darbogu

Может ли поклонение и почитание святынь увести человека от Бога и привести к идолопоклонству?

0 106

Одной из особенностей Православной Церкви является особое почитание святынь: икон, мощей святых и многого другого, относящегося к служению Господу. Сегодня мы попытаемся понять, может ли такое отношение увести человека в идолопоклонство.

Начнем с того, что большинство протестантских Церквей критикует православие за "поклонение иконам", считая это идолопоклонством. На самом же деле, Православная Церковь не поклоняется иконам, а почитает их, называя это почитание "почитательным поклонением". Проводится различительная черта между служебным поклонением и неслужебным, где служебное относится только к Богу, а неслужебное – почитательное – к святыням.

Однако, все же случается, что среди непросвещенного народа кто-то начинает воспринимать икону как идола и молиться ей как Богу – это действительно неправильно и опасно, поэтому таких людей следует вразумлять. Итак, если почитание икон, все-таки, может увести человека в идолопоклонство, может быть, стоит вообще отказаться от них, как от лишнего искушения?

Но дело в том, что иконы являются очень полезным атрибутом: многим верующим проще сосредоточиться на молитве, видя перед собой изображение Господа или какого-нибудь святого. Помимо этого, иконы призваны показать человеку в телесной форме то, что само по себе этой формы не имеет:

«Бог, не желая, чтобы мы совершенно не знали того, что бестелесно, облек его формами, и фигурами, и образами, применительно к нашей природе» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Также отметим, что через иконы совершаются чудеса – например, исцеление. Это, к слову, может быть еще одним аргументом в пользу богоугодности икон.

Скажем также, что неправильное понимание каких-либо догматов или религиозных особенностей существует везде; в каждой конфессии есть определенный процент людей, которые отходят от истины своей общины. Но это является поводом не избавляться от каких-либо религиозных элементов, а просвещать народ.

Среди аргументов против икон может быть местописание из Ветхого Завета:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20:4).

Но ведь даже в ветхозаветном Израиле были изображения. Например, в той же книге Исхода мы можем наблюдать, как мастер Веселиил сделал изображение двух херувимов (Исх. 37:7-9). А Моисей, по велению Господа, делает в пустыне медное изображение змея, на что Господь говорит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3:14).

Таким образом, мы видим, что изображения имеют место быть, если они не становятся самостоятельным объектом поклонения, а лишь являются образом кого-либо. Библия запрещает создавать кумиров и поклоняться им, но православные поклоняются только Богу.

Однако и по сей день существует запрет на изображение на иконах Бога-Отца. Его никто никогда не видел, поэтому пытаться изобразить Его – значит уже заранее заблуждаться и создавать ложный образ Господа. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что «если бы мы видели Его, то изображали бы». Изображение же Бога-Сына не возбраняется, потому как он являлся людям в человеческом облике.

Несмотря на то, что в 1551 году появился запрет изображать Бога-Отца, до него такие иконы все же писались (впрочем, после него тоже). Почти все их признали неканоничными, за исключением одной: иконы Пресвятой Троицы, написанной Андреем Рублевым. Ее приняли потому, что изображение имело символичный характер и не пыталось отобразить сущности какой-либо ипостаси Бога: ангелы, изображающие Троицу, не имели различий в лицах.

Бытует также мнение, что православные христиане молятся святым как божествам – но в православии не молятся святым, а лишь обращаются с просьбами. Христиане, которые были причислены Церковью к лику святых, являются для нас не только примерами для подражания, но и ходатаями перед Господом. Они, достигшие святости, наиболее приближены к Богу, поэтому мы можем обратиться к ним с молитвенной просьбой о помощи.

Но саму помощь в решении нашей проблемы дают не святые, а сам Бог; святые же просят Его за нас. При этом, нельзя забывать молиться Господу, ведь святые – не посредники между человеком и Богом, а наши сомолитвенники и помощники.

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.