Важные принципы преодоления зависимостей. Православный взгляд на проблему
Вопрос:
Как преодолеть зависимость?
Отвечает батюшка:
Это тема объемная, она не может быть озвучена в двух минутах, но скажу кратко то, что можно сказать кратко. Существующая работа, которую я писал «Преодоление зависимого поведения: зависимым и их близким», но также в эту книгу вошли тексты и ссылки на лекции, которые я по данному поводу делал.
Книга начинается с вопроса, как можно в нескольких пунктах рассмотреть вот эту тему лечения зависимости. На вопрос зависимости я в этой книге смотрел с точки зрения учения нашего академика Ухтомского, которое, в принципе, является базовым для мировой науки.
По преданию, он не покинул блокадный Ленинград, потому что был тайно рукоположенным епископом, но это есть такое предание, может быть, это и неправда. Но он считался гордостью советской науки, и вследствие того, что был членом мировой величины, в годы репрессии и гонения на веру его даже не арестовали. Его отпустили из тюрьмы, сказали просто не проповедуй студентам. Но даже когда он не проповедовал, просто сам контакт с ним приводил людей к вере.
Кстати, вот он дополнил вот эту мысль известную «религия – это опиум для народа». Кстати, в подлиннике там сказано о чём? Что религия – опиум для народа, да, но идея в том, что религия даёт утешение человеку в непереносимых скорбях. Это цитата по Марксу.
Но Ухтомский как бы продолжает эти слова Маркса, говорит:
«Да, и пусть она будет опиумом в том смысле, что пусть она, религия, тормозит всё подлое и низкое в человеке. То, что толкает человека пресмыкаться в уютную лужу с какими-то там самками».
Я не говорю, что не должно быть супружеских отношений, должна быть любовь, семья, но здесь имеется в виду какой-то разврат. И в этом смысле действительно религия тормозит, то, что толкает человека в какие-то дикие взаимодействия.
Но с точки зрения академика Ухтомского можно вывести несколько принципов лечения зависимостей. Он не писал впрямую о зависимостях, но на основании его творения можно эту схему составить. И это схема, в принципе, всех зависимостей.
Вначале у человека появляется очаг возбуждения в коре головного мозга, который обладает несколькими свойствами. В момент возбуждения все поступающие импульсы притягиваются к текущему очагу. То есть наркоман, который уже инъекционно принимает наркотик, он смотрит на сахарницу и видит, как кто-то сахар насыпает в чашечку с чаем, он представляет наркотик.
Одновременно в прочих отделах коры развивается процесс торможения. То есть человеку, уже вошедшему в зависимость, нет дела до учёбы, он рвет отношения со своей невестой. Если, конечно, сильно любил, тогда любовь к ней перетянет.
Но все в его жизни покрывается пеплом. Доминанта является маховым колесом, который из всего многообразия сигналов вычленяет только то, что интересно тебе биологически в один момент.
То есть из всех знакомых ты оставляешь только тех, у кого можно занять денег. И одновременно доминанта как бы определяет тот колорит, который нам рисуют люди. Поэтому мир наркоманов – это мир очень уродливых людей.
Если ты сам внутри деградируешь, как говорил Ухтомский, ты вычленяешь два-три признака из окружающего мира, в частности из описания окружающего человека, а остальное достраиваешь образ другого человека тем, что ты накопил во время своей предыдущей жизни.
Если во время твоей предыдущей жизни ты только, извините за это, торчал, что-то употреблял, никаких связей особо не воспитал, то примерно в таком ключе ты видишь остальных людей.
Когда Ухтомского спросили, каким образом побеждать эту патологическую доминанту, он сказал, что штурмовать его в лоб неперспективно.
Почему?
Потому что, пытаясь опровергнуть доминанту логически, мы можем её подкрепить. Поэтому, если мы говорим алкоголику, что пить – это плохо, конечно, иногда это уместно, если у человека, скажем, алкоголизм ярко выражен. Но если человек уже вошёл в стойкую зависимость, разговоры о том, что это плохо, могут просто расковырять его болячку и напомнить ему о том, что не пора ли выпить.
И важно строить другую доминанту – это любовь к людям. Я вот часто на каких-то беседах упоминаю про 5 навыков для преодоления зависимости – это пост, послушание, молитва, режим и любовь.
То есть, когда человек входит в поток вот этой доминанты, всё прочее в его жизни подавляет, остается только одна мысль – употребление. В этот момент человек с собой невластный, поэтому он должен начать воспитывать в себе новые навыки, которые автоматически воспроизведутся в момент страсти. Например, навыки рукопашного боя будут действовать сами по себе, даже когда боец будет ранен.
Конечно, есть момент мистический, когда Господь нам помогает, и если мы, как писал Святитель Игнатий:
И поэтому весь вопрос стоит, как человеку научиться жить на этой высоте.
Вот я писал работу «Преодоление игрового механизма. Часть 4», там эту мысль высказал, каким образом человек может свою жизнь настроить таким образом, чтобы он был способен ощутить то духовное переживание, которое затормозит в нём вот эту патологическую доминанту.
Но если сосредоточиться, может быть, на какие-то советы для людей, в том числе и неверующих, но может и человек неверующий отчасти на себя принять пост. То есть тебе хочется что-то там съесть в постный день, какое-нибудь мороженое, но при любви к Богу ты удержишь свою руку.
Если ты не можешь побороть большую зависимость, большую проблему, ты учишься, как в рукопашном бою сейчас отрабатывать какие-то удары, набивать свои кулачки, чтобы впоследствии у тебя кость перестроилась, чтобы ты мог разбить кирпич.
Если ты научился выходить из потока желания съесть мороженое в постный день, когда-то ты настолько усилишь, что выйдешь из потока желания употребить.
Послушание. Послушание – это способность тоже выйти из какого-то потока. Наркоман никогда не изменит свои планы ради кого бы то ни было, потому что «моё – ценно, чужое – ничто».
Но если у вас есть хоть минимальная какая-то способность, когда вам говорят: «Останься ещё на полчаса», и вы, кряхтя и охая, остаётесь, то, когда у вас будет действовать и подавлять ваше состояние тяга, вы сумеете из этой тяги выйти.
Молитва. Если вы себя приучаете внимательно, например, читать псалтирь, и когда у вас бушуют всякие мысли – просто войти в слова молитвы. Не только в момент наркомании, но и в момент сильного отчаяния, когда вы упадёте в воздушную яму, когда у вас будет паника и мысль о самоубийстве, вы сумеете этот навык употребить в эти секунды и сосредоточиться не на текущей обстановке, и выйти в какой-то конструктив.
Режим. Вы приучаете себя к режиму. Примерно в одно и то же время ложиться, в одно время вставать. Это не сделает вас неспособным к творчеству. Если сейчас берем не только людей искусства, а людей, которые заняты какими-то проектами, то творчество ваше усилится, потому что вы освободитесь от хаотичных мыслей, вы будете знать, что если заурчало сейчас в животе – это не повод сейчас идти есть, вы поедите через полчаса, когда станет 12:30 или во сколько вы обедаете.
И вы, постепенно следуя режиму, отсеивая какие-то хаотичные сигналы, приобретаете все больше и больше свободы к самоопределению.
А любовь – это возможность посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Вы сейчас хотите курицу, но жена хочет рыбу. И вы, не ругаясь, соглашаетесь. Конечно, у вас рождается некая печаль, почему она не захотела приготовить курицу. Но вы учитесь на вот этой маленькой микрозадаче, эту печаль побеждать.
И когда вот эти 5 навыков вы ежедневно, даже без всякого участия, совершаете не потому, что вас кто-то нагружает, а вы просто их делаете, постепенно у вас сформируется некая способность противостоять большим искушениям.
И самое главное, что, когда вы развиваете 5 навыков, вы не думаете о самой зависимости, потому что думать о том, что вы боретесь с зависимостью – это уже в каком-то смысле подкреплять эту текущую доминату.
Об остальном можно прочесть в лекциях и текстах, которые я готовил.
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру
Читайте еще:
Пьянство – это духовная болезнь? Как православные старцы советовали бороться с этим недугом
"Никак не могу забыть бывшего мужа, а он уже с другой. Что мне делать, батюшка?" – Духовник ответил прихожанке Универсальное средство для выхода из трудных жизненных ситуаций. Иерей Константин Корепанов «Держись как можешь, а Дух Святой будет действовать…» Удивительная история батюшки