7 января. Рождество Христово
Рождество Христово – это великий и долгожданный праздник для христиан всего земного шара, всего мира. Его празднуют и православные (7 января по юлианскому календарю), и католики, протестанты (25 декабря по григорианскому календарю). И, несмотря на то, что между этими днями разница составляет 2 недели, праздник этот – поистине велик для каждого в мире христианина в любой день.
Наша Церковь отмечает этот день 7 января по-особому – во всех храмах уже в полночь совершаются ночные Божественные литургии. Официально этот день называется в Русской Православной Церкви так: Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Об истории Рождества Господа нашего Иисуса Христа мы узнаем из канонического Священного Писания (Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки) и апокрифических текстов (Евангелие от Иакова, Евангелие Псевдо-Матфея). Прежде всего, обратимся к каноническому Новому Завету.
Согласно 2-ой главе Евангелия от Матфея, Иисус Христос родился в Вифлееме во времена правления царя Иудеи Ирода. Царь Ирод правил в Иерусалиме, куда пришли волхвы, ищущие ответ на вопрос: «Где родился Царь Иудейский (то есть Иисус Христос)?». Они искали Иисуса, чтобы поклониться Ему, а знак Рождества Христова – Вифлеемская звезда, горевшая на Востоке.
Ирод, услышав волхвов, послал их к Царю Иудейскому, чтобы они разузнали о Нем, а потом вернулись и позволили бы Ироду поклониться пред Ним. Волхвы пришли к Господу Иисусу Христу вместе с дарами для Него: золотом, ладаном и смирной. Им явился Ангел, который сказал не возвращаться к Ироду, а Богородице и Иосифу – бежать в Египет, пока не будет знак. Ирод же, осмеянный волхвами, в гневе приказал уничтожить всех младенцев в возрасте от двух лет и меньше, так как боялся, что среди них есть новый Царь Иудейский. По преданию, было казнено порядка 12-14 тысяч Вифлеемских младенцев мужского пола. Когда царь Ирод умер, в Египте Иосифу во сне явился Ангел и подал знак возвращаться в Иудею.
Вторая глава Евангелия от Луки дополняет эту историю тем, что Рождению Иисуса Христа предшествовало то, что Иосиф и Мария пошли в Вифлеем, город Давидов (потому что Иосиф был сам из рода Давидова), на перепись населения. И вот как раз там Деве Марии пришло время родить, но так как на постоялом дворе не было места, то родила Мария в хлеву, или яслях. В это время на поле были пастухи, которым явился Ангел и сказал, что родился Всевышний, и найти они могут Его в яслях. Пастухи пошли в Вифлеем, чтобы найти Господа вочеловечившегося и поклониться Ему.
Отметим, что в раннехристианской традиции празднование Рождества сначала не было совсем, поскольку ранние христиане до IV века праздновали лишь ежегодную Пасху, как время страданий и смерти Господа Иисуса Христа, и еженедельное Воскресение Христово. Уже вскоре христиане стали праздновать Рождество вместе с Крещением Господа, и только потом стали праздновать Рождество Христово отдельно. И поначалу, конечно, все христиане праздновали Рождество Христово именно 25 декабря, поскольку эту дату точно вычислили путем сопоставления различных фактов (но об этом лучше почитать отдельно). 25 декабря была на тот момент датой по юлианскому календарю, который был единым для Западной и Восточной Церквей Христа.
Почему 7 января, а не 25 декабря?
Дело в том, что, как мы уже заметили выше, поначалу все Церкви вели отсчет по юлианскому календарю, получившему свое название по императору Юлию Цезарю (I век до н.э.). Однако ситуация изменилась во второй половине XVI века во времена Папы Григория XIII, по имени которого назывался новый календарь – григорианский. На смену юлианскому календарю пришла новая система летоисчисления, позиционирующая себя как более точная.
Сейчас только 6 Православных Церквей и Афонские монастыри проводят службу по юлианскому календарю: Русская, Грузинская, Сербская, Польская, Македонская и Иерусалимская. То есть, они тоже проводят службу 25 декабря, но из-за того, что юлианский календарь "накапливает лишние дни", то в XX-XXI вв. Рождество выпадает на 7 января (примечательно, что в XXII веке Рождество при таком календаре будут отмечать уже 8 января).
Остальные Православные Церкви, а также Католическая и большинство Протестантских Церквей празднуют Рождество 25 декабря по новоюлианскому (Православные) и григорианскому (Католическая и большинство Протестантских) календарям.
Если коротко затронуть вопрос о том, почему оставшиеся Православные Церкви не переходят на новоюлианский и григорианский календари, то ответ кроется вот в чем: если осуществить переход, то нарушится апостольское правило о праздновании важнейшего праздника христиан – Пасхи (будут года, когда ее придется отмечать ранее иудейской Пасхи или в один день, что запрещено церковными правилами, установленными еще в IV веке). Кроме того, также может возникнуть каверзная ситуация с Петровым постом – он попросту может сократиться на несколько дней.
Сегодня начинается период особой радости для христиан, называемый Святками. Продлится он до Крещенского сочельника (18 января). Во время Святок принято совершать дела милосердия, ходить в гости, поздравлять всех с наступившим праздником. Святки также называют святыми вечерами. В обычаи этого периода входят святочные гадания, но, конечно, Церковь выступает против, так как это "вопиющее безобразие". И на самом деле, осквернение святого периода бесовскими гаданиями кажется чем-то особенно кощунственным.