Почему люди, отпавшие от Церкви, самые озлобленные на нее?
Для начала, чтобы говорить о причинах, по которым отпавшие люди становятся озлобленными на Церковь, выяснять их мотивы и мысли, мы постараемся ответить на вопрос о том, кто считается отпавшим, и раскроем тему отпадения от Церкви. Вероятно, это нам позволит в полной мере ответить на главный вопрос нашей сегодняшней темы.
Отпавшими считаются крещеные христиане, которые перестали поддерживать церковную связь и вследствие этого утратили благодатное общение с Господом. Важно заметить, что только крещеный человек может отпасть от Церкви, тогда как некрещеный не может – ему не от чего отпадать, поскольку членом Церкви он не является.
Но как понять, когда эта связь утрачена? Можно ответить на данный вопрос так: когда человек сам это почувствует. И это будет правильно, ведь ощущение того, что есть душевный недуг, является отражением того факта, что у человека теряется связь с Церковью и Богом.
Также вспомним церковное право. Так, в IV Вселенском Соборе есть 80-е правило, которое гласит, что христианин считается отпавшим от Церкви, если он без уважительных причин, оставаясь в том месте, где живет, не посещает 3 воскресные службы в течение 3 недель. Тогда Церковь, согласно этому положению, отстраняет его от общения с ней. Предполагаем, что такое правило установлено, потому что христианин, пропустивший 3 раза службу без уважительных причин, уже не нуждается в общении с Церковью – и это самое страшное.
Нужно понимать, что отстранение от общения не означает, что человек больше не сможет ходить в Церковь, что его не допустят к Таинствам и т. д. Напротив, Церковь и Господь всегда примут отпавшего христианина в свои объятия, ведь так заповедовал Сам Господь. Когда апостол Петр спрашивал у Иисуса: «Сколько раз следует прощать человека – до семи ли раз?», Христос отвечал: «До седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21-22), что означает бесконечное количество. Церковь, во главе с Христом, простит отпавшего всегда, если тот сам пожелает спастись и приложит для этого усилия.
И, конечно же, отметим, что существуют разные степени отпадения. Кто-то может просто не участвовать в Таинствах, кто-то – не ходить на службу, сомневаться в своей вере, отрицать христианское учение и т. д. Безусловно, все они имеют разные степени утраты связи и, соответственно, разные пути решения.
Почему же человек отпадает от Церкви? Причин тому великое множество – это и духовный кризис, и отсутствие должного христианского воспитания, и погрязание в грехах и нежелание от них избавляться, и отсутствие системной катехизации (длительного духовного православного образования), и примыкание к еретикам, иноверцам или страшным оккультным и сатанинским учениям и многое-многое другое.
Так почему же люди, отпавшие от Церкви, считаются самыми озлобленными на нее?
Это происходит потому, что в душе у такого человека происходит утрата особой ценной связи с Господом. Когда человек избавляет свою душу от Господа, Его место занимает злой дух, сатана, который влияет на его отношение к Церкви. Он поселяет в разум отпавшего сомнения или же отрицание Христа, и человек, принимающий ядовитые плоды дьявола, впадает в гордыню, хулит на Господа, черствеет сердцем.
«Вера открывает нам то, что истинно, и от искренней веры рождается любовь, потому что тот, кто истинно верит в Бога, никогда не согласится удалиться от любви» – Иоанн Златоуст.«Вера открывает нам то, что истинно, и от искренней веры рождается любовь, потому что тот, кто истинно верит в Бога, никогда не согласится удалиться от любви» – Иоанн Златоуст.
Его душа постепенно умирает, не находя себе никакого спасения. Он предается тому, что противно воле Господа, и не чувствует за это никакого стыда и раскаяния. Он заглушает в себе Слово Божие и, прекратив Его слышать и чувствовать, позволяет себе быть резким в высказываниях, начинает обращать внимание на всех, но только не на себя.
Став сам себе богом, человек полагает, что имеет право судить и осуждать все то, что не соответствует его мыслям. В том числе, осуждению и злобе с его стороны подвергается Церковь, от которой он полностью отдалился.