«За ее ноги схватились другие грешники»: как будет происходить Страшный Суд?
Вопрос:
«Что такое Страшный суд? Почему он страшный?»
Сначала мне бы хотелось рассказать вам замечательную историю и замечательную притчу, основанную на этой истории, которая прекрасно иллюстрирует слова святителя Феофана Затворника, который сказал, что Господь на суде будет изыскивать не то, как бы осудить человека, а то, как бы его оправдать.
История первая. Мытарь Петр и его единственная милостыня
Содержание статьи:
- 1 История первая. Мытарь Петр и его единственная милостыня
- 2 История вторая. Старушка и испорченная луковица для нищей
- 3 Святые отцы о Страшном суде
- 4 Этот день Господень – это не свет, а тьма для грешников
- 5 Два чувства, что испытывают грешники при богоявлении
- 6 «Присутствие благодати, любви и света для кого-то может быть мучением»
- 7 «Бог любит всех – и праведных, и грешных»
- 8 Что нам нужно для спасения?
И вот история из жития святого Петра, бывшего мытарем. Он был человеком жестоким и немилосердным, никогда не подавал милостыни. И нищие, которые жили в том же городе, говорили о нем, судачили, что тот никогда не подает милостыни.
И вот один из нищих сказал:
«Что вы мне дадите, если я попрошу и получу у него милостыню?».
Они сговорились, и этот нищий пошел к воротам Петра. Когда тот вышел с навьюченным ослом, он шел в княжеский дом, вез туда хлебы, нищий поклонился ему до земли и стал умолять Петра, чтобы тот подал ему милостыню – один хлеб.
Он раздражал Петра, и тот взял хлеб и швырнул его прямо в лицо нищему. Нищий прибежал к своим товарищам и начал громко прославлять Бога за то, что тот руками Петра подал ему милостыню, и молить за него Бога.
Через некоторое время Петр расхворался и был при смерти. В это время он увидел злых духов, которые обступили его одр и взяли его душу и хотели ее унести. Явились тут и святые мужи, ангелы, которые совещались и были грустны, потому что не находили у него ни одного доброго дела.
И вот один из них вспомнил о том хлебе, который Петр швырнул в нищего. Тогда они взяли этот хлеб и положили его на весы правосудия и милосердия Божия. И этот хлеб перевесил все злые дела Петра. Петр поправился, пришел в себя, покаялся и стал вести благочестивую жизнь.
На этой замечательной истории основана прекрасная притча Федора Михайловича Достоевского, которую мы знаем из романа «Братья Карамазовы».
История вторая. Старушка и испорченная луковица для нищей
Притча о злой-презлой старухе, которая также была немилосердна, как и этот мытарь Петр, и никому никогда не подавала милостыни.
И вот однажды, когда она работала на огороде, мимо проходила нищая, которая просила ее подать милостыню. Старуха схватила гнилую луковичку и бросила в эту нищую. Когда старуха оставила этот мир и оказалась в аду, ангел-хранитель её ходатайствовал у престола Божия за нее.
А Бог сказал:
«Если ты найдешь у нее доброе дело, тогда будем говорить».
Ангел вспомнил, что старуха подала луковичку нищей, и показал эту луковичку Богу.
Господь сказал:
«Возьми эту луковичку и опусти ее в ад. Если вытащишь старуху, то она будет в раю».
Ангел опустил эту луковичку в адскую бездну и сказал старухе, чтобы она схватилась за нее, а он будет пробовать старуху вытащить. Он стал тянуть, и старуха уже была у самого обрыва, почти, можно сказать, у врат Царствия Небесного, когда вдруг она обнаружила, что за ее ноги схватились другие грешники. Они, увидев, как ангел вытягивает старуху, решили, что тоже таким образом могут спастись.
Старуха испугалась, что луковичка сейчас порвется, и начала пинать грешников ногами и кричать:
«Луковичка моя!».
И как только она это крикнула, луковичка оборвалась, старуха упала в ад и до сих пор там находится. А ангел отошел со слезами.
Святые отцы о Страшном суде
Притча о старушке и луковке замечательно иллюстрирует то, что, с одной стороны, Господь ищет повод для того, чтобы спасти человека. С другой стороны, она показывает, что грешники увидят, что они сами виноваты в том состоянии, в котором находятся в свете Божьей правды.
Потому что Господь говорит:
И когда этот свет осветит человека, то он увидит себя таким, каким является на самом деле, а не таким, каким себе казался.
Григорий Нисский говорит следующее:
как человек смотрится в зеркало, и зеркало не искажает его лика, он видит себя таким, каким является, точно так же и перед лицом правды Божией, перед лицом суда Божия, человек увидит себя таким, каким он есть на самом деле.
Преподобный Макарий Египетский говорит, что то, что мы приобрели в нашей земной жизни в своих душах, то и явится в наших телах, когда мы воскреснем. И тут великую радость и надежду на милосердие Божие дает нам тот факт, что сам Бог стал человеком и понес наши немощи. То есть он знает нашу немощь.
Нас будет судить не тот, кто бесконечно далек от этого мира, а тот, кто вошел в этот мир и знает все наши немощи и скорби. И именно он, Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, понесший наши немощи, будет царем судного дня. Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну.
И как говорит преподобный Исаак Сирин, суд Божий будет не справедливым, а милосердным. Он говорит:
«Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой милосердие, любовь и прощение».
Этот день Господень – это не свет, а тьма для грешников
У пророков страшный суд называется Днем Господним. Считается, что впервые это понятие ввел пророк Амос, который сказал:
Очевидно, что у евреев с понятием Дня Господня возникали какие-то положительные, радостные и счастливые ассоциации. Действительно, и само слово «день», как и в русском языке, основным своим значением имеет «светлое время суток».
И одно из пониманий Дня Господня считалось теофания, то есть богоявление. И евреи ждали этого богоявления с радостью и надеждой. Но пророк Амос в своих пророчествах, в своей книге показывает, что День Господень (то, что мы теперь называем Страшным судом) будет отнюдь не светом, а тьмою для тех грешников, к которым и обращена его проповедь.
Итак, богоявление оказывается не радостным событием, каким оно должно быть для праведников, а тьмою и мраком для грешников. И иллюстрацию этого мы находим уже в первых главах Библии, в первых главах книги Бытие.
Два чувства, что испытывают грешники при богоявлении
Когда произошло богоявление, Когда Бог явился согрешившим Адаму и Еве, то они испытали страх и стыд, и пытались спрятаться от Бога в кустах, потому что грешник не может чувствовать блаженство в присутствии Бога. Присутствие Бога вызывает у него страх и трепет. И поэтому День Господень мы называем Страшным судом.
Напротив, для любящего Бога Страшный суд не будет страшным, потому что совершенную любовь изгоняет страх. И не будет судом, потому что Господь говорит:
«Присутствие благодати, любви и света для кого-то может быть мучением»
Очевидность того, что проблема пребывания грешников в раю или в Царстве Небесном заключается не в Боге, а в грешниках, исповедовали и бесы, которые при приближении Бога, при приближении Христа кричали:
«Ты пришел сюда прежде времени мучить нас».
То есть присутствие Бога, присутствие благодати, любви и света для кого-то может быть мучением. У апостола Павла есть такие слова, что после страшного суда Бог будет «все во всем». И вот это самое страшное для дьявола, бесов и грешников. Более того, грешники будут воспринимать Бога как нестерпимый, пожигающий их огонь.
Об этом преподобный Ефрем Сирин говорит следующим образом.
«Бог любит всех – и праведных, и грешных»
Многие еще говорят, что Бог есть любовь и Он должен всех простить. Но эти люди забывают, что Бог – не человек, который на кого-то обиделся и держит злобу.
Бог любит всех – и праведных, и грешных, и тех, кто Его любит, и тех, кто Его ненавидит.
Как Господь наш Иисус Христос говорит, что Отец ваш Небесный посылает дождь и солнце и на благих, и на злых.
Проблема не в Боге, проблема – в грешнике.
Дело в том, что грешник подобен человеку больному, зависимому. Когда ему сильно хочется чего-то, когда он от чего-то зависит, то бежит не к врачу, а к удовлетворению своей страсти.
Точно так же и грешник: когда в нем просыпаются, и когда в будущей жизни тоже проснутся в нем те страсти, которые накопил в своей жизни, он не будет обращаться к Богу, а будет поглощен своими страстями. Они, как огонь, который он разжег, будут его жечь.
Об этом мы читаем в Великом Покаянном Каноне Андрея Критского:
Еще необходимо сказать о том, что до Страшного суда каждого человека, который не доживет до него, ждет частный суд – Суд после смерти. Но окончательная участь человека после этого суда еще не определена.
Блаженный Августин говорит, что люди, ушедшие из этой жизни, пребывают еще не в раю и не в аду, а в некотором месте, в месте ожидания вечного воздаяния, то есть в месте покоя или в месте мучения, в зависимости от того, какую жизнь они проводили.
Поэтому после смерти человека, до дня Страшного суда, церковь имеет право и даже обязанность молиться за всех усопших.
Что нам нужно для спасения?
Есть одна хорошая притча, которая иллюстрирует, что необходимо для спасения. Поймите правильно: эта притча не о том, что дела не нужны; она о том, что одних добрых дел не хватает для спасения, как это может показаться из притчи о Страшном суде, где Господь дарует Царство Небесное тем, кто послужил своим ближним.
Эта история прекрасно дополняет притчу о Страшном суде, об овцах и козлищах.
В одном городе жили два приятеля, христианин и мусульманин. Они часто разговаривали о вере, и мусульманин спрашивал христианина:
«Почему ты считаешь, что Бог меня не примет, ведь я же совершаю пятикратную молитву, пощусь, раздаю милость. И неужели Бог не примет меня?».
На это христианин ответил притчей:
«Вот у тебя большой дом, ты богатый и состоятельный человек. У тебя есть рабы, слуги, родственники, дети. Рабы твои слушают тебя, исполняют все твои приказания, готовы жизнь свою за тебя отдать.
А вот дети твои капризны и непослушны. А иногда даже ведут себя так, как будто бы тебя не существует. Скажи, пожалуйста, когда ты умрешь, кому достанется наследство?».
Мусульманин ответил:
«Конечно же детям».
«Вот видишь, ни слугам, ни рабам твоим, которые исполняли все твои приказания, не достанется наследство, а только детям твоим. Также и здесь, сыновство и наследство мы получаем только через Господа нашего Иисуса Христа, которого вы принимаете, считаете всего лишь пророком.
Он – Бог, вечный, вездесущий Бог, Второе Лицо Пресвятой Троицы, который стал человеком, понес наши немощи, пострадал за наши грехи и освободил нас от Страшного суда, сказав:
«Истинно, истинно говорю вам, слушающий слово мое и верующий, пославшему меня, имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Читайте еще:
«Отложите все духовные дела в сторону»: неочевидные советы отчаявшимся прихожанам от батюшки
Хронофаг — самый страшный бес. Протоиерей Олег Стеняев Почему православным нельзя говорить с умершим человеком? Бесконечны ли муки в аду? Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов