darbogu

г. Санкт-Петербург. Стрельна. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь. | Истории храмов России | Дзен

0 9

20 апреляПутешествияБольше по теме

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь – духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо – запада России. Это святое место основано через двадцать лет после основания Александро Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Великие Духовные деятели и знаменитые архитекторы бывали, жили, трудились в этой обители. Это и основатель Пустыни – Варлаам, это и русские Святые – Герман Аляскинский и Игнатий Брянчанинов. Здесь неоднократно бывал Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, да и практически все самые значимые Духовные и правящие лица России. Историки Петербурга называли пустынь «жемчужиной русской истории, архитектуры и духовной культуры». Пустынь была основана в 19 верстах от Петербурга, на берегу Финского залива, на землях, переданных в 1734 году императрицей Анной Иоанновной своему духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (в миру Василию Высоцкому). Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшую мызу своей сестры – царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбург-Шверинской. Монастырь тогда занимал почти квадратный участок со сторонами около 140 м и был обнесен деревянной оградой с наугольными башнями. В ноябре того же года императрица разрешила перевезти деревянную церковь Успения Божьей Матери из загородного дома царицы Параскевы Фёдоровны на Фонтанке и повелела освятить ее во имя Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Освящение состоялось 12 мая 1735 года. Для братии были выстроены деревянные кельи, а для настоятеля – каменный флигель. В июне 1735 г. Анна Иоанновна посетила пустынь и пожаловала в новый храм богослужебные книги. По указу Анны "для поддержания обители в хозяйственном отношении" монастырю было передано 219 десятин земли и приписано три деревни с крепостными крестьянами. Для дальнейшего расширения обители и для ведения своего хозяйства отец Варлаам купил у разных лиц ещё три участка земли. В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сергиевского монастыря, что в Сергиевом Посаде под Москвой. 5 июля 1737 года Архимандрит Варлаам скончался на 73-м году жизни, в Петербурге. Императрица в это время жила в Петергофе. Узнав о кончине духовника, она взяла на себя все заботы о погребении и письменно давала необходимые распоряжения. Она попросила, чтобы тело о. Варлаама доставлено было на Приморскую дачу и там погребено. Над его могилой была воздвигнута деревянная часовня Тихвинской Божией Матери. Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 года повелела описать пустынь. После этого монастырь в Стрельне считалась приписанным к Троице-Сергиевой Лавре. Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря, дачей. Внешнее устройство пустыни производилось на средства Троице-Сергиевой Лавры. Жизнь и деятельность братии находилась также под наблюдением и руководством Лавры.

В 1764 году в России были учреждены монастырские штаты, по которым Троице-Сергиева пустынь отделилась от Троице-Сергиевой Лавры. 4 мая 1764 года из конторы Священного Синода последовал указ, в котором говорилось: "Состоящую при Санкт-Петербурге, по Петергофской дороге недавно построенную пустыню, за неимением при Санкт-Петербурге монастырей, приписать к Санкт-Петербургской епархии". Расцвет пустыни начался в 1834 году, когда ее наместником был назначен архимандрит Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых "Аскетических опытов". Святитель Игнатий вспоминал:

"Непостижимыми судьбами Промысла я помещен в ту обитель, соседнюю северной столицы, которую, когда жил в столице, не хотел даже видеть, считая ее по всему не соответствующею моим целям духовным. В 1833 году я был вызван в Сергиеву пустыню и сделан ее настоятелем. Негостеприимно приняла меня обитель – Сергиева пустыня. В первый же год по прибытии в нее я поражен был тяжкою болезнею, на другой год другою, на третий третьей: они унесли остатки скудного здоровья моего и сил, сделали меня изможденным, непрестанно страждующим. Здесь поднялись и зашипели зависть, злоречие, клевета; здесь я подвергся тяжким, продолжительным, унизительным наказаниям, без суда, без малейшего исследования, как бессловесное животное, как истукан бесчувственный; здесь я увидел врагов, дышащих непримиримою злобою и жаждою погибели моей; здесь милосердый Господь сподобил меня познать невыразимые словом радость и мир души; здесь сподобил Он меня вкусить духовную любовь и сладость в то время, как я встречал врага моего, искавшего головы моей, – и сделалось лице этого врага в глазах моих как бы лицом светлого ангела. Опытно познал я таинственное значение молчания Христова пред Пилатом и архиереями иудейскими. Какое счастие быть жертвою, подобно Иисусу! Или нет! Какое счастие быть распятым близ Спасителя". На этом фоне новый настоятель развил деятельность совершенно исключительную: он добивался разных ссуд, строил новые корпуса, поправлял церкви, ввел соответствующие монашескому образу жизни порядки, ежедневную исповедь, благообразную службу, монахи получили приличную одежду, – чинно шли трапеза и келейная жизнь… В кельях появилось много святоотеческих книг. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор протоиерей П. И. Турчанинов, который в 1836-1841 годах был священником в соседней Стрельне.

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.

Постепенно мужской монастырь стал застраиваться по проекту, разработанному П. А. Трезини. По этому проекту были отделаны две угловые башни, весь двор вымощен камнем. В 1760 г. по проекту Ф. Б. Растрелли построены настоятельские кельи. В них была картинная галерея, в которой в числе других находились два редких портрета Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-2

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-3

Центром ансамбля стал построенный в 1756-1760 годах под руководством Б. Ф. Растрелли по проекту П. А. Трезини каменный пятиглавый храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Он был невелик, вмещал всего 600 человек, снаружи украшен барочными колоннами и пилястрами, а внутри – высоким золоченым иконостасом. Собор послужил прототипом для многих церковных сооружений, возведенных в два последующих десятилетия. Главный придел собора был освящен 10 августа 1763 года архимандритом Лаврентием в присутствии Екатерины II, которая годом раньше, в день своего восшествия на престол (28 июня), остановившись в Сергиевой пустыни на пути следования из Петербурга, получила здесь известие об отречении своего мужа, и что препятствий к ее воцарению больше не имеется. На освящении присутствовал и наследник престола.

Троицкий собор славился своими иконами, многие из которых были переданы в него из подмосковной Троице-Сергиевой лавры. В особом киоте, сделанном по рисунку Мельникова, стоял прекрасный образ Пресвятой Троицы, написанный в 1840 году академиком К. П. Брюлловым, а главной святыней храма была чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского в дорогой ризе, сделанной в мастерской Ф. А. Верховцева. Её привёз из Троице-Сергиевой Лавры основатель пустыни. В ризнице хранились два позолоченных серебряных креста с частицами мощей преподобного Сергия и великомученицы Варвары. Пятиглавый собор возвышался в центре архитектурного ансамбля монастыря. Храм эффектно возвышался над остальными монастырскими постройками. Купола его были широко расставлены. Стены расчленены пилястрами, особую нарядность придавали лепные украшения. Внутренняя отделка храма отличалась пышностью и богатством. Главными святынями храма была чудотворная икона прп. Сергия Радонежского и два креста с частицами мощей прп. Сергия и вмц. Варвары.

Приделы храма были освящены — правый, во имя свв. апостолов Петра и Павла; левый, во имя свв. Захарии и Елизаветы. Этот последний придел был позднее, закрыт, и затем вновь освящён во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Перестройкой придела, да и капитальным ремонтом самого храма в 1837 году занимался архитектор Авраам Иванович Мельников. Над могилой основателя монастыри архимандрита Варлаама (Высоцкого, Василия Антиповича, 1665-1737) неподалёку от алтаря Троицкого собора, стояла часовня. В 1864 г. она была перестроена А. М. Горностаевым, и в 1873 году в ней погребли духовного композитора схимонаха Михаила (Чихачёва) и схимонаха Макария (Макарова). В часовне находилась икона Тихвинской Божией Матери. Стоит упомянуть, что в ожидании погребения в Троицком храме с 24 мая по 11 июня 1813 года находился гроб с телом фельдмаршала М. И. Кутузова, привезенный в Санкт-Петербург из Силезии перед погребением его в Казанском соборе.

В 1931 году в Троицком соборе были прекращены все богослужения, после чего, спустя некоторое время, здание храма использовалось Школой военизированной пожарной охраны № 1 им. Куйбышева в хозяйственных целях. Тогда же собор Святой Живоначальной Троицы принял далеко не культовый облик, в те годы были сброшены кресты и главки с собора, разобрана колокольня храма. Как пишут многие историки, Троицкий собор во время ВОВ сильно пострадал во время обстрела советской артиллерией находившихся на территории монастыря фашистов, но это далеко не так, наоборот, в 1955 году даже был разработан план его реставрации, но, в 1962 году в связи со всплеском антирелигиозной пропаганды снят с государственной охраны как памятник, и в этом же году варварски взорван, а бесформенные глыбы кирпичей пошли на мощение дороги.

Таким был Троицкий собор в нач. ХХ века.Таким был Троицкий собор в нач. ХХ века.Таким был Троицкий собор в нач. ХХ века.

Другим значимым храмом в обители была церковь в честь святого мученика Валериана. Церковь святого мученика Валериана имеет следующую историю. В 1804 г. от ран, полученных в персидском походе, скончался покоритель Дербента, граф Валериан Александрович Зубов, завещавший выстроить над своей могилой церковь с инвалидным домом для «увечных воинов». Выполнить волю покойного взялись его братья Платон и Николай Зубовы, впоследствии оба захороненные в этой церкви. Всё время своего существования храм и богадельня содержались на средства Зубовых.

16 сентября 1805 года в западной части монастыря, рядом с оградой, над могилой Зубова по проекту Луиджи Руска была заложена церковь во имя св. мученика Валериана с богадельней. В 1805-1809 гг., в западной части Сергиевой пустыни, было построено двухэтажное ампирное здание с портиком, проект которого выполнил Л. Руска. Церковь святого Валериана, выстроенная в виде овальной ротонды, находилась в центральной части строения; иконостас в этом храме (одноярусный) был также размещён полукругом. Храм был освящён 21 июня 1809 архимандритом Порфирием (Кирилловым) в 1808-1809 гг. бывшего настоятелем пустыни, в годовщину смерти графа В. А. Зубова. Первые инвалиды – насельники Зубовской богадельни появились в 1814 году. В крипте церкви святого Валериана находилась семейная усыпальница графов Зубовых, где к началу XX в. насчитывалось двадцать семь захоронений, многие из которых были украшены мраморными и бронзовыми бюстами. В крипте церкви были похоронены братья Николай, Дмитрий и Платон Зубовы, их дети и внуки, а также дочь и внук А. В. Суворова – Наталья Александровна Суворова-Зубова и Александр Аркадьевич Суворов. Над входом в усыпальницу была помещена доска из черного мрамора, на которой вызолоченными буквами написано: «Храм вечного упокоения роду светлейшего князя и графов Зубовых сооружен 1809 г.». В 1865—1866 гг. академик живописи Н. А. Лавров написал четыре новых образа для иконостаса церкви Св. Валериана.

Церковь, как и все остальные храмы пустыни, был закрыта в 1919 г. В здании храма разместились мастерские трудовой колонии. В 1923 году были уничтожены все захоронения Зубовых. Здание сохранилось, но вследствие перестроек 1935 г. его вид искажён: оно надстроено (в центре на один этаж, по краям на два), изменены некоторые детали отделки.

Ещё одним крупным сооружением обители был храм в честь Воскресения Христова. Церковь Воскресения Христова был заложена в 1877 г. и освящена в июле 1884 г. петербургским митрополитом Исидором. Проект храма в византийском стиле, вмещающего две с половиной тысячи человек, принадлежал А. А. Парланду. Храмовые фасады из разноцветного кирпича были украшены барельефами, изображающими русских святых (скульптор Р. Р. Бах), в окнах храма стояли витражи. По модели скульптора А. М. Опекушина были сделаны два посеребренные Ангела Воскресения, поддерживающие золоченые царские врата. Образа царских врат были написаны па перламутре. Перед низким иконостасом с иконами на золотом фоне стояли два великолепных многосвечника, исполненных из лазурита и золоченой бронзы на фабрике Шопена. В храме было освящено три придела.

В 1877 году архимандрит Игнатий освятил нижний придел Архистратига Михаила, в память погребенного в нем вице-адмирала М. П. Голицына. Нижняя церковь называлась, вследствие этого захоронения, «Голицынской», и именно в ней находились все почетные захоронения: герцог Н. М. Лейхтенбергский и его супруга графиня Надежда Сергеевна Богарне (урожд. Анненкова), министр народного просвещения А. С. Норов, генерал, сенатор Ф. Я. Миркович, генерал-адъютант А. А. Кавелин. Здесь же был погребён и сам скончавшийся 16 мая 1897 г. архимандрит Игнатий, в течение сорока лет возглавлявший пустынь. В настоящее время его останки покоятся в храме преподобного Сергия, куда они, по инициативе иеромонаха Игнатия (Бузина), были перенесены в 1997 году, в год столетия со дня преставления архимандрита. Церковь была снесена в 1968 году.
История двух других церквей Свято-Троице-Сергиевой Приморской пустыни такова: Покровский храм был основан в 1844 г., по заказу князя Михаила Викторовича Кочубея. Храм возводился над могилой его внезапно умершей молодой жены, княгини Марии Ивановны Кочубей (05.12.1818—20.01.1843). Проект, начатый архитектором Р. И. Кузьминым, в 1859—1863 гг. был переделан архитектором Гаральдом Боссе. Покровский храм был освящён архимандритом Игнатием в 1863 году. Церковь была взорвана в 1964 году.

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-5Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-6

Храм Григория Богослова тоже был выстроен, как усыпальница, в 1855-1857 гг, в русско-византийском стиле, по проекту А. И. Штакеншнейдера. Храм строился над могилой генерал-лейтенанта Григория Григорьевича Кушелёва (младшего), на пожертвования его вдовы, Е. Д. Кушелёвой (урожд. Васильчиковой), владелицы имения в Лигово. Этот храм сохранился до наших дней (см. фото выше).

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-7

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-8

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-9

Святые ворота с высокой шатровой башней и домовой церковью св. Саввы Стратилата.Святые ворота с высокой шатровой башней и домовой церковью св. Саввы Стратилата.Святые ворота с высокой шатровой башней и домовой церковью св. Саввы Стратилата.

В 1859-1863 годах А. М. Горностаев возвел Святые ворота с кельями, высокой шатровой башней и домовой церковью св. Саввы Стратилата, построенной на средства штаб-ротмистра М. В. Шишмарёва в память деда его жены Саввы Яковлевича Яковлева, умершего в 1784 году и похороненного в Троице-Сергиевой пустыни. Церковь по неизвестным причинам не была освящена. В 1857-1897 годах новый настоятель пустыни архимандрит Игнатий (Иван Васильевич Малышев), художественно одаренный человек, украсил пустынь прекрасными постройками и довел ее духовное состояние до очень высокого уровня.

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-11

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-12

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-13

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-14

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-15

Церковь прп. Сергия Радонежского и её фасады.Церковь прп. Сергия Радонежского и её фасады.Церковь прп. Сергия Радонежского и её фасады.

Самым крупным сооружением в монастыре в тот период была церковь Преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1859 г. А. М. Горностаевым. Храм вмещал в себя 2000 человек. В его внутреннем убранстве принимали участие академик Н. А. Лавров, М. Н. Васильев, роспись стен, соединяющих церковь с трапезной, были выполнены художником Беляковым и Игнатием Малышевым. Мозаичный пол был выполнен по проекту А. М. Горностаева. В приделе, освященном 4 июля 1857 г. во имя Христа Спасителя, находилась усыпальница графов Апраксиных с 20 захоронениями. Придел во имя мученицы Зинаиды, освященный 28 апреля 1861 года, где был иконостас из розового кипариса, имел 33 захоронения Юсуповых. Кроме того, в нижней церкви нашли свой последний приют князья Чернышевы, Шишмаревы, Карцевы, Строгановы, Волконские, Щербатовы, граф Клейнмихель, барон Фредерикс. 12 мая 1735 г. архимандрит Варлаам освятил во имя прп. Сергия первую церковь в пустыни, подарив ей серебряные сосуды. Она была деревянной и привезена из усадьбы царицы Параскевы Феодоровны на Фонтанке, где именовалась Успенской. В 1756-1758 гг. эту церковь заменили новой, разместив на первом этаже в северном флигеле. Иконостас и утварь были в неё перенесены из прежней постройки. Иконы написал М. Довгалев. После новой отделки это помещение освятил 18 июня 1822 г. епископ Ревельский Григорий, а 26 апреля 1852 г. в подвале, в усыпальнице кн. Чернышёвых, был освящён «пещерный» придел Спаса Происхождения Честных Древ.

Опираясь на денежную помощь княгини 3. Н. Юсуповой, архитектор А. М. Горностаев в 1854 году приступил к полной перестройке храма в византийском стиле. Он сделал его пятиглавым и двухэтажным, внизу разместив приделы — Христа Спасителя с усыпальницей Апраксиных (освящён 4 июля 1857 г.) и вмч. Зинаиды (освящён 28 апреля 1861 г.) с могилами князей Юсуповых, где стоял иконостас из розового кипариса. Освящение главного придела произвел 20 сентября 1859 г. митрополит Григорий в присутствии великих князей Константина Николаевича и Николая Константиновича.

Вмещавший 2000 человек храм освещался двумя рядами романских окон с витражами. Внутреннее его пространство делилось на нефы восемью колоннами из полированного тёмно-красного гранита, которые поддерживали хоры. Потолок, как в ранне-византийских базиликах, был перекрыт деревянными балками. Между арок Р. Ф. Виноградов (по эскизам М. Н. Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент. Иконостас был сделан по рисунку А. М. Горностаева, с колоннами из порфира и деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камней. Образа в царских вратах из золочёной бронзы исполнили акад. Н. А. Лавров, автор фресок, и М. Н. Васильев. А. Н. Муравьёв, видный духовный писатель, пожертвовал в 1861 г. храму серебряный ковчежец с частицами святых мощей, который он получил от александрийского патриарха Иерофея, а в следующем году А. С. Норов — мраморную колонну высотой 60 см с образом Рождества Богородицы, привезенную им из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны. Из золочёного серебра была сделана дарохранительница.

Храм был закрыт в 1920-е годы; сохранился, но сильно переделан. Вновь открыт в 1993 (первая служба состоялась в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 1993 года). В 1994—1995 гг. алтарная апсида храма была расписана, в технике фрески художником С. Н. Спицыным. Создавая проект росписи алтарной апсиды, художник взял за образец византийскую иконографию собора Монреале. Сейчас церковь является единственным действующим храмом на территории монастыря. В восточной части монастыря находилась часовня с иконой Рудненской Божией матери. На Большой Петергофской дороге стояли ещё две часовни. Настоятельские кельи монастыря были выстроены в 1760 году, в них располагалась также картинная галерея. Каменная братская трапезная была построена по проекту настоятеля Игнатия Брянчанинова, а двухэтажные корпуса братских келий со святыми воротами — по проекту А. М. Горностаева в 1862 году. При монастыре находились, кроме общих братских келий, обширная библиотека, двухклассная церковно-приходская школа с общежитием, инвалидный дом и монастырская больница.

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-17

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-18

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-19

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-20

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-21

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-22

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-23

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-24

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-25

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-26

Подборка дореволюционных фотокарточек и фотографии 1870-1916-х гг.Подборка дореволюционных фотокарточек и фотографии 1870-1916-х гг.Подборка дореволюционных фотокарточек и фотографии 1870-1916-х гг.

До революции в пустыни действовали храмы: Пресвятой Троицы, прп. Сергия Радонежского, Воскресения Христова, Валериана (Зубовская), свт. Григория Богослова (Кушелевская), Покрова Пресвятой Богородицы (Кочубеевская), Саввы Стратилата (Шишмаревская).

При монастыре имелись часовни: Покровская и Спасская – у монастырских ворот, перестроены в 1844-1845 гг. А. М. Горностаевым, который в 1868-1871 гг. также возвел гранитную ограду; Тихвинской Божией Матери (с чтимым образом), которую А. М. Горностаев построил в 1863 г. у алтаря Троицкого собора, над могилой основателя пустыни, Варлаама. В ней же был погребен схимонах Михаил (Чихачев), сподвижник архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Останки Варлаама, Михаила, Игнатия-младшего ныне находятся в Сергиевском храме; Рудненская – на берегу пруда "Иорданка" в восточной части обители, которую для древней и чтимой иконы Рудненской Божией Матери возвел в 1876 г. Д. И. Гримм в подражание Никоновскому скиту в Новом Иерусалиме. К ней 1 августа для водосвятия шел крестный ход. Тихвинская и Рудненская часовни погибли в Отечественную войну.

Железнодорожный вокзал "Сергиевская пустынь" (Ныне "Сергиево", откуда до пустыни был и сегодня остаётся ближайший путь. Почтовая фотокарточка нач. ХХ века.Железнодорожный вокзал "Сергиевская пустынь" (Ныне "Сергиево", откуда до пустыни был и сегодня остаётся ближайший путь. Почтовая фотокарточка нач. ХХ века.Железнодорожный вокзал "Сергиевская пустынь" (Ныне "Сергиево", откуда до пустыни был и сегодня остаётся ближайший путь. Почтовая фотокарточка нач. ХХ века.

Пустынь содержала странноприимный дом, детский приют, женскую богадельню, небольшую школу и больницу, выстроенную в 1906-1907 гг. В 1886 г. петербургский купец Карл Цоппи получил разрешение провести от станции Сергиево (в советское время – Володарская) до Троице-Сергиевой пустыни конно-железную дорогу. В престольный праздник, когда из столицы приезжало множество паломников, вокруг монастыря устраивался крестный ход, а 24-26 сентября у его стен – ярмарка. Последним до революции настоятелем пустыни был архимандрит Сергий (Дружинин), будущий епископ Нарвский, расстрелянный в 1937 г. в Йошкар-Оле. Следующим сохранившимся строением обители остаётся Инвалидный дом (Л. Руска, 1805 – 1809 гг.) с церковью святого мученика Валериана. Храм был освящен в июне 1809 года, но, что интересно, инвалидный дом начал работать только через пять лет после освящения храма. В храме была устроена могила Валериана Зубова, георгиевского кавалера и кавалера ордена Андрея Первозванного, покорителя Дербента. Церковь с богадельней для увечных воинов была построена его братьями графами Дмитрием, Платоном и Николаем Александровичами Зубовыми. В крипте церкви впоследствии были похоронены и сами Николай, Дмитрий и Платон (князь Римской империи) Зубовы, а также дочь и внук А. В. Суворова – Наталья Александровна Зубова и Александр Аркадьевич Суворов, дети и внуки графов Зубовых. При перестройке церкви в советское время все эти захоронения были уничтожены.

Другая сохранившаяся церковь в монастыре – церковь Григория Богослова (Кушелевская): Она была возведена в 1855–1857 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера в русско-византийском стиле над могилой любимца Павла I, генерал-лейтенанта графа Григория Григорьевича Кушелева на деньги его вдовы Екатерины Дмитриевны. В церкви был двухъярусный иконостас, образа которого написаны на золотом фоне. В центре храма – спуск в усыпальницу, облицованную белым мрамором. Церковь эта была закрыта в 1919-1920 годах.

Со времен Екатерины II на монастырском кладбище хоронили умерших из знатных и родовитых семей: принцев Ольденбургских, Апраксиных, Мятлевых, Нарышкиных, Чичериных, Строгановых, Дурасовых и др. Здесь были погребены потомки Суворова и Кутузова, канцлер А. М. Горчаков, поэт И. П. Мятлев, архитекторы А. И. Штакеншнейдер и А. М. Горностаев. Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Неподалеку от монастыря находилось кладбище для бедных. Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии (а начиналось с 11-ти человек), из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

На кладбище, ещё с екатерининских времен, "подобно кладбищам Александро-Невской лавры, Донского и Симонова монастырей в Москве, " хоронили умерших из знатных родовитых семей: Апраксины, Дурасовы, Мятлевы, Строгановы; здесь упокоились также Ольденбургские, Потемкины, Шереметевы, Зубовы, Энгельгардты, Нарышкины, Опочинины, Голенищевы-Кутузовы, Разумовские, Фредериксы, Стенбок-Фермор и члены других известнейших в русской истории фамилий. На кладбище хоронили министров, сенаторов, членов Государственного совета, высших сановников, среди них были: государственный деятель князь П. А. Зубов; дипломат, канцлер, лицейский товарищ Пушкина — князь Горчаков, Александр Михайлович; генерал П. А. Чичерин, а также потомки великого русского полководца А. В. Суворова.

В 1813 году, после кончины М. И. Кутузова, в период с 24 мая по 11 июня 1813, его прах покоился в Троицком соборе обители, для всенародного прощания, на то время, пока в Казанском соборе готовили его усыпальницу. В 19 веке здесь были похоронены строители храмов пустыни — архитекторы А. М. Горностаев и А. И. Штакеншнейдер; поэт И. П. Мятлев, артист и оперный певец В. М. Самойлов.

Массированное уничтожение кладбища началось в 1930-е годы, после того, как в монастырские здания въехала Школа (Объединённые курсы) переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. После передачи военизированной охраны в ведение ОГПУ, на базе курсов в 1932 году была организована Школа военизированной пожарной охраны № 1 (Школа НКВД им. Куйбышева), готовившая воентехников для охраны объектов стратегического назначения. В те годы при помощи бульдозеров, старинное монастырское кладбище сровняли с землей, но уничтожить его окончательно помешала начавшаяся война.

В 1930 году главный хранитель музеев-некрополей в Александро-Невской лавре города Ленинграда Н. В. Успенский составил список двадцати пяти надгробных памятников, находящихся в пустыни и «подлежащих непременному сохранению». Из родовой усыпальницы Зубовых в фонды Русского музея передали бронзовые и мраморные бюсты работы С. П. Кампиони, С. С. Пименова, П. А. Ставассера. В Некрополь XVIII в. перенесли надгробия А. А. и С. А. Баташевых. В 1931 г., прах В. М. Самойлова и его дочерей Веры и Надежды перенесли в Некрополь мастеров искусств. Уцелело надгробие архитектора А. М. Горностаева. К 1993 году, когда в монастыре вновь появились насельники, кладбища уже не существовало, на его месте находился плац, покрытый асфальтом. В 1995—2000 годы восстановлены надгробия над некоторыми захоронениями: канцлера А. М. Горчакова, архитектора А. И. Штакеншнейдера, принцев П. Г. Ольденбургского и К. П. Ольденбургского, генерала П. А. Чичерина и его супруги, А. А. Куракиной.

Надгробный памятник князю Александру Михайловичу Горчакову.Надгробный памятник князю Александру Михайловичу Горчакову.Надгробный памятник князю Александру Михайловичу Горчакову.

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-30Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-31

Надгробный памятник архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.Надгробный памятник архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.Надгробный памятник архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.

Перед Октябрьской революции в Троице-Сергиевой Приморской обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота. Пустынь закрыта в 1919, но богослужения в ней продолжались еще более десяти лет. Хотя братия была в основном разогнана, в 1930 году, когда было уничтожено кладбище, в пустыни еще оставалось около десятка монахов-стариков. Несколько монахов остались жить в созданной здесь детской колонии – коммуне «Труд». В бывших храмах появились трудовые мастерские и семилетняя школа, которую посещали 250 детей. Детскую трудовую колонию в 1930-е сменила школа переподготовки начсостава им. Куйбышева. В 1931 Троице-Сергиева Приморская пустынь-монастырь прекратил свое существование. В 1964 г. в нем расположилась школа милиции, уничтожившая остатки кладбища (на месте некрополя был устроен плац) и ряд очередных монастырских зданий. В 1973 г. комплекс бывшего монастыря был поставлен под государственную охрану, а через 20 лет, 29 марта 1993 г. принято решение о его поэтапной передаче епархии. В 2001 году был завершен процесс передачи Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни Санкт-Петербургской епархии. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-33

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-34

Приморская Свято-Троицкая Сергиева пустынь - духовный православный центр не только Санкт-Петербурга, но и северо - запада России.-35

Часовня в честь Спаса Нерукотворного Образа. Часовня в честь Спаса Нерукотворного Образа. Часовня в честь Спаса Нерукотворного Образа.

Все цветные фотографии выполнены автором 7 апреля 2024 года.

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.