Однако сила его благодатных, горячих молитв была эффективнее и ценнее тысячи слов.
Как-то одна крестьянка страдала от сильной опухоли околошейных желёз. Её дважды оперировали, однако проблема становилась все серьезнее. В конце концов, женщина и вовсе утратила способность двигать шеей. Тогда крестьянка решила спросить совета у старца Иосифа – она не знала, стоит ли ей соглашаться на следующую операцию.
Преподобный, выслушав, сказал:
“Операция не поможет. Надо отслужить молебен Пантелеимону Целителю, и тогда недуг отступит”.
Женщина послушалась старца и вскоре действительно поправилась.
Двенадцать лет отец Иосиф нёс обязанности скитоначальника и духовника братии, однако в тысяча девятьсот пятом году преподобный всё чаще начал болеть. Многочисленные недуги старец сносил с терпеливостью и смирением. Господь призвал его девятого мая тысяча девятьсот одиннадцатого года. По новому стилю это 22 мая – как раз в эту дату в настоящее время и установлен день памяти этого святого.
Чудотворения и прозорливость отца Иосифа
Вот несколько примеров чудес и прозорливости старца.
Из воспоминаний одной монахини:
“…Как-то раз мне написала письмо одна девушка. Она просила передать старцу Иосифу следующий вопрос: к ней сватались трое женихов, и она не могла решить, кого из них ей выбрать? При этом ей самой нравился второй мужчина, а к остальным она была равнодушна. Отец Иосиф, выслушав вопрос, сказал следующее:
“Пускай выходит за Николая, третьего молодого человека, не то быть беде”.
Я тогда очень удивилась, ведь девушка не указывала в письме никаких имён. Передала ей ответ старца, но она вновь написала мне, что третий жених ей не по сердцу. Отец Иосиф вновь повторил:
“Я думаю, ей следует пойти за Николая, но она вольна поступать, как знает”.
Эта девушка всё-таки послушалась старца и дала своё согласие тому самому Николаю – и по сей день они счастливы в браке. А тот молодой человек, которому она отдавала предпочтение, утонул, когда проезжал через реку”.
Однажды в Оптину Пустынь прибыла некая генеральская вдова. Она посетила старца Иосифа, а по возвращении рассказала о необычном предупреждении преподобного – по его словам, ей нужно было остерегаться собственных слуг. При этом предупреждал её старец с настойчивостью, да так, что женщина не на шутку перепугалась и на следующий день отправилась домой.
Там ей стало известно об аресте целой банды воров – они успели ограбить несколько домов, и не всегда, надо сказать, хозяева домов оставались в живых. У главаря был изъят список, в котором значились имена потенциальных жертв – там было и имя этой вдовы, а также план дома и иные сведения, переданные её же слугами.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Также читайте:
Кто такие жены-мироносицы и что нужно делать в день их почитания, 19 мая?
Икона Богородицы «Неупиваемая Чаша»: день почитания, реальные чудеса, ее история и молитва Как определить, вы – верующий или воцерковленный? Раскрываем основные признаки тех и других Отпевание: оно обязательно для каждого? А кому оно не грозит?