Порядок суточного круга церковного дня: почему так?
Для начала расскажем о суточном богослужебном круге – то есть, последовательности богослужений. Итак, полный богослужебный круг устроен следующим образом (отметим, что богослужебный круг начинается с вечера):
Вечер
1. Девятый час. Служится около 3-х часов дня (это около 9 часов от восхода солнца). Вспоминается крестная смерть Христа.
2. Вечерня. Служба в конце дня, но иногда соединяется с Литургией.
3. Повечерие. Служится после вечерней трапезы.
Утро
4. Полунощница. Как мы понимаем, служится в полночь – в воспоминание о ночной молитве Иисуса в Гефсиманском саду.
5. Утреня. Служится таким образом, чтобы окончание службы выпадало на восход солнца. На утрене мы благодарим Господа за минувшую ночь и просим благословения на грядущий день.
6. Первый час. Это служение, совершаемое на первый час по восходу солнца, приблизительно в 6 часов утра. Молимся о начавшемся дне.
День
7. Третий час. 9 утра. На богослужении упоминается сошествие на апостолов Духа Святого.
8. Шестой час. 12 часов дня. Богослужение, на котором мы вспоминаем распятие Иисуса (совершенное в этот час).
Божественная Литургия, как говорит кандидат богословия и заведующий кафедрой Саратовской Православной духовной семинарии Алексей Сергеевич Кашкин, не может быть включена в суточный круг богослужений, потому как литургия – не рядовое богослужение, а «таинство таинств». На ней вспоминается жизнь Спасителя, совершается Причастие.
Сейчас в приходах богослужения делятся на утренние и вечерние, потому как мало кто из христиан имеет возможность присутствовать на всех службах в положенное время. Утренняя служба включает в себя третий и шестой час, а также Литургию. Вечерняя – девятый час, вечерню, утреню и первый час. Что касается полунощницы и повечерия, то эти службы сейчас служатся достаточно редко. Полунощница служится в основном в монастырях. Великое повечерие служится чаще – в Навечерие Рождества Христова и Богоявления, в седмичные дни Великого поста; малое же повечерие – значительно реже.
Но почему суточный круг богослужения начинается именно с вечера, если любой день начинается с полуночи, либо, в крайнем случае, с раннего утра? Если обратиться к книге Бытия Ветхого Завета, то мы увидим, в какой последовательности Господь, по Моисею (который является автором "Пятикнижия", в том числе и "Книги Бытия"), создает мир.
В первый день Господь сотворил свет («да будет свет»), отделил его от тьмы и назвал его "днем", а тьму – "ночью". Далее читаем: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:3-5). Во второй день Господь творит "твердь", которую назвал "небом". Далее: «И был вечер, и было утро: день второй» (Быт. 1:6-8). В последующем, в шестодневе (то есть, в днях сотворения мира) мы видим, что Моисей всегда начинает с вечера, а заканчивает сутки (или же день) утром.
Итак, как мы можем заметить, поскольку Православная Церковь соблюдает не только Новый Завет, но и Ветхий, Она сохраняет в себе эту традицию – начинает день с "вечера" (вечерни).
Однако здесь может возникнуть следующий вопрос: почему в Ветхом Завете сутки (день) начинаются с вечера?
Дело в том, что евреи-иудеи живут по лунно-солнечному календарю, который достаточно сложно устроен. Если говорить проще, то мы следует ветхозаветной иудейской традиции начинать богослужебный день с вечера. У евреев, как говорит Алексей Сергеевич Кашкин, до сих пор "шаббат" (субботний покой) начинается перед заходом солнца в пятницу. В Типиконе также принято отсчитывать начало нового церковного дня с захода солнца.
Также стоит отметить, что отсчет суток с вечера имеет значение только для богослужения. Если мы посмотрим в расписание приходов православных храмов, то увидим, что вечерняя служба посвящена какому-либо святому или памятному событию. О них поминают также и на утренней службе следующего дня.
Вне богослужений используются астрономические сутки, которые всем нам знакомы – день начинается с полуночи (0:00) и заканчивается полуночью другого дня (23:59). Астрономические сутки используются, в частности, в период постных дней, поэтому если вам говорят о том, что пост начинается, например, в среду, то вы должны поститься с 0:00 среды, а заканчивать пост можно в 0:00 четверга. Однако, по благочестивой традиции, пост продолжают до окончания Литургии, либо до прочтения утренних молитв и вкушения святой воды с антидором, поэтому некоторые заканчивают свой пост после Литургии в четверг (аналогично с другими постами, в том числе, Великим и пятничным).