МОТИВЫ И ТРАДИЦИИ В ОДЕЖДЕ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ
Крестьяне носили очень практичную традиционную одежду. Каждая деталь в одежде обосновывалась и объяснялась. Объяснялась форма, размер и цвет одежды. Социальный статус и имущественное положение человека можно было узнать по одежде. Положение ребёнка отличалось от положения взрослого человека. Ребёнок был существом социально незрелым. Он не имел ни обязанностей, ни прав. Чем меньше был ребёнок, тем больше было отличий в его одежде.
Особенности одежды младенцев
Первая, личная, вещь у ребёнка появлялась сразу после рождения. Это был пояс. Им опоясывали голое тельце малыша сразу же, как обрезали пуповину. Круг — защитный символ у восточных славян. Пояс, символизирующий круг защищал ребёнка от злых духов и сглаза до обряда крещения. Обыкновенная нить также могла служить поясом. Её ткала женщина своими руками. Носился такой пояс — нить пока малыш не начинал ходить.
После рождения малюток заворачивали в пелёнки. Изготавливали пелёнки из прежней одежды родителей, из сорочки мамы — для девочек, из рубахи отца — для мальчика. Подобным образом поддерживалась и продолжалась связь между младенцем и матерью.
Особенными были запросы для одежды, в которой ребёнка крестили. Особое внимание уделялось рубашке для крещения. Для её пошива бралась новая ткань. Крестильную рубашечку украшали золотым шитьём и разноцветными безделушками. Конечно, украшалась она, в зависимости от имущественного положения семьи. Украшать рубашку вышивкой не разрешалось. Рубашку, в которой ребёнка крестили, не передавали по наследству, но при этом берегли в семье.
Одежда для малышей
И вот ребёнок выбирается из пелёнок, делает первые шаги и начинает ходить. В этом возрасте шилась рубаха. Она была длинная, иногда до колена, а иной раз и ниже. Поверх рубахи по-прежнему завязывали пояс. Детская одежда перешивалась или шилась из одежды родителей. Такая рубаха была весьма удобная для маленького ребёнка (памперсов тогда не было). Детская рубаха была белого цвета, это символизировало чистоту ребёнка. Зимней одежды у маленьких детей не было. Если появлялась необходимость выйти на улицу зимой, то малыш одевал тулуп и валенки взрослых сестёр или братьев.
Одежда отроков
В семь – восемь лет для ребёнка наступала следующая возрастная ступенька-отрочество.
Отрочество продолжалось до пятнадцати лет. В этот период наряд детей уже различается по половым признакам. Мальчишки уже носили штаны, девчонки одевали более длинные юбки и рубахи у них были украшены. В этом возрасте девочки получали первые свои серёжки и конечно прокалывали уши, чтоб носить эти серёжки. Им дарили бусы. Бусы были оберегом, так как имитировали тот же круг, что и пояс.
В это возрасте дети получали также первую собственную верхнюю одежду. Этой одеждой и для мальчиков, и для девочек были балахоны.
Одежда молодёжи
К пятнадцати годам, считалось, что человек уже созрел для вступления в брак. Молодёжная одежда этого возраста была сложной, отличалась множеством модных мелочей и конечно должна была отражать молодёжную энергию.
Молодые люди брачного возраста ходили в красных рубахах, которые были украшены золотой тесьмой и вышивкой. Сорочки шились из хлопчатобумажной ткани или шелка, материал был очень модный и дорогой. Штаны производились также из хлопчатобумажной ткани с начёсом, из дорогого сукна или из плиса. Плис имитировал бархат. Парни носили, яркие и украшенные символами плодородия, широкие пояса.
Как только молодой человек сосватал себе невесту, то рубаху он одевал опять белого цвета. Это символизировало, что парень поменял свой социальный статус.
Также парни должны были носить городские шляпы, это обозначало что он готов к браку. После сватовства шляпа украшалась лентами и искусственными цветами.
Во всех возрастных категориях от младенчества до созревания детская одежда символизировала народные традиции и обычаи.